МКС объявил о масштабных планах //Фото: сайт mokostav.com
Возрождение производства лактозы
По данным специалистов рынка, ежегодные потребности России в лактозе составляют около 18 тыс. тонн (из них 15 тыс. тонн - пищевая). Лактоза — или по-другому, молочный сахар, является единственным углеводом животного происхождения в природе. Этот продукт крайне востребован в различных промышленных сферах, особенно в пищевой, сельскохозяйственной и отрасли здравоохранения.
Лактоза используется в производстве детского питания, кондитерских изделий, витаминных добавок для животных, лекарственных препаратов. Например, она служит связующим веществом при таблетировании.
После распада СССР на территории страны перестали производить лактозу, в том числе потому, что немногочисленные предприятия, где выпускали эту продукцию, остались на территории нынешних стран СНГ. Все эти годы столь ценный для нас молочный сахар ввозили из-за рубежа. И даже сейчас, после введения санкций в отношении России, лактозу продолжают поставлять по параллельному импорту.
Первые масштабные изменения в отрасли произошли в 2019 году, когда руководство АО «Молочный комбинат “Ставропольский”» объявило о запуске первой очереди производства лактозы для фармацевтической и пищевой отраслей. На реализацию проекта было направлено 400 млн рублей. Для создания инновационного цеха ставропольский производитель обратился к иностранным партнерам. Так, технологические решения подготовила датская компания SiccaDania, а над автоматизацией комплектной линии трудились представители французской фирмы Steap Stailor.
Мощность нового полностью автоматизированного цеха, в котором трудятся всего 50 человек, составила 5 тонн готового сухого продукта в смену. Если говорить о годовых показателях, то изначально на молочном комбинате производили около 1,8 тыс. тонн лактозы, обеспечивая тем самым 10% российского рынка. После запуска производства фармакопейной лактозы показатели достигли 3 тыс. тонн. Сегодня представители комбината готовы увеличить эти цифры, чтобы обеспечить полноценную замену иностранному продукту.
МКС стабильно входит в топ-100 главных компаний переработчиков молока в РФ // Фото: mokostav.com
АО “Молочный комбинат “Ставропольский” было создано в 1928 году. На сегодня это одно из крупнейших производств молочной продукции на юге России. По данным Центра изучения молочного рынка, МКС стабильно входит в топ-100 главных компаний-переработчиков страны. Помимо традиционной линейки молочных продуктов и продуктов с низким содержанием жира на предприятии производят мороженое. Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает более 500 наименований. Выручка МКС за 2022 год составила 4,4 млрд рублей, что на 26% больше показателя за предыдущий год. Это обеспечило комбинату девятое место среди 131 предприятия в российской отрасли.
Сложности и перспективы производства
Как пояснили в Национальном союзе производителей молока («Союзмолоко»), на сегодняшний день рынок лактозы крайне узкий, и пока в России нет других производителей, кроме ставропольского комбината:
«Специфика производства лактозы состоит в том, что из сыворотки получают концентрат сывороточного белка (КСБ), а побочным продуктом является пермеат, из которого получают лактозу.
Таким образом, бизнес-модель здесь осложняется тем, что необходимо найти сбыт для КСБ, и сыворотка должна иметь очень высокое качество, — объяснил «Эксперту Юг» собеседник в союзе. - Кроме того, необходим довольно большой объем производства для того, чтобы иметь конкурентную по отношению к импорту цену. Однако рынок технических ингредиентов в последние годы становится все более интересным для инвесторов, и бизнес учится работать с такими продуктами, поэтому сам сектор довольно привлекателен в долгосрочной перспективе».
Как заявил в беседе с «Эксперт Юг» начальник отдела по работе с клиентами МКС Александр Суворов, предприятие готово увеличить мощности, если будет отклик со стороны отечественного рынка, привыкшего к импорту.«Если раньше производители выпускали лактозу с максимальным содержанием сухих веществ 99,5%, то у нашей продукции этот показатель увеличен до 99,8% — это одно из ее экономичных преимуществ, — рассказал Александр Суворов. - Мы производим как пищевую, так и фармакопейную лактозу, но объемы отечественного рынка пока не освоены, поскольку предприятия плотно подсели на импортные поставки и опасаются внедрения нового продукта в производственные циклы своих цехов».
К концу года на молочном комбинате "Ставропольский" запустят первое в России производство лактулозы // Фото: сайт mokostav.com
Однако администрация комбината активно налаживает связи для заключения контрактов с новыми бизнес-партнерами. И штурмует еще одно импортозамещающее направление.
Первая отечественная лактулоза
По словам Александра Суворова, к концу 2023 года на заводе запустят первое в России производство лактулозы.
Лактулозу удается получить в процессе глубокой переработки молока, ее производят непосредственно из лактозы. На протяжении более 40 лет лактулозу используют в фармацевтической и пищевой промышленности. Это незаменимый ингредиент для создания препаратов в области лечения и профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта.
“Лактулоза - пребиотик №1 в мире, — объясняет Александр Суворов. — Мы займемся процессом изомеризации лактозы в лактулозу. Сейчас в Россию ввозят примерно 3 тыс. тонн этой продукции. Мы движемся к тому, чтобы начать самим выпускать такой объем. Это следующее научно-производственное направление, которое мы сейчас осваиваем. Такого никто в стране еще не делает».
С этой целью Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ) еще год назад начал проводить испытания молока и молочных продуктов для создания отечественной технологии производства лактулозы на базе МКС.
По мнению независимого эксперта по ритейлу Михаила Лачугина, десятилетиями российские производители молочной продукции закупали ингредиенты в формате «порошка» у иностранных производителей, поэтому сейчас, после введения санкций, возникли сложности с получением молочных заквасок, пектина и, в том числе лактозы.
«Если сейчас на Ставрополье увеличат производство лактозы и начнут выпускать лактулозу, то наверняка смогут этим закрыть основную потребность страны в этих компонентах. Конечно, некоторое время они будут монополистами на рынке, но это временно. Потом они смогут продавать свои технологии другим отечественным компаниям, — размышляет Михаил Лачугин. — К сожалению, долгие годы бизнес в России работал, не думая на перспективу. И сейчас, когда мы оказались зависимы от иностранных производителей по некоторым компонентам, мы пытаемся это наверстать скорыми темпами, а потом уже приступим к дальнейшей диверсификацией работы».