Руководство компаний Dragon Oil и MitroInternational, специализирующихся на добыче углеводородов в Туркменистане, приняло решение о перенаправлении добытого сырья по трубопроводам, минуя порт Махачкала. Ранее НК «ЛУКОЙЛ» также отказалась прокачивать нефть через махачкалинский терминал «Дагнефтепродукта» (ДНП, контролируется влиятельным кумыкским кланом Магомедовых), перенаправив 120 тысяч тонн нефти в месяц из своего каспийского месторождения имени Юрия Корчагина через азербайджанский порт Сангачалы в магистральный нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. «Отказники» утверждают, что в порту регулярно воруют нефть, а в трубопровод АК «Транснефть» сливают вместо неё либо мазут, либо нефть, разбавленную водой. В свою очередь в ДНП утверждают, что причины недостачи нефти в трубопроводе кроются не в воровстве местными чиновниками, а в подгонке морских коносаментов под судовые замеры в туркменских портах Аладжа и Окарем, в парафинистых остатках на борту танкеров, большом содержании воды и соли в туркменской нефти, а также неправильном применении присадок в зимний период. Уход летом этого года наливных грузов крупнейшего российского оператора на Каспии и компаний, работающих в Туркменистане, ставят в отчаянное положение ММТП, 85% грузов которого приходятся на нефть. В настоящее время через Махачкалу переваливается лишь нефть из Казахстана.
Скандал с отказом операторов от работы с ДНП длится уже давно. В адрес АК «Транснефть» постоянно поступали обращения грузоотправителей в связи с потерями и проблематичными ситуациями при перевалке нефти из танкеров на нефтетерминал «Дагнефтепродукта» в порту Махачкалы для транспортировки по системе магистральных нефтепроводов «Черномортранснефть» в порт Новороссийск. Из танкеров в хранилища ДНП сливается одно количество нефти, а в «трубу» закачивается уже другое. Согласно действующим нормативам, потери нефти при перекачке из танкеров в резервуары не должны превышать 0,2%. Однако туркменские грузоотправители отмечают, что в 2013 г потери составляли 0,69% прокачки, в 2014 году – 0,84%, в 2015 году – 0,44%, а за 1 квартал текущего года уже превысили 1,43%.
Более того, в мае ДНП, приняв 5 тысяч тонн туркменской нефти, вообще отказалось сдать этот объем в систему «Транснефти», по выражению советника президента «Транснефти» Игоря Дёмина, по сути, сделав этот объём «заложником в криминальных разборках в глубоководном экспортном порту Махачкала». В самой ДНП объясняют свои действия намерением удерживать эти 5 тысяч тонн нефти в качестве технологического (непрокачиваемого) остатка в связи с тем, что «ЛУКОЙЛ» с конца июня отказался от работы с портом. В июле то же самое сделали представители Dragon Oil и Mitro International. Если в мае перевалка туркменской нефти в Махачкале составила 28,6 тысяч тонн, то в июне это количество упало до 6,2 тысяч тонн.
Операторы жалуются на завышение потерь работниками ДНП при перекачке из танкеров в резервуары (до 7 раз), на воровство её оттуда при отсутствии пломб на запорных вентилях хранилищ, на низком качестве подаваемого в «трубу» сырья (вместо сырой нефти подаётся мазут или обводнённая нефть). Об этом рассказывал бывший генеральный директор сюрвейерской компании ООО «Каспиан Сюрвей» Омари Омариев, работавший в порту и, по собственному признанию, вынужденный уехать оттуда под угрозами со стороны неизвестных лиц.
Со своей стороны генеральный директор ДНП Саиб Абдуллаев в своём письме руководству «Транснефти» уверяет, что в мае 2016 года было завезено 26 тысяч тонн туркменской нефти, а не 5 тысяч тонн, как было указано в пресс-релизе. В систему магистральных трубопроводов в том же месяце было сдано 24,8 тысячи тонн и остаток на 1 июня в резервуарах составил 1,2 тысяч тонн. Кроме того, пишет г-н Абдуллаев, «Дагнефтепродукт» не составлял акты по формированию «мёртвых» остатков и никак не мог принуждать владельцев ресурса к подписанию несуществующего документа.
Интересно, что «порчу нефти» в компании объясняют её плохим качеством из самого Туркменистана. «Что касается пресловутого разбавления нефти с водой, то по фактам неоднократной остановки приёма нефти руководство АО «Черномортранснефть» и АО «Транснефть-Сервис» письменно предупреждалось о повышенном содержании воды и хлористых солей в принимаемой туркменской нефти из-за плохого качества её подготовки. После двух-трёх суток отстоя происходило расслоение на нефть и воду, но, несмотря на дренаж, приборы качества в узле учёта (СИКН №73) фиксировали чередующиеся кратковременные подскоки показателей воды и соли», - говорится в письме.
Похоже, эти доводы операторов не убедили, поэтому они предпочли «проголосовать ногами».
Пока только операторы из Казахстана в июне перекачали в Махачкале 181,8 тысяч тонн нефти. Всего же за первое полугодие 2016 года, по данным Ассоциации морских и торговых портов, объём перевалки в порту сократился на четверть по сравнению с прошлым годом, до 1,6 млн тонн.