101 106 14

Миллиардер Роман Троценко построит в Волгограде крупнейший в России метанольный завод

7020
8 минут

«АЕОН Корпорейшн» Романа Троценко инвестирует 1,2 млрд долларов в развитие химического кластера, который появится в Волгограде на месте обанкротившегося завода «Химпром».

Миллиардер Роман Троценко построит в Волгограде крупнейший в России метанольный завод

Поделиться

О своём намерении Роман Троценко объявил в рамках международного форума в Петербурге (ПМЭФ-2019). Мощность завода по выпуску метанола составит 1,5 млн тонн в год, проект будет реализован за три с половиной года и станет «первым этапом развития площадки волгоградского предприятия и создания на его базе химического кластера». Он сформируется на Волге в течение восьми лет.

Общую стоимость проекта г-н Троценко оценил в 1,2 млрд долларов. На роль стратегического партнёра владелец «АЕОН Корпорейшн» выбрал японскую «Марубени Корпорейшн».

«Мы заинтересованы в создании на территории "Химпрома" современного, экологичного производства, отвечающего всем стандартам мирового качества», – приводит слова губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова его пресс-служба.

По словам Троценко (их приводит ТАСС), к 2022 году российско-японский тандем намерен построить самый крупный завод по производству метанола в России. «Метанол станет только первой частью, ступенью, мы продолжим производственную цепочку до полиолефинов и пластиков, – сказал Троценко. Со слов предпринимателя, «Марубени» будет выступать в этом проекте не только как компания, представляющая технологию и осуществляющую генподряд, но и как партнёр, который будет забирать существенную часть продукции.

Владелец аэропортов и пароходов

В 2018 году Роман Троценко занял 60 строчку в списке 200 богатейших предпринимателей России по версии Forbes: его личное состояние оценивается в 1,7 млрд долларов. Ему принадлежит «АЕОН Корпорейшн», в которую входит «Новапорт», управляющий на Юге аэропортами в Волгограде и Астрахани. По данным Forbes, карьера Троценко началась в Казахстане. В конце 1980-х на последнем курсе Института стран Азии и Африки МГУ Роман отправился в Алма-Ату на стажировку. Ещё студентом, Троценко стал коммерческим директором казахской республиканской телекомпании «Азия ТВ». Однако в начале 90-х будущий олигарх вернулся в Москву. Устроился финдиректором Московской международной медицинской биржи: помогли казахстанские связи. Шесть лет Троценко был топ-менеджеров различных компаний, преимущественно, финансового сектора.В 1996 году он поменял деятельность и возглавил Совет директоров АО «Пассажирский порт», а через год стал главой ООО «Южной речной порт». Ещё через два года, после аспирантуры, пришёл в Министерство транспорта России на должность помощника министра. Затем, с 2000-го по 2002-й, Троценко занимал должность гендиректора ОАО «Московское речное пароходство».

Поделиться

Переломный момент в биографии наступил в 2007 году, когда Роман Троценко создал «АЕОН Корпорейшн». Сегодня, по данным из «Википедии», в «империю» входят «АЕОН-Девелопмент» (развивает крупные проекты в Москве), «Московский судостроительный и судоремонтный завод», ООО «Верфь братьев Нобель», ОАО «Московское речное пароходство», ООО «Столичная судоходная компания», а также ООО «Новапорт», который контролирует аэропорты в Новосибирске, Челябинске, Барнауле, Томске, Улан-Удэ, Чите, Астрахани, Волгограде, Тюмени, Мурманске, Калининграде, Минводах и Перми. По данным Forbes, прорывным для этой сети стал 2016 год, когда 13 аэропортов холдинга Троценко обслужили около 15 млн пассажиров. Больше было только у Шереметьево и Домодедово.

Параллельно с предпринимательской деятельностью Роман Троценко вел и деятельность управленческую: с 2009 года по 2012-й был президентом «Объединённой судостроительной корпорации» (ОСК) и советником президента компании «Роснефть» Игоря Сечина: Троценко курировал шельфовые проекты.

Нацеленность на Волгоград

Опрошенные эксперты считают интерес олигарха к развитию бизнеса на Волге обоснованным и логичным. «Роман Троценко тесно связан с волжским регионом: он не только владеет аэропортом в Волгограде, но и намерен создать здесь несколько производств, – утверждает эксперт Российского общества политологов Андрей Серенко. – Троценко хочет развивать химический комплекс, заняться судостроением. Серьёзность подхода видна на примере ПМЭФ-2018: метанольный проект Троенко выделяется предметностью и конкретностью (в отличие от большинства намерений, звучащих на различных форумах). Большой плюс – привлечение крупной иностранной компании (кстати, Троценко окончил японское отделение Института стран Азии и Африки, знает язык и имеет широкие связи в бизнес-кругах Японии)».

Именно такие связи, считает политолог, и позволили российскому миллиардеру выйти на «Марубени Корпорейшн» (Marubeni Corporation). По данным из открытых источников, это одна из крупнейших в мире универсальных торговых компаний. По номенклатуре товаров и услуг из свыше 35% товарооборота компании приходится на машины и оборудование, 18% — на энергетические проекты и химические товары, около 14% — на металлопродукты, 11% — на продовольственные и товары массового спроса, чуть более 8% — на текстиль.. Главные конторы расположены в Токио и Осаке. Имеет 30 отделений на родине и 158 офисов в 79 странах. В штате — более 8,5 тыс. По итогам 2011 года, компания заняла 199 местов рейтинге Fortune Global 500.

