92 99 13

Кремль укрепляет Северный Кавказ силовиками-«арбитрами»

669
3 минуты

Назначение генерал-лейтенанта Александра Матовникова на пост полпреда в СКФО свидетельствует о намерении Кремля укрепить безопасность в регионе и сохранить авторитет федеральной власти

Кремль укрепляет Северный Кавказ силовиками-«арбитрами»

669
3 минуты

Назначение генерал-лейтенанта Александра Матовникова на пост полпреда в СКФО свидетельствует о намерении Кремля укрепить безопасность в регионе и сохранить авторитет федеральной власти

Кремль укрепляет Северный Кавказ силовиками-«арбитрами»

Поделиться

Назначение полпредом в СКФО кадрового военного, выходца из структур КГБ генерал-лейтенанта Александра Матовникова свидетельствует о сохранении политики по укреплению безопасности в регионе. Напомним, в понедельник президент России Владимир Путин назначил полпредов ЮФО и СКФО. Должность полномочного представителя президента в Южном федеральном округе осталась за Владимиром Устиновым, который занимает этот пост с 2008 года (ранее он был министром юстиции РФ и генеральным прокурором). Полпредом на Северном Кавказе стал генерал-лейтенант Александр Матовников. С 2013 года он занимал должность заместителя командира Сил специальных операций при Генштабе ВС РФ.

В последние годы полпреды президента в СКФО были выходцами из силовых структур. Например, Сергей Меликов до своего назначения полпредом в мае 2014 года (был полпредом в 2014-2016 гг.) был первым заместителем начальника Главного штаба Внутренних войск МВД России (ныне Росгвардия). В биографии его преемника Олега Белавенцева (2016-2018 гг.) также было немало пересечений с силовыми структурами. В разное время он работал гендиректором «дочки» Оборонсервиса — компании «Славянка», полпредом в Крымском федеральном округе, с 2014 года входит в состав Совбеза РФ. В продолжение этой традиции – назначение новым полпредом в СКФО заместителя командира Сил специальных операций Вооруженных сил Александра Матовникова. Практически вся его профессиональная деятельность связана с борьбой против терроризма (в том числе и на Северном Кавказе, и в Сирии), а значит, это направление, скорее всего, будет одним из приоритетных и на новом посту.

По мнению директора исследовательских программ «Фонда политической культуры» Алексея Синельникова, назначение Александра Матовникова связано с необходимостью обеспечить Северный Кавказ сильной фигурой, которая бы напрямую транслировал политику президента. «СКФО, пожалуй, последний округ, в котором полпред имеет политический вес. Поскольку официальная система государственной власти, начиная от муниципалитетов и до уровня региона в республиках слаба — она уступает личным и семейным взаимоотношениям, требуется некий арбитр, за которым бы было последнее слово в возникающих конфликтах интересов. Матовников хорошо подходит на эту роль», — отмечает политолог.

Главного научный сотрудник ЮНЦ РАН Виктор Авксентьев отмечает, что оценить степень влияния нового полпреда на ситуацию в регионе можно будет только после того, как будут конкретизированы функции самого полпредства. «При существующем положении — дело в самом институте (полпредства). На что, и каким образом может влиять полпредство, если финансовые потоки не в его руках? Изначально, когда создавался СКФО, была задумка изменить ситуацию в регионе путем экономической реконструкции. Сочетание функций вице-премьера и полпреда у (Александра) Хлопонина (был одновремено полпредом и вице-премьером по Северному Кавказу в 2010-2014 гг., в 2014-2018 гг. — вице-премьером) создавало для этого все возможности. Сейчас полпредство такими возможностями не располагает, поскольку есть Минкавказа и финансовыми потоками управляет оно», — говорит Авксентьев.

По мнению старшего научного сотрудника Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николая Силаева, назначение Матовникова контрастирует с линией экономического развития СКФО, заявленной в 2010 году. Тогда на пост полпреда был назначен Александр Хлопонин. Он же продолжал эту линию уже на посту вице-премьера, курирующего Северный Кавказ. «Возможно, это (назначение Матовникова) связано с тем, что Кремль, прежде всего, видит на Кавказе силовые вызовы. Либо рассматривает институт полпредов, не как инструмент экономического развития, а как инструмент координации силовых структур в округе. И это действительно то, к чему полпред может иметь какое-то отношение и сыграть какую-то роль», — комментирует Силаев. Он также отмечает, что пост полпреда совсем не обязательно будет ключевым с точки зрения политики, которую центр проводит в округе и регионах округа. Это связано с тем, что роль и функции полпредств как института власти довольно размыты.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1