По мнению основателя ростовской IT-компании Sebbia, занимающейся разработкой программного обеспечения Николая Мельникова, кризис не изменит менталитет бизнес-партнеров, но заставит сотрудников пересмотреть отношение к своим навыкам — выживут на рынке труда специалисты широкого профиля.
— Столкнулась ли ваша компания с проявлениями кризиса и как вы их преодолели?
— Насчет «преодолели» говорить рано. Все еще впереди. Могу сказать, что с точки зрения сокращения расходов никак не отреагировали. По нам никак пока не ударило. Во-вторых, огромное уважение нашему арендодателю. Он сам предложил не брать арендную плату во время самоизоляции. Попросил оплачивать только за «коммуналку». Это было неожиданно и очень приятно. Также я не вижу проблем с клиентами федерального уровня. Они как работали, так и работают, как платили, так и платят. При этом, наблюдаются задержки по оплатам от ростовских клиентов со ссылкой на тяжелое время, но это специфика Ростова такая, я даже не удивлен.
— Из каких сфер эти клиенты?
— Из финансовой сферы. Вообще, наученные опытом кризиса 2008 и 2014 годов мы очень серьезно относимся к выбору клиентов, с которыми работаем. Лучше работать с относительно надежными, так как мы стремимся выстраивать долгосрочные партнерские отношения.
— Не секрет, что сейчас в кризис многие запустили в авральном порядке процессы цифровизации. Какие типичные ошибки здесь вы бы отметили?
— Главная их ошибка в том, что этим надо было начинать заниматься раньше. Мы, например, к этому были готовы давно. Но мы IT-компания, поэтому техническая возможность работать на «удаленке» у нас была всегда. Правда, по прошествии этих полутора месяцев с начала самоизоляции могу сказать, что продуктивность компании немного упала. Еще буду изучать статистику, но по моим субъективным ощущениям, это так. В целом я не слышал каких-либо негативных моментов, связанных с рабочим процессом, от клиентов. Единственное, что не нравится многим, это документооборот. В офисах сейчас никого нет, поэтому получается, что документы за прошлый месяц еще не подписаны. Я не знаю, чем это может аукнуться, но допускаю вероятность того, что кто-то может на этом сыграть. Правда, это можно сделать только один раз — не заплатить за выполненные работы. Надеюсь, до такого не дойдет, хотя по рынку знаю много историй такого плана. В любом случае, мира, каким мы его знали, уже не будет.
— Каким вам видится будущее? Какие рынки изменятся до неузнаваемости?
— Мне кажется, все, что связано с общепитом, сферой услуг, особенно в плане отдыха, будет долго восстанавливаться. И не факт, что многие вернутся в эту нишу. Выживут те, у кого есть хоть какая-то подушка, чтобы продержаться или те, кто ориентирован на массовые, либо на премиальные услуги.
— Какие антикризисные меры вы могли бы порекомендовать другим?
— Не обманывать себя, резать все лишние расходы. С другой стороны, нынешние условия позволят проявить себя тем, кто был к этому готов, даже неосознанно. Мне не нравится также компании, которые паразитируют на разных рынках. Это и посредники, работающие по серым схемам, и просто непорядочные люди. Надеюсь, их станет гораздо меньше по выходу из кризиса.
— Изменит ли этот кризис менталитет бизнеса? В том же Ростове, например.
— Я уже много лет работаю с ростовским бизнесом. Он очень четко реагирует на то, что происходит вокруг. Здесь у людей логика такая: почему бы не воспользоваться случаем, даже если это меня напрямую не касается. Поэтому, здесь вряд ли что-то изменится. Ростовский менталитет выживает и в кризис. В работе с Москвой и с клиентами из западных компаний ничего не изменилось. В критический час они ведут себя порядочно: всё оплачивается, все на связи, работа ведется. Также надеюсь, что станет больше взаимопонимания с госструктурами, которым порою легче бывает отказаться от каких-то разработок, причем бесплатных для них, в пользу дорогостоящих платных, но через «своих» подрядчиков. К сожалению, такой опыт тоже был.
— Какие профессии, на ваш взгляд, будут востребованы в будущем в результате кризиса?
— Это довольно сложный вопрос, так как даже в нашей отрасли есть много подотрослей. Если говорить обобщенно, то разработчики, конечно, будут востребованы в разных отраслях. Что желательно начинать делать тем же представителям IT, так это уходить от очень узкого опыта. В качестве примера можно привести, как сейчас активно и «дружно» медики вдруг все стали специалистами в вирусологии. Когда что-либо становится актуальным, главное уметь быстро осваивать новые навыки. Узкоспециализированный «профессионал» всегда может сказать, что такая-то задача выходит за рамки его специализации. В течение длительного времени вместо того, чтобы быть специалистом и инженером широкого профиля, большинство старается сузить свою сферу ответственности. Если ты специалист укзонаправленный, то не поймешь почему ту или иную работу надо выполнять так, а не иначе. Учитывая, что кругозор у тебя небольшой, ты принимаешь неверные решения. Задания выполняешь в меру своих знаний, не видишь всей картины в целом. Ты генерируешь какие-то точечные решения, которые работают, но в стратегическом плане лучше бы ты так не делал. Я надеюсь, нынешнее время покажет, что надо больше учиться.
— То есть надо становиться универсальными?
— Я не говорю, что должна быть универсальность во всем. Должна быть ниша, в которой ты профессионал. Но хотя бы поверхностно надо знать и смежные области знаний. А их даже в разработке не менее 15, если просто идти по международным стандартам, и каждая из них – это огромный мир. Я говорю о таких сферах, как безопасность, контроль качества, менеджмент и т. д. Специалист сразу становится лучше, если понимает, что такие области знаний вообще существуют и с ними надо считаться. Программное обеспечение – это не только разработка. К сожалению, большинство выпускников вузов думают, что достаточно изучить какой-то один язык программирования, и ты уже профессионал, который, по сравнению с врачами, получает в разы больше. На это обучение может уйти якобы полгода-год. Это не так.
— Наверное, на место таких специалистов очень часто приходят новые?
— Да, совершенно верно. Бывают и те, кто бегает по рынку с места на место в поисках того, кто больше даст. Но знаний от этого больше не становится. Есть такой пример при устройстве на работу. Соискатель говорит, что у него за плечами 10 лет опыта. А меня интересует – это действительно 10 лет опыта или это год опыта 10 раз.
— Нужно ли уметь узким специалистам-исполнителям коммуницировать с клиентом, предлагать им свои решения?
— Я вообще считаю, что общение с клиентом – это важный навык. Многие разработчики этого не понимают. А ведь не всегда то, что ты считаешь лучшим, нужно клиенту. У нас есть как менеджмент, так и непосредственно исполнители-разработчики. А есть разработчики, которые могут грамотно общаться с заказчиками. Это так называемая «тяжелая артиллерия». Я как раз призываю всех брать с них пример.