//Фото: golos-kubani.ru.
Поделиться
АНО «Гражданская инициатива против экологической преступности» чиновники была зарегистрирована в июле 2018 года в Горячем Ключе. Статус иноагента ей присвоили в 2019 году.
«Условий исключения из реестра два, — комментирует «Эксперту Юг» Дмитрий Шевченко. — Первое — это отсутствие иностранного финансирования в течение года. Второе — организация должна уведомить Минюст, что прекратила политическую деятельность. Но мне кажется, это нереально. Понятие «политическая деятельность» в законодательстве сильно размыто». Местные чиновники руководствуются какими-то своими собственными убеждениями».По словам собеседника, в законе четко сказано, что защита животного и растительного мира не являются политической деятельностью. Это те направления, которыми занимаются «зеленые».
Кстати, из 32 экологических НКО, попавших в реестр иноагентов, 22 пришлось добровольно или принудительно закрыться (выйти из реестра удалось только восьми организациям).
«Изначально организация была создана, чтобы быть оператором движения добровольных пожарных на юге России, — говорит Шевченко. — Главная задача — сформировать группу добровольцев и организовать процесс их обучения. Вся вина организованной группы пожарных в том, что закупку оборудования для тушения леса финансировало российское отделение «Гринписа». Мы выступали оператором процесса. Тут нас и хлопнули».
Проект общественники свернули и отказались от идеи. Через год мы подали заявление о выходе из реестра, но его не удовлетворили: обнаружили, что кубанским экологам помогает российская организация WWF Россия, которая поддерживала другой проект, связанный с незаконными вырубками леса.
Дмитрий Шевченко добавил, что за два года организация несла убытки — в общей сложности, он составили более 1 млн рублей. Это два штрафа по 300 тыс. рублей и 100 тыс. рублей, списанных с личного счета эколога. Плюс дополнительные издержки на бухгалтерию и юристов.
«Самое ценное — это время, потраченное впустую на заполнение бессмысленных отчетов, участие в проверках и проставление пометок под каждой публикацией, — резюмирует Дмитрий Шевченко. — Мы уже отправили жалобу в ЕСПЧ. Но там довольно много жалоб от других организаций из России. Скорее всего, они будут рассматриваться пакетом».
По мнению собеседника, если до ужесточения законодательства реестр иностранных НКО рассматривался как абстрактная угроза, то с прошлого года, с усилением финансового контроля, а также форм и видов проверