Министр экономики Краснодарского края Алексей Юртаев: долгосрочный план развития агломерации позволит привлечь федеральные деньги на развитие инфраструктуры // Фото: «Эксперт Юг»
Поделиться
Федеральные средства на ускорение роста
По данным Института экономики города, из 17 агломераций из числа крупнейших, выбранных для анализа в России, краснодарская является самой быстрорастущей по численности населения. Если в среднем агломерации страны в период 2010-21 годов увеличили население не более чем на 15%, то краснодарская — на 37,8%. Это наивысший результат даже среди городских агломераций Европы.«С точки зрения экономиста, каждый второй рубль производится в агломерациях. По темпам роста экономики и населения краснодарская агломерация является драйвером экономики страны, — говорит министр экономики Краснодарского края Алексей Юртаев. — При этом краснодарская агломерация стала одной из трех пилотных площадок для апробации системы долгосрочных планов развития городских агломераций. Эксперимент также проводится в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Задача простая: приоритезация средств федерального бюджета, направляемых на развитие инфраструктуры, на растущих агломерациях. Сейчас проект долгосрочного плана уже в финальной стадии, основные мероприятия, которые будут предполагать финансирование федерации, уже определены. Их ключевая задача — сохранение темпов роста или их ускорение. Это развитие инфраструктуры промышленных парков и зон создания рабочих мест. Для края приоритет также — развитие мобильности населения».
Алексей Юртаев подчеркивает: в этом году бюджет развития края превысит 150 млрд рублей. Раньше он составлял 10-15 млрд, в прошлом году – он был 85 млрд. Считается, что рубль бюджетных инвестиций привлекает пять рублей частных, то есть при инвестициях бюджета в 150 млрд, дополнительно в экономику края привлекаются 750 млрд рублей.
Поделиться
Некоторые примеры бюджетных вложений. С 2019 года из бюджета Кубани было выделено на приобретение электротранспорта и строительства трамвайных путей в Краснодаре порядка 3 млрд руб. В 2022 году было подписано концессионное соглашение по развитию инфраструктуры городского трамвайного транспорта. В первую очередь будет инвестировано около 28 млрд руб., из которых 8 млрд руб. средства федерального бюджета. На эти деньги в этом году планируют построить 6,4 км путей, закупить 40 низкопольных трамваев. Это позволит сократить время в пути, поспособствует появлению новых точек роста, в конечном счете привлечет инвестиции.
Также ведется строительство автомобильных дорог вокруг Краснодара, расширение въездов. За счет развития транспортной инфраструктуры населенные пункты агломерации станут более привлекательными для жителей отдаленных районов. В долгосрочных планах — создание двух промышленных зон, инвестирование порядка 80 млрд рублей в системы водоснабжения и водоотведения. Общая сумма вложений в ближайшие 6 лет в различные сферы жизнедеятельности агломерации, по оценке Алексея Юртаева, составит около 500 млрд рублей, из которых 50% составят частные средства, а остальное — из бюджетов различного уровня.
Однако при обсуждении будущего развития краснодарской агломерации эксперты напомнили о проблемах, порожденных предыдущим этапом ускоренного роста.
Хроническое отставание инфраструктуры
Основатель и координатор общественного движения «Помоги городу» Елена Шувалова считает, что сейчас в Краснодарской агломерации сложилась катастрофическая ситуация по причине разрыва между темпами строительства и развитием социальной сферы, а также водно-зеленого каркаса в столице Кубани.«Колоссальный прирост населения никак не компенсирован строительством социальной инфраструктуры, — говорит Елена Шувалова. — Сейчас жителям Краснодара крайне трудно попасть в поликлиники, в больницы, устроить ребенка в школу. Уже 25 лет ни в одном водоеме Краснодара нельзя купаться, там нет рыбы и вообще ничего живого. Сейчас на каждого жителя приходится 1,2 кв. метра парков и скверов из положенных 16. Я уже не говорю о соединении зеленых зон. Исходя из темпов роста численности населения, развития экономики Краснодарская агломерация имеет право претендовать на безвозвратные средства из федерального бюджета на развитие социальной сферы, зеленых зон, приведения в порядок водоемов».
