Руководство компании ООО «Клаас-Восток» направило заявку и пакет документов для аккредитации в качестве поставщика и включения в лизинговую программу ОАО «Росагролизинг». Предприятие с пуском второй очереди довело уровень локализации в России до 50% и теперь может претендовать на преференции со стороны государства. В настоящее время начата работа над ценовым соглашением с «Росагролизингом».
Как сообщил «Эксперту ЮГ» руководитель Управления взаимодействия со СМИ и общественными организациями «Росагролизинга» Алексей Смородов, руководство «Клааса», в состав которого входит краснодарский завод по сборке сельхозтехники, направило заявку его ведомству для подключения к государственным лизинговым программам. По его словам, «Росагролизинг» закупает технику у предприятий, уровень локализации которых равен 30% при условии его поэтапного увеличения до 50%. Отдельно, если нет российских аналогов, техника и оборудование могут закупаться у иностранных производителей (оборудование для оснащения животноводческих комплексов и молочно-товарных ферм).
«При соответствии завода «Клаас» указанным критериям и при наличии спроса со стороны клиентов ОАО на их технику, они могут стать участниками лизинговых программ от «Росагролизинга», — добавил г-н Смородов. — Привлечение широкого круга производителей техники и оборудования для нужд АПК к льготным правительственным программам федерального лизинга увеличивает конкуренцию среди поставщиков, способствует созданию новых производственных мощностей и активизации предпринимательской деятельности в этом сегменте рынка».
В «Росагролизинге» сообщили, что сейчас идёт работа над ценовым соглашением с «Клаасом».
От простого к сложному
Первая очередь краснодарского завода была запущена в 2005 году и представляла из себя по сути отвёрточную сборку всего модельного ряда зерноуборочных комбайнов Tucano и тракторов Axion850 и Xerion3300/3800 с локализацией не более 10%.
Интересно, что президент ассоциации производителей сельхозтехники Росагромаш, а попутно и глава «Ростсельмаша» Константин Бабкин неоднократно выступал за то, чтобы «российскими производителями» с соответствующими преференциями со стороны федерального правительства и участием в госпрограммах признавались только те иностранные инвесторы, добившиеся уровня локализации своих предприятий в РФ более 50%.
Однако достаточно долго собственники компании не могли нарастить ни мощности предприятия, ни уровень локализации. Сначала помешал мировой экономический кризис, падение спроса на сельхозтехнику, затем финансовые и политические осложнения.
При этом руководство CLAAS предъявляло серьёзные претензии к отечественным поставщикам комплектующих (большинство из них из Ростовской области, такие как «Аксайкардандеталь», «Агротрейд», «БДМ-Агро» и др.), производящих шнэки, тележки для транспортировки жаток, огнетушители, рукава высокого давления, рамы и пр. К примеру, их не устраивало ни качество окраски, ни коррозионная стойкость, ни тем более стабильность поставок.
Сам генеральный директор краснодарского завода Ральф Бендиш рассказывал прессе, что не исключает дальнейшего расширения производства в России в ближайшие 5–10 лет, однако в ближайшей перспективе у CLAAS нет планов инвестировать в РФ. И лишь спустя 10 лет после прихода в Краснодар компания стала «российской».
Как сообщили в компании, строительство второй очереди завода началось в 2013 году и потребовало инвестиций в размере более чем 120 млн евро. На эти средства общая площадь предприятия была кратно увеличена (с 11 до 45 тысяч квадратных метров). В частности, были построены новые цеха металлообработки, окраски и монтажа. По информации представителей CLAAS , запуск этих производственных площадок позволит снизить транспортные расходы, увеличить уровень локализации завода более чем в 50% и удвоить производственные мощности завода (с 1 до 2–2,5 тысяч единиц техники в год). Одна только окрасочная линия позволит заметно расширить перечень комплектующих, которые можно покупать в России в неокрашенном виде, что как минимум вдвое нарастит степень локализации. Одновременно увеличивается и количество рабочих мест с 300 до 500.
«Благодаря собственным мощностям, “КЛААС” будет производить большую часть комплектующих у себя на заводе самостоятельно, таким образом, замещая их импорт, — сообщил Ральф Бендиш. — Уже сегодня мы сотрудничаем с более 40 российскими поставщиками, предоставляющими детали и комплектующие машин. После запуска завода в эксплуатацию мы достигнем степени локализации более 50%, сравнимой с головным предприятием в Германии. Это позволит нам существенно снизить долю импорта, уменьшить себестоимость и в итоге цену конечного продукта для российского сельхозпроизводителя. ООО “КЛААС” в Краснодаре — поистине российский производитель».
Впрочем, германский инвестор не намерен останавливаться на достигнутых результатов. По мнению регионального президента в странах Восточной Европы и генерального директора сбытовой компании «КЛААС Восток» Бернда Людевига, с подключением к государственным программам стимулирования «Росагролизинга» его холдинг собирается установить контроль как минимум над третью российского рынка зерноуборочных комбайнов.
«С инвестированием в 120 млн евро компания сможет выпускать более двух тысяч комбайнов в год, причем как для внутреннего рынка, так и для экспорта, — считает член правления CLAAS, руководитель направления по зерноуборочной технике Генри Пуль. — Именно эти два фактора мотивировали концерн на строительство второй очереди нашего предприятия в России, поскольку для такого обширного рынка необходимо иметь уровень локализации производства не менее 50%. Это позволит компании предложить российским аграриям оптимальные условия приобретения и обслуживания сельхозтехники, а также обеспечить рынок необходимым количеством техники».
— Подобная стратегия (вхождение в программу госсубсидирования) представляется достаточно интересной и перспективной, особенно при условии поддержки со стороны Минпромторга, — заметил «Эксперту ЮГ» младший партнёр Практики «Промышленность» консалтинговой группы «НЭО Центр» Борис Меламед. —В существующих рыночных условиях, учитывая государственный курс на развитие аграрного сектора, а также планы по локализации в сегменте машиностроения, для CLAAS открываются широкие возможности. Локализация производства — это наиболее эффективный инструмент, позволяющий существенно усилить позиции компании по сравнению с конкурентами.
Следует заметить, что у компании имеется серьёзная лоббистская поддержка теперь уже на федеральном уровне. Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачёв, ещё будучи кубанским губернатором, всячески стимулировал местных аграриев на закупку именно продукции краснодарского завода. А когда стал министром, предложил пересмотреть критерии отбора производителей для господдержки, смягчая требований к степени локализации.
Углублённое восприятие
Впрочем, стать «своим» на российском рынке далеко не просто для иностранного производителя. Как уверяют профильные аналитики, в Минпромторге РФ сегодня намерены упорядочить методику исчисления локализации, и к 2018 году считать «российскими» компаниями только тех, у которых уже не менее 60% комплектующих производится внутри страны. Это позволит подключиться к программе госсубсидирования отечественных производителей сельхозтехники (по ней компаниям возмещается скидка в размере 25–30% в зависимости от региона продажи).
— В 2014-м году CLAAS продал почти в 8 раз меньше комбайнов, чем «Ростсельмаш», — рассказал генеральный директор компании «Финансовый и организационный консалтинг» Виталий Дербеденев. — Однако, стоит учитывать, что размер субсидии (25–30%) практически соответствует разнице в цене между отечественной техникой и импортной. Таким образом, получив субсидию, завод CLAAS сможет сравняться по цене с продукцией «Ростсельмаша» и существенно усилить свои позиции на российском рынке. Однако пока ключевых узлов и механизмов в России CLAAS не производит, поэтому ему срочно необходимо обзавестись надёжными поставщиками, к примеру, мостов или двигателей.
Ряд экспертов вообще сомневаются в оценках локализации руководства немецкой компании, большая часть комплектующих которой поступает в Краснодар от её немецких и французских предприятий.
— В настоящее время CLAAS в России практически не использует российские комплектующие, — рассказал «Эксперту ЮГ» директор Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» Евгений Корчевой. — Говоря о 50% на самом деле компания говорит не о локализации, а о добавленной стоимости. Так как CLAAS покупает комплектующие сам у себя, то и добавленную стоимость в России они регулируют сами. При этом налог на прибыль в России почти в 2 раза меньше чем в Германии. Основой сборки являются импортные компоненты, а из-за девальвации цены на тракторы и комбайны резко взлетели. Поэтому компания пытается выторговать для себя субсидии, чтобы за счет государства снизить цены. Трудность, с которой они сталкиваются - это то, что порядок заключения специнвестконтрактов для продукции имеющей российские аналоги более сложный, чем для продукции без аналогов. Поэтому компания включила весь свой лоббистский ресурс. Впрочем, лоббистский ресурс вряд ли обеспечит CLAAS отечественными двигателями, этим вопросом теперь придётся заниматься всерьёз.
В настоящее время на тракторах Axion950-92 устанавливаются итальянские 6-цилиндровые двигатели FPT (Fiat Power Train) Cursor-9 с рабочим объемом 8,7 л. В технике компании вообще используются двигатели главным образом из США и Италии.
В Минпромторге же, по данным источников газеты «Коммерсант», согласны предоставлять CLAAS субсидии при условии закупки им российских двигателей на Ярославском моторном заводе «Автодизель» (входит в группу ГАЗ Олега Дерипаски).
Как рассказали на ЯМЗе, основной продукцией предприятия сегодня являются дизельные двигатели ЯМЗ-530 мощностью 362–412 л.с., выпускаемое по технологической лицензии Renault Trucks. К примеру, двигатели этого завода (ЯМЗ-236) устанавливаются на некоторых марках ростовских комбайнов Дон-1500, Acros и Vector. А учитывая, что на ЯМЗе сегодня делают двигатели под топливо стандарта «Евро-4», то экспортные перспективы CLAAS как минимум на рынке СНГ вполне обоснованы.
Собственники «Автодизеля» подтвердили, что к ним обратились с предложениями сотрудничества как раз по двигателю ЯМЗ-530 представители CLAAS, но пока воздержались от комментариев.
— Вариант закупки российских двигателей у компании «Автодизель» представляется хорошей идеей, — считает аналитик ИФК «Солид» Елена Юшкова. — Конечно, может возникнуть ряд сложностей, связанных с некоторой потерей качества техники из-за необходимости подобной модернизации. Вместе с тем, возможность получения госсубсидий и более низкая себестоимость продукции позволят направлять инвестиции в повышение качества производимых комбайнов, что в конечном итоге позволит решить эту проблему.
— Полагаю, что об этом говорить пока преждевременно. Наиболее правильным видится создание на территории РФ совместного предприятия CLAAS и «Автодизель», которое сможет в будущем закрыть потребности в двигателях, — полагает Борис Меламед. — ЯМЗ предоставит производственные мощности, CLAAS — обеспечит трансфер технологий, схема достаточна стандартна. В настоящее время уровень локализации в сегменте автопрома составляет около 45 процентов, при этом двигатели используются иностранного производства. Замена ключевого элемента на российский аналог потенциально возможна, но потребует значительных усилий по подготовке, проведению испытаний, интеграции и сертификации. На мой взгляд, пока речь идет лишь о планах на долгосрочную перспективу, но, с высокой долей вероятности можно сказать, что они будут реализовываться.
Не жаткой, так гусеницей
Однако и отечественные двигатели ещё не гарантия для CLAAS возможности поколебать нынешние рыночные позиции «Ростсельмаша» (доля рынка России — 65%). По данным рыночных аналитиков, за первые 7 месяцев 2015 года доля сельскохозяйственной техники отечественного производства на российском рынке увеличилась на 7% и превысила 45%. При этом за указанный период времени импорт машин и оборудования для сельского хозяйства снизился на 59%.
В компании «Солид» это связывают со снижением спроса на импортную технику из-за её удорожания в результате ослабления рубля и с введением квот на импорт зарубежной техники на территорию стран Таможенного союза. По подсчётам аналитика Елены Юшковой, компания CLAAS ещё несколько лет назад занимала порядка 12% российского рынка сельскохозяйственной техники, а сегодня эта доля упала до 3%.
— Во всем мире ценят немецкую технику за ее высокое качество и надежность, но, даже с учетом высокой степени локализации, комбайны CLAAS будут стоить существенно дороже российских конкурентов, решение останется за потребителем, — полагает Борис Меламед. — Здесь немаловажную роль сыграет система постпродажного обслуживания в ключевых агрорегионах, на создание которой также потребуется время и инвестиции. Здесь, но мой взгляд, преимущество на стороне конкурентов — компании «Ростсельмаш».
По мнению президента группы компаний «Городской центр экспертиз» (Санкт-Петербург) Александра Москаленко, конкурировать в комбайновом сегменте с ростовчанами краснодарскому производителю германского происхождения будет крайне сложно, учитывая, что только за прошлый год «РСМ», воспользовавшись падением рубля, экспортировал своей продукции на 4 млрд рублей. Зато реальные перспективы у CLAAS появляются в сегменте тракторов, где он может отодвинуть не только ростовские Buhler VERSATILE, но и других производителей.
— На тракторном рынке России сегодня доминируют гусеничные сельскохозяйственные и лесные машины, экскаваторы, тягачи и т.п. производства Беларуси и Китая (компания «Foton»). Ростсельмашевские тракторы занимают здесь незначительное место, — считает эксперт. — Как раз в тракторном сегменте у CLAAS более «длинная» продуктовая линейка, и краснодарцы вполне могут «подвинуть» и белорусов, и китайцев.
Здесь как раз-таки и пригодятся тракторные двигатели ЯМЗ, которыми вполне можно будет оснастить машины семейства Axion. Кроме того, производители могут использовать российский металл для снижения себестоимости продукции и конкурентного преимущества.
Тем не менее, вряд ли это заметно скажется на снижении цен для потребителей даже в условиях обострения рыночной борьбы. «Российские компании сейчас увеличивают свои доли, в основном, за счёт снижения импортных поставок сельхозтехники в Россию, а не в ходе конкурентной борьбы друг с другом», - считает Елена Юшкова.