«Нельзя развивать малый бизнес только с федерального уровня»

544
9 минут
«Нельзя развивать малый бизнес только с федерального уровня»

Поделиться

Людмила Шаповалова

Наталья Крайнова, директор Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства (НП «РРАПП»),считает, что определять конкретные цели и инструменты развития малого бизнеса необходимо на уровне регионов.А федерация должна позаботиться о комфортной экономической среде для этого сегмента


Агентство создано при участии правительства Ростовской области. Согласно данным «Эксперт РА», по результатам 1 полугодия 2015 года оно находится на третьем месте в стране по размеру портфеля микрозаймов бизнесу и является единственным представителем пятёрки лидеров, который в этот период наращивал объём портфеля. Динамика роста — 26%. Максимальный размер займа составляет 1 млн рублей, максимальный срок — три года, фактическая стоимость займов до 10% в зависимости от графика погашения. Несмотря на высокую динамику развития, Наталья Крайнова считает, что объём проблем, накопившихся в сфере МСБ, требует изменения системы работы с бизнесом.


«Работать легально должно быть выгодней»

— Как вы оцениваете эффективность действующих сегодня в регионе мер поддержки малого и среднего бизнеса?

— Эффективность этих мер, казалось бы, можно оценивать по показателям численности субъектов малого и среднего предпринимательства. Но роль институтов развития, органов государственной и муниципальной власти в том, что мы наблюдаем рост количества субъектов предпринимательской деятельности, невелика. Это прежде всего реакция бизнеса на неблагоприятную среду: необходимость уменьшения общих объёмов годовой выручки ради возможности применения упрощённой системы налогообложения, более щадящей в сравнении с общей системой.Контрольно-надзорные меры тоже побуждают предпринимателей дробить бизнес на части. Предприниматели рассуждают так: раз уж бизнес подпадает под беспощадную финансовую ответственность, то пусть это коснётся только его части. Поэтому если государство продолжит и далее усиливать меры, направленные на регулирование бизнеса, ужесточение контроля, то и численность микро‑ и малых предприятий будет возрастать кратно. При этом собственно экономические показатели сектора станут снижаться.


— Когда проблем так много, нужно на чём-то сосредоточиться. Какая проблема в МСБ сегодня требует незамедлительного решения?

— Государству следует позаботиться о создании благоприятных условий для деятельности самозанятых граждан. Это та задача, которую нужно решать как можно быстрее. И так уже потребуется много времени для компенсации тех потерь, которые понёс этот сектор экономики в результате неразумной фискальной политики. Большинство малых предпринимателей, закрывших бизнес, не прекратили свою экономическую деятельность как таковую — они прекратили свои отношения с государством, уйдя в тень. Те процессы, которые мы наблюдаем в экономике сегодня — это, безусловно, кризис, причём кризис системный: модернизация и обновление основных фондов не проведены, тарифы госмонополий растут, государственные и муниципальные закупки у малого бизнеса не увеличиваются. Льготы, которые, кстати, в Ростовской области широко применяются, не могут компенсировать эти потери.


— Как можно оценить состояние того малого и среднего бизнеса, который остался работать легально, в условиях кризиса? Появляются ли новые компании — только по-настоящему новые, а не возникшие в результате дробления?

— Новые компании, конечно, появляются — но не в тех количествах, которые можно признать удовлетворительными. В определённый период сложились группы предпринимателей — профессионалов в получении государственной поддержки, овладевших несложным механизмом запроса этих средств. Буквально месяц назад мы писали экспертное заключение о бизнес-плане, предоставленном «начинающим» предпринимателем Ростова-на-Дону, который претендовал на господдержку в размере 300 тысяч рублей. Но выяснилось, что начинающим он является только формально: дата свидетельства о государственной регистрации абсолютно совпадает с требованиями конкурсной документации. А вот если просмотреть данные владельцев компании в открытых источниках, то несложно выяснить, что начали деятельность они ещё в девяностых, а со временем просто дробили бизнес для «оптимизации» налогообложения и получения льгот. При этом по формальным признакам муниципалитет, который предоставляет эту льготу, отказать не может: заявитель в ответ подаст жалобу в прокуратуру, и начнутся контрольно-надзорные мероприятия теперь уже в отношении чиновников.