Александр Полиди, зампредседателя Общественной палаты Кубани напомнил, что Краснодарская агломерация — самая быстрорастущая, она опережает подобную Московскую и Санкт-Петербургскую. По прогнозам специалистов эта тенденция сохранится, как минимум до 2030 года, когда численность населения Краснодара превысит 2 млн человек.
Поделиться
«Люди, которые приезжают в Краснодар на постоянное место жительства, едут сюда и за доступной, качественной, комфортной городской средой, а ее отсутствие может сказаться и на темпах развития всей агломерации, — отмечает Александр Полиди. — Сюда просто иссякнет миграционный поток. Также важный момент — транзитный туризм. Он будет развиваться вокруг транспортно-логистического хаба на базе Аэропорта Краснодара. Люди, цель которых — курорты или иные страны, несколько дней должны провести в столице Кубани. Они оставят реальные деньги в ресторанах, кинотеатрах, развлекательных центрах, магазинах. Это в некоторой степени есть, но куда им пойти? По большому счету, кроме парка Галицкого, улицы Красной — некуда. Нет ни водно-зеленого каркаса, ни пешеходных зон. А ведь транзитный туризм — это приток значительных средств. По моим подсчетам, только до 2030 года Краснодар сможет принимать от 2,5 до 12-15 млн транзитных туристов, которые принесут городу до 60 млрд руб. Эти 60 млрд надо также умножить на десять — синергетический эффект от работы кафе, ресторанов, магазинов и.т.д. Поэтому напрашивается вывод о целесообразности вложении средств в городскую среду, в те же скверы, парки, зеленые зоны, водоемы».
По мнению директора Краснодарского филиала ГК «ЭНСИ» Михаила Келеметова, бизнес сегодня понимает, что на советском заделе по водопроводному хозяйству и энергосетевому оборудованию уже невозможно развиваться и строить большие проекты. «Крупные застройщики постепенно начинают инвестировать в сетевое оборудование, но пока это находится на начальном этапе. Очень важно и обеспечение районов новостроек общественным транспортом. Уже сейчас заключено концессионное соглашение и планируется новые микрорайоны соединить с центром города трамвайными путями. Но есть одно препятствие этим планам — больше половины участков по предполагаемому маршруту в частной собственности. Есть программы изъятия земель, но это долгий процесс и надо учитывать, что планы на бумаге и планы в реальности имеют несколько иные временные строки. На некоторые может понадобиться для осуществления до 10 лет и более. Поэтому, когда мы говорим о планах по проектам агломерации, их сроки реализации надо умножать на 2, 3, 4».
Поделиться
Михаил Келеметов считает, что строительство инфраструктуры требует гораздо больше времени, чем думают застройщики // Фото: «Эксперта Юг»При возведении ЖК застройщики зачастую забывают либо игнорируют необходимость пешеходных пространств. А ведь этот нюанс тоже входит в определение «комфортного жилья». «Есть разница между асфальтобетонным покрытием дворов и тротуаров и плиткой, которую можно уложить интересно с художественной точки зрения. Имеет значение и площадь покрытия перед подъездами, ширина тротуаров, наличие велодорожки. Тротуарная плитка в городе — это современное решение для всех крупных городов, яркий пример — Москва, где плиткой вымощены все престижные улицы. За пешеходными городами будущее», — рассказал Константин Попов, ведущий специалист по сопровождению проектов «Торгового дома «Выбор».
Впрочем, Дмитрий Луценко, руководитель департамента продаж компании DOGMA считает, что период, когда в Краснодаре строили некачественное дешевое жилье без возведения социальной инфраструктуры и создания водно-зеленой зоны, прошел. «Сейчас не покупают жилье, если рядом нет школы, поликлиники, детсада и хотя бы сквера — приобретают не только квадратные метры, но и комфорт и удобство. Мы в своих проектах это учитываем, сохранили, к примеру, дубы, ведем проектирование небольшого озера на 21 тыс. кв. м. Почему именно у нашей компании нет дешевого жилья — потому что мы вкладываем в социальную сферу, транспортную доступность. Мы строим проект и одновременно возводим школу — цена возрастает на 3-5%, мы договариваемся о 22 маршрут проходил через наши дома — стоимость также возрастет».
