В этом году можно отметить две яркие тенденции. Первая - на конкурс было подано очень много проектов с софинансированием Фонда президентских грантов. И это не удивительно, Фонд президентских грантов на сегодня самый крупный донор, который инвестирует 4,5 млрд рублей в третий сектор. Таких возможностей нет даже у крупных частных фондов. К примеру, бюджет фонда Владимира Потанина в 2017 году - более 600 млн рублей, фонда «Вольное дело» - более 100 млн рублей в 2017 году. Кроме того, частные фонды и крупные компании работают по долгосрочным целевым программам, по многу лет сотрудничая с одними и теми же НКО. А фонд президентских грантов похож на «посевные инвестиции» - небольшие, но массовые гранты, которые позволяют получить финансирование небольшим НКО во всех городах России.
Второе - концентрация проектов в области поддержки социально незащищенных людей и размывание в других отраслях - экологии, образования, культуры. В этих номинациях практически не было конкуренции, и мы с трудом нашли подходящие проекты. Видимо, экономический кризис заставляет концентрироваться на самых болевых проблемах и отодвигать менее острые темы.
В номинации «Поддержка семьи» победил проект «Семейная школа РОСТа» — Крымской республиканской общественной организации детей-инвалидов «РОСТ». Это психологическая реабилитация для семей с детьми с особенностями развития.
В номинации «Экология» победил проект «Подари Земле дерево» ставропольского фонда «Экологическое развитие», в рамках которого ставропольские школьники высадили более двух тысяч дубов.
В номинации «Профилактика болезней и создания здоровой среды победил проект «Я живой» краснодарской организации Синяя птица», в рамках которого дети неизлечимо больные дети в паллиативных отделениях больниц Краснодара получают специальный медицинский уход.
В номинации «Поддержка спорта» победил проект всероссийской премии развития уличного современного спорта и творчества «КАРДО» ставропольской общественной организации «ОФФБИТС».
В номинации «Помощь социально незащищенным слоям населения» победил проект «Отряд помощи» краснодарской краевой молодежной организации «Агентство молодежных инициатив». Отряд помогает пожилым людям, которым сложно выполнять бытовые работы.
В номинации «Поддержка культуры» победил проект «Молодой МХАТ — Кубани» фонда «Вольное дело», который несколько лет привозит в Краснодар и Усть-Лабинск дипломные работы школы-студии МХАТ.
В номинации «Развитие городской среды и сервисов» победил проект «Третий благотворительный фестиваль «Добрый Ростов» «Фонда святителя Николая Чудотворца по оказанию помощи нуждающимся». Фестиваль объединяет благотворительные организации города.
В номинации «Поддержка образования и науки» победил проект «Сообщество молодых педагогов «Time2Teach» Волгоградской некоммерческой ассоциации частных образовательных организаций, который создал школу наставничества для молодых преподавателей.
В номинации «Социальное предпринимательство» победил клуб инновационного технического творчества «РОБОТРЕК» в городе Абинске, где дети учатся робототехнике.
В номинации победил «Корпоративные социальные проекты» победил проект «Внедрение дуальной системы обучения» компании «КЛААС».
На пленарной дискуссии итоговой конференции «Социальные инвестиции юга России» представители некоммерческих организаций, бизнеса и власти обсуждали проблемы и вызовы третьего сектора.
Одна из главных проблем - требования к некоммерческим организациям растут. Они фактически должны обладать всеми навыками бизнеса, но при этом общество не готово финансировать профессионалов в третьем секторе, из-за чего у благотворителей гораздо меньше ресурсов качественно расти.
«Общество видит в сотруднике благотворительной организации либо святого человека, которому не нужна зарплата, либо мошенника, наживающегося на чужом горе. И такой образ нужно ломать. Чтобы расти третьему сектору, у его сотрудников должны быть нормальные зарплаты, иначе он не сможет привлекать профессионалов», - считает директор фонда «Нужна помощь» Анна Семенова.
При этом бизнес, который заинтересован в социальных проектах, сам ищет организации, с которыми может сотрудничать, и готов подключаться к обучению сотрудников третьего сектора, но пока нет единой площадки, которая могла бы организовать этот процесс. «По конкурсу мы видим, что проекты мало освещаются в медийном пространстве, а это очень важный фактор. Мы видим, как тяжело идут процессы диджитализации в третьем секторе. При этом НКО делают огромную системную работу, которую мы готовы поддерживать не только деньгами, но и профессиональными ресурсами», - говорит глава региона Юг компании «Амвэй» Михаил Петров.
С ним согласна представитель по связям с общественностью ОАО «Филип Моррис Татьяна Алишевич. «Компания «Филип Моррис Интернэшнл» в России успешно реализует благотворительные программы уже почти 30 лет. Наше взаимодействие с некоммерческим сектором играет одну из ключевых ролей в разработке долгосрочных и устойчивых проектов, значимых для общества в регионах присутствия компании. Профессиональные НКО хорошо понимают социальные задачи и умеют оценивать эффективность того или иного проекта, что помогает им выстраивать партнерский диалог как с бизнесом, так и с представителями местных администраций. Одним из примеров такого успешного взаимодействия можно назвать совместную работу в области волонтерства: в прошлом году на Юге России наша компания инициировала создание Южного регионального совета по корпоративному волонтерству (региональное отделение Национального Совета по корпоративному волонтерству), который объединил добровольческие инициативы нескольких компаний, и провел уже ряд мероприятий в Краснодаре, Сочи и Ростове. Совместная работа в рамках Совета видится одной из перспективных платформ для НКО в расширении сотрудничества с бизнесом», - говорит она.
«И крупный бизнес, реализующий социальные, проекты, и частные фонды, и некоммерческие организации, все мы существуем в поле социальных изменений. Мы должны гарантировать, что мы достигаем эти изменения оптимальными методами. Чтобы наращивать профессионализм в третьем секторе, нужно объединять ресурсы. Нужен реальный, а не номинальный ресурсный центр с долгосрочным образовательными программами и профессиональной поддержкой бизнеса», - говорит директор фонда «Доброе дело» Татьяна Аладашвили.
Официальными партнерами конференции стали компании «Амвей» и «Филипп Моррис Сейлз энд Маркетинг».