Кроме того, нас очень беспокоит высокий уровень закредитованности МСБ. Взятые обязательства выполняются с большим трудом. Под кредиты и займы заложены основные средства, в том числе здания, строения, сооружения, автотранспортные средства, механизмы и оборудование. Сегодня выручка у предпринимателей снижается, обслуживать ранее взятые финансовые обязательства становится всё труднее, свободных средств на новые проекты, техническое перевооружение, внедрение новых технологий, переобучение персонала практически ни у кого нет. Непонятно, как в таких условиях решать задачи повышения конкурентоспособности и импортозамещения.


«Умерьте аппетиты надзорных органов»

— Какие изменения сегодня необходимы на уровне государства и законодательства для улучшения предпринимательского и инвестиционного климата?

— Необходимо дифференцировать фискальную нагрузку в зависимости от вида предпринимательской деятельности, сроков её ведения и приоритетов, которые выбирает в своём развитии тот или иной субъект РФ. Создание комфортных условий для ведения предпринимательской деятельности должно стоять в повестке дня региональных и муниципальных властей. Сегодня, к сожалению, у них в приоритете — «ручное управление» крупными инвестпроектами. Вместо «ручного управления» необходимо сосредоточиться на создании единых, понятных, посильных условий для всех, кто работает в регионе.


— А как повысить уровень легализации малого бизнеса?

— Безусловно, необходимо унять аппетиты контрольно-надзорных органов. В результате неразумной политики государственного регулирования и фискальной нагрузки сейчас целые отрасли и сектора работают нелегально. Работать в «чёрную» гораздо выгоднее, чем легально, сегодня «белые» наполняют два бюджета: и государственный, и коррупционный. Изменение ситуации с точностью до наоборот — вот основная задача государства.


— Но такие задачи невозможно решить на региональном уровне. Нужно начать работу с федерального?

— Необходимо начать предметно изучать экономику малого бизнеса как таковую: этим до сих пор ни в правительстве Российской Федерации, ни в правительстве Ростовской области особо не занимались. Федеральная экономическая политика в отношении малого и среднего бизнеса признана неэффективной как участниками самого экономического процесса, так и президентом РФ в начале 2015 года. Вот заканчивается 2015 год. Новая экономическая политика пока не объявлена. Надо понимать, что пока федеральное правительство не определится с содержанием данного вопроса, региональные и муниципальные чиновники просто не могут предусматривать никаких мер поддержки, которые не поименованы на федеральном уровне, так как региональная и муниципальная власть — это уровень исполнения государственной политики.

Полагаю, в том, что касается проблем малого бизнеса, должны начать самовыражаться экономисты, а не политики, как это происходит сейчас: ничего, кроме лозунгов, деклараций, благих пожеланий и общих рассуждений. Именно экономисты должны сесть и выяснить, почему возник такой объём незаконной предпринимательской деятельности. Вызван ли он криминальным сознанием тех, кто в ней занят, или неблагоприятными условиями ведения бизнеса? Региональные и муниципальные чиновники должны просчитать, что в данный период времени нужно региону и городу от субъектов предпринимательской деятельности: сколько и каких работ надо выполнить, сколько и каких товаров произвести, сколько и каких именно услуг оказать. Поняв это, необходимо создавать готовые модули для бизнеса, стандартные решения, прежде всего для массовых видов предпринимательской деятельности.


— Разве не сам бизнесмен должен это просчитывать?

