На Нижней Волге создадут судостроительный кластер
Новая структура призвана стимулировать потенциальных инвесторов субсидиями и другими мерами поддержки, а также зафиксировать и укрепить существующие кооперационные связи между предприятиями региона.
В рамках II Международного каспийского технологического форума «Технокаспий-2017» между правительством Астраханской области, Ассоциацией кластеров и технопарков и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) подписано соглашение о создании судостроительного кластера в регионе. В него будут включены предприятия различного профиля: производственные площадки, конструкторские бюро, сервисные компании, учебные заведения и т.д. В настоящее время в области функционирует особая экономическая зона «Лотос», включающая в себя ведущие судостроительные активы региона.
Как сообщили в пресс-службе ОСК, подписи под соглашением поставили глава Астраханской области Александр Жилкин, вице-президент АО «Объединенная судостроительная корпорация» по гражданскому судостроению Евгений Загородний и директор корпоративной некоммерческой организации «Ассоциация организаций содействия кластеров и технопарков» Андрей Шпиленко.
«Во многих регионах частный бизнес уже самостоятельно объединился, а в данном случае мы рассмотрим пилотный проект именно государственной компании, которая зафиксирует свои кооперационные связи», – сказал г-н Шпиленко, отметив также преимущества вхождения производства в кластер.
По его словам, меры господдержки, которые будут предоставляться на всех этапах при локализации производства на территории кластера, послужат стимулом для привлечения инвестиций в отрасль.
«Общий объем инвестиций участников промышленных кластеров в 2016 году превысил 50 млрд рублей. Всего участники промышленных кластеров реализуют 65 совместных проектов, большая часть предполагает производство конкурентоспособной продукции для нужд российских и зарубежных предприятий», — отметил Андрей Шпиленко.
По мнению заместителя директора Департамента региональной промышленной политики Минпромторга России Дениса Цуканова, «кластеры являются ключевым инструментом повышения кооперационного сотрудничества между регионами. На сегодняшний день 39 действующих промышленных кластеров в стране обеспечивают занятость полумиллиона человек». В 2017 году планируется увеличить количество кластеров до 54, повысить уровень кооперации до 30%.
По мнению руководителей самих предприятий – участников промышленных кластеров, необходимо совершенствовать стимулирующие меры поддержки кластеров. В числе предложений – разработка критериев отбора инвестора, введение реестра инвестиционной надежности предприятий, переход на двухэтапное финансирование проектов. Предлагаемые меры позволят инвестору реализовать как можно больше новых инвестиционных проектов.
В самом регионе позиционируют новую структуру, как давно запланированный кластер шельфового и гражданского судостроения».
«Создание судостроительного кластера определено концепцией развития промышленности Астраханской области, - считает министр промышленности, транспорта и природных ресурсов региона Радик Харисов. - Предпосылки к его созданию и развитию есть. К примеру, судостроительный-судоремонтный завод имени Ленина, отметивший в этом году 135-летие, помимо судоремонта готов предложить свои услуги в судостроительной сфере, основываясь на принципе кооперации. Сегодня завод участвует в программе импортозамещения, изготавливая детали поршневой группы двигателей типа NVD, ранее поставлявшихся из Латвии и Китая. Также предприятие осуществляет переконсервацию двигателей для ЗАО "Башволготанкер"…После создания кластера наши судостроительные предприятия смогут претендовать на государственную поддержку согласно постановлению правительства России».