Серенко полагает, что в вопросе производства метанола сошлись интересы предпринимателя и региона, где химия была традиционно сильной отраслью экономики. С одной стороны, говорит политолог, возрождение «Химпрома» (градообразующего предприятия, где трудились от 4,5 тысячи человек до 10 тысяч, и шесть лет назад признанного банкротом) – одна из приоритетных задач для Андрея Бочарова, особенно в преддверии губернаторских выборов (в 2019 году).

Поделиться

В начале 2014 года госкорпорация «Ростех» заявила о плане консервации и ликвидации производственного комплекса. Возглавивший тогда область Андрей Бочаров (на фото) выступил против закрытия «одного из крупнейших производств региона». Губернатор провёл ряд встреч на федеральном уровне, в том числе и с премьер-министром Дмитрием Медведевым. Цель этих переговоров – использовать площадку «Химпрома» для открытия новых производств. Однако чёткой программы возрождения предприятия у власти не было. В последние годы интерес к «Химпрому» проявляли индийские, иранские и китайские инвесторы – конкуренты «Марубени Корпорейшн», но дело с мёртвой точки не двигалось.

С другой стороны, говорит Серенко, Роман Троценко ищет возможности для развития своих проектов. «Он активно взаимодействует с главой Ростехнологий Сергеем Чемезовым и Игорем Сечиным (сейчас – главный исполнительный директор ПАО «НК "Роснефть"»), – уверен Андрей Серенко. – Некоторые из моих коллег полагают, что в ряде волгоградских проектов Троценко выступает как инвестор из ближнего круга Сечина и что у такого тандема обязательно всё получится».

Главный аналитик ЗАО «Креон Энерджи» Мария Дубинина считает, что Роман Троценко нашёл потенциального инвестора именно под метанольный проект, так как посчитал эту нишу потенциально выгодной. По мнению эксперта, сейчас в России складываются благодатная ситуация для появления таких производств. «Экспортная направленность будущего производства очевидна, – аргументирует Дубинина.– Внутреннее потребление метанола в Южном регионе ограничено, последние несколько лет не превышает 90 тысяч тонн в год. Приоритетным направлением для экспорта может стать Южная Европа с двухмиллионной емкостью рынка, поставки в которую могут осуществляться через Волго-Донской канал, Чёрное море, Босфор и Средиземное море».

Для производства метанола очень важен доступ к основному сырью, добавляет аналитик, а именно – к природному газу. «В случае достижения договоренности с «Газпромом» у будущего производства в Волгограде есть хорошие шансы на успех», – считает представитель «КРЕОН энерджи». Мария Дубинина полагает, что у метанольных проектов средний срок окупаемости (PBP) составляет 10-15 лет, при внутренней норме доходности (IRR) на уровне 20-22%. «Мощности, заявленные Романом Троценко действительно велики, – признаёт аналитик. – Сейчас крупнейшими мощностями по выпуску продукта в России обладает «Метафракс» (1 млн 185 тыс. тонн в год). Особенность сектора в том, что у метанольных производств мощностью менее 1 млн тонн в год сроки окупаемости значительно больше, чем у крупнотоннажных заводов».

Поделиться

Метанольная надежда Юга

По данным ЗАО «КРЕОН энерджи», в 2017 году рынок метанола характеризовался «исключительно положительной динамикой». За год производство метанола выросло более чем на 9%, его потребление — на 8%. Сильнее всего прибавили экспортные поставки (11%). Сегодня на экспорт уходит около 40% отечественного метанола и потенциал здесь – огромный. Основными потребителем продукта являются страны Северной Европы. Метанол в России производят девять предприятий.

«Почти по всем российским заводам наблюдался прирост выпуска продукта, включая тройку лидеров – «Метафракс», «Сибметахим» и «Томет», – прокомментировала начальник отдела аналитики «КРЕОН энерджи» Лола Огрель.– Их мощности в среднем загружены на 90%, возможностей для дальнейшего расширения немного, а спрос на продукт со стороны отечественных и зарубежных потребителей постоянно растёт».

Эксперт считает, что дальнейшее развитие этой ниши невозможно без введения в эксплуатацию новых установок. «Существующие сейчас проблемные места в экспортной логистике, высокая загрузка действующих заводов, внушительная сырьевая база и появление независимых производителей способствуют развитию в стране метанольных производств», – утверждает г-жа Орель.

Однако, несмотря на удачную конъюнктуры рынка, у проекта Троценко есть определённый риск. «Проекты такого типа очень чувствительны к колебаниям цен. Производство метанола становится нерентабельным при снижении цены на 20%», – предупреждает Мария Дубинина.

Напомним, у метанола довольно широкое применение в химпроме и сопутствующих сферах. Так, в органической химии продукт используется в качестве растворителя. В газовой промышленности – для борьбы с образованием гидратов. В органическом синтезе – для выпуска формальдегида, уксусной кислоты, изопрена и т. п. продуктов. Наибольшее количество метанола идёт на производство формальдегида, который используется для производства карбамидоформальдегидных и фенолформальдегидных смол. Кроме того, метанол применяют как добавку к жидкому топливу для двигателей внутреннего сгорания.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1