— Сегодня это не сработает. Устойчивый и развивающийся малый бизнес — занятие трудоёмкое как с точки зрения приобретения необходимых средств производства и найма персонала, так и с точки зрения обеспечения сбыта. У инициатора малого бизнеса ненормированный рабочий день, он исполняет одновременно множество функций. Так нельзя же от него ждать, что он будет при этом и отличным маркетологом, и специалистом, способным обработать большие статистические массивы, и стратегом развития своего посёлка, города, региона. А к каким источникам предприниматель может обратиться за подобной информацией? Сегодня таких источников и инструментов попросту нет.


— А вы наблюдаете какие-либо позитивные изменения в этой сфере за последние годы?

— Информационная среда становится более открытой. С точки зрения исполнения стандартных процедур по открытию бизнеса всё достаточно предсказуемо. Работа региональных МФЦ (сеть многофункциональных центров по оказанию госуслуг. — «Эксперт ЮГ») значительно упростила задачу организации работы бизнеса. Работа фискальных органов с легальным бизнесом организована более или менее прозрачно. Но это всё — оболочка предпринимательской деятельности. А сейчас необходимо заниматься ядром, то есть экономикой малого бизнеса.


— Сейчас банки резко сократили объём работы с МСБ, жалуются на нехватку ликвидности. Как предпринимателям компенсировать уменьшение денежного потока?

— Банки на сегодняшний день не испытывают острых проблем с ликвидностью, они испытывают те проблемы, о которых говорил Андрей Костин в своём выступлении на форуме «Россия, вперёд!» — проблемы доверия малому бизнесу. Можно сколько угодно возмущаться, но это реальность: доверять малому бизнесу сегодня очень сложно — уж больно рискованный сегмент.

Казалось бы, наиболее очевидный шаг в этой ситуации — насытить малый бизнес льготными деньгами из бюджета. Но мы возражаем против наращивания прямой финансовой поддержки. Такие меры всегда вызывают массу вопросов об эффективности использования средств, причём как у тех, кто не получил их, так и у тех, кто смог получить. Как у тех, кто даёт, так и у тех, кто контролирует выдачу этих средств.


— Вы считаете, что и ставки по кредитам, взятым малыми предпринимателями, не должны субсидироваться?

— Только в том случае, если будут доказаны экономические эффекты. Сегодня эти показатели оцениваются линейно: например, смотрят на то, чтобы размер субсидии не превышал объём налогов, которые уплатит предприниматель. А необходимо комплексно оценивать такие параметры, как качество рабочих мест, характеристики производимой продукции, рынки сбыта, конечная цена для потребителей.


— Кто и на каком этапе должен определять, кому именно из начинающих предпринимателей должна предоставляться финансовая поддержка из бюджета на развитие бизнеса?

— Распорядители средств бюджета. Это их полномочия и их прямая ответственность. Необходимо в условиях проведения конкурсов прописать чёткие правила, которые, по сути, позволят определить, является ли претендент начинающим или нет. Так, если предприниматель работал в сфере розничной торговли, закрылся, а потом решил открыть новый бизнес, например, частный детский сад, то — да, он начинающий предприниматель, поскольку не имеет опыта в данной сфере. Если предметно заняться такой работой, можно составить аргументированный перечень таких признаков.


— Кто мог бы этим заняться?

— Экспертное сообщество, общественные, в том числе отраслевые, объединения предпринимателей. Кроме того, в регионе достаточное количество высших учебных заведений, которые готовят юристов, экономистов. Почему бы их не подключить к этой работе? Пусть студенты займутся оценкой регулирующего воздействия на бизнес нормативных актов, экспертизой бизнес-планов, подготовкой заключений по ним. Сами студенты начнут лучше понимать, зачем они вообще изучают те или иные предметы и сдают по ним экзамены. Уверена, что среди студентов и школьников найдётся немало тех, кто поймёт, что бизнес — это не только издержки и проблемы, но и свобода и благополучие.


Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1