93 100 13

НЭВЗ в Ростовской области вложит почти миллиард в цифровую трансформацию

7781
4 минуты

В 2018 году крупнейший в России производитель магистральных электровозов — ООО «ПК «НЭВЗ» — в 1,7 раза увеличил объемы производства. За минувшие два года инвестиции в завод, который входит в АО «Трансмашхолдинг», составили 5 млрд рублей. Львиную долю этих средств предприятие направило на инновации, реконструкцию и расширение производства

НЭВЗ в Ростовской области вложит почти миллиард в цифровую трансформацию

Поделиться

По словам гендиректора ООО «ПК «НЭВЗ» (Новочеркасский электровозостроительный завод, НЭВЗ) Алексея Сапункова, в 2018 году было выпущено 496 секций электровозов различных типов (грузовых и пассажирских), что в 1,7 раза выше результата 2017 года. Высокую динамику г-н Сапунков связывает, в основном, с ростом заказов от главного потребителя НЭВЗа — ОАО «РЖД». Так, в 2018 году отечественные железнодорожники получили от новочеркасского предприятия 198 электровозов (разной составности: от одно- до четырёхсекционных), на текущий год запланирована пока отправка 184 локомотивов (но их количество может быть увеличено), а на 2020-й — 217 электровозов. Понимая, что в перспективе заказы от РЖД будут только расти, несколько лет назад в АО «Трансмашхолдинг» приняли решение о реализации на НЭВЗе масштабной инвестпрограммы, предполагающей финансирование инновационных разработок, реконструкцию цехов и расширение производства. В 2017-2018 годах на эти цели было выделено более 5 млрд рублей.

Сейчас на заводе одновременно реализуются сразу четыре инвестпроекта, которые должны быть завершены в 2020-м и 2025 годах. Это такие проекты, как развитие производства электродвигателей и генераторов переменного тока для тепловозов производства группы компаний «Трансмашхолдинг»; создание современного отечественного грузового электровоза переменного тока. А также отдельный проект по цифровизации производства («Цифровой завод НЭВЗ»). О том, как реализация инвестпрограммы качественно меняет электровозостроительный завод, Алексей Сапунков рассказал «Эксперту ЮГ».

— Верно ли наблюдение, что большинство из перечисленных инвестиционных проектов реализуются на НЭВЗе в рамках программы импортозамещения?

— Это, действительно, так. Ещё четыре года назад на предприятиях АО «Трансмашхолдинг» решили максимально снизить зависимость производственных издержек от изменения курса иностранной валюты. (Также учитывались и политические риски). Поэтому, уже в 2014 году были запущены проекты по освоению собственного производства, например, тяговых электродвигателей и тяговых генераторов переменного тока для тепловозов АО «Трансмашхолдинг». Цель — замещение поставок продукции из Украины.

Поделиться

Первые российские магистральные грузовые электровозы переменного тока с асинхронными тяговыми двигателями 2ЭС5 были переданы в эксплуатацию в 2014 году. Затем в проект были внесены корректировки. Одна из главных задач — создание локомотива на базе отечественных технологий, со сниженной себестоимостью. В 2015 году мы приняли решение: приступить к разработке модификаций грузового электровоза — 2ЭС5С и ЗЭС5С. Это должен быть современный локомотив, обладающий лучшими тяговыми характеристиками.

Сколько будет инвестировано в НЭВЗ в 2019 году, на что именно будут направлены эти средства?

— Инвестпрограмма на текущий год — около 2 миллиардов рублей. Основная доля от этих средств будет направлена на цифровизацию, реструктуризацию производства и запуск в серию ранее созданных новых продуктов. Безусловно, изменения коснутся всех направлений, мы стремимся создать баланс между эффективностью производства и оптимальным расходованием средств.

Поделиться

— В таком случае, какие приоритетные задачи стоят перед вами на 2019 год?

— Это выполнение заказов крупнейшего потребителя продукции предприятия (РЖД) и развитие экспорта. Например, в прошлом году мы осуществили поставку запасных частей на электровозы в Белоруссию, Казахстан и Финляндию. Работаем над расширением рынков сбыта.

Далее в приоритетах — продолжение работы по развитию производственной системы предприятия. В 2018 году оно было связано с сегментацией заготовительного, электромашинного и аппаратного производств, подготовкой к выводу на аутсорсинг непрофильных участков, организацией ритмичной работы основных сборочных линий. Речь, в частности, о монтаже серийных электровозов, сборке и сварке кузова, монтаже тележек. В этих направлениях мы значительно продвинулись, но из-за большого объёма строительно-монтажных работ некоторые мероприятия будут реализованы только в 2019 году.

Очень важно, что сейчас НЭВЗ, первым в холдинге реализует большой пилотный проект комплексной цифровизации. Производство, технологии, персонал, логистика — всё в виде математической модели закладывается в систему (цифровую имитационную модель завода). Обеспечивается онлайн-связь с центральным сервером, создаётся уникальная IT-среда — платформа для молниеносных технологических усовершенствований. По завершении этого пилотного проекта на заводе будут внедрены лучшие решения «Индустрии 4.0». Кстати, цифровая трансформация коснётся всех сфер деятельности предприятия, повысит конкурентоспособность нашей продукции и даст новый импульс к развитию производства.

Сейчас у нас происходит реструктуризация, которую можно разделить на три основные направления. Первое — повышение мощностей электромашинного производства: целевая задача состоит в том, чтобы выйти на объём выпуска в 4 тысячи тяговых электродвигателей в год (в 2018 году их было выпущено около 3 тысяч). Второе направление — создание централизованного заготовительного производства. Это позволит нам сфокусировать инвестиции (приобретение комплексов лазерного раскроя, машин термической резки и так далее), повысить эффективность использования оборудования и, самое главное, организовать комплектную поставку деталей на следующие этапы технологической цепочки, в нужное время и в необходимом количестве. Третье направление — организация ритмичной работы линии сборки основного продукта – при существующем плане производства двухсекционный электровоз должен выходить со сборочного цеха каждые 16 часов. Таким образом, остальные цеха должны работать с аналогичным тактом, для снижение излишних запасов перепроизводства.

Справка. По данным ИАС Seldon.Basis, ООО «ПК «НЭВЗ» было создано в декабре 2003 года в городе Новочеркасске Ростовской области (на базе местного электровозостроительного завода НЭВЗ, основанного в 1932 году). Специализация — производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава. Основным учредителем компании является АО «Трансмашхолдинг» (ему принадлежит 99,9% в уставном капитале). По итогам 2017 года, выручка ООО «ПК «НЭВЗ» составила почти 18,8 млрд рублей, прибыль — около 255,9 млн рублей.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1