Как правило, представители строительных компаний отстаивают точку зрения, что рынок выровняет сложившиеся ранее дисбалансы, но общественники не верят в это.
«Краснодар разрастается в разные стороны — перешагнул Ростовское шоссе в районе трассы М4 "Дон", вышел за пределы Западного обхода, — подчеркнул зампредседателя комиссии по вопросам ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи Общественной палаты Краснодара Виталий Качков. — Из-за этого все коммуникации растянуты, образовалась очень сложная транспортно-логистическая система. В связи с этим нужны радикальные решения. Одно из них — строительство городов-спутников на удалении 10, 15, 25 км от Краснодара. Иначе мы никогда не увидим зеленые зоны, обозначенные в генплане. Девелоперов надо обязать вкладывать средства в инженерную, дорожную, энергетическую сети, социальную инфраструктуру».
Сохранить мигрантов, привлечь специалистов
«Еще одна проблема — закрытый аэропорт Краснодара: через него шел существенный трафик покупателей квартир, поэтому необходимо выходить с предложением о возобновлении работы аэропорта, — говорит Денис Бражниченко, президент компании «Лендекс». — Конечно же, безопасность должна быть обеспечена на соответствующем уровне. Считаю, что миграционный поток надо всеми силами сохранить. Это не только импульс развития строительной отрасли, но и ее формирование в соответствии с запросами».Александр Михеев, директор СК «Бауинвест» рассказал об изменении миграционного процесса, который произошел за последние десять лет. «Был период дешевого жилья, когда в Краснодар переехали около 200 тыс. человек, которые не представляют ценности для экономики города. Раньше было очень много переселенцев из Украины, Казахстана, Армении — сейчас поток мигрантов из этих стран незначительный. С тех пор миграционный поток качественно изменился: в столицу Кубани приехали квалифицированные специалисты Урала, Сибири, Севера, Москвы, Санкт-Петербурга».
Председатель комитета по строительству ККО ОПОРА РОССИИ, учредитель компании «Стройалматюг» Максим Ясенецкий высказался однозначно не только о сохранении миграционного потока, но и о его расширении в ближайшие годы.
«Миграционный поток — это, прежде всего, инвестиции, которые необходимы для восстановления и развития малого и среднего бизнеса. На Кубани в этой сфере ковидная экономическая рецессия сказалась не так губительно, как в других регионах, где люди просто продают бизнес, закрывают производство и едут в Краснодарский край с реальными деньгами. Тут проблема еще и в том, что, приезжая, бизнесмены не знают местной административной системы. На Кубани много курортных территорий, которые не развиты, не готовы принять бизнес по уровню развития инфраструктуры. Пример — Лабинский, Мостовской районы. Это два муниципалитета с огромным потенциалом, но там для бизнеса мало условий».
По мнению Евгении Журавлевой, директор ООО «Теплопроект», у компаний, которые включены в процесс развития агломерации должен быть еще один фокус внимания — это вовлечение во все процессы молодых специалистов. «Молодежи очень сложно получить опыт работы, в результате молодые специалисты уходят с регионального рынка труда. Предлагаю вспомнить систему распределения и профориентирования, когда студенты были обязаны отработать какое-то время по своему профилю в регионе», — заметила эксперт.
Руководитель подразделения в ЮФО и СКФО компании «Промресурс» Юрий Хамин заявил, что краснодарской агломерации не хватает новых площадок для создания промышленных производств. «В край переезжает достаточное количество профессионалов по различным направлениям, в том числе инженеров, проектировщиков, слесарей и.т.д. Раньше очень много было импортной продукции, сейчас практически в каждом крупном городе есть, к примеру, производство трубопроводной арматуры, задвижек, тепловых пунктов. Все этом могло бы быть организовано и в Краснодаре. Краснодарской агломерации необходим кластер или индустриальный парк, где бы было сконцентрировано промышленное развитие», — отметил глава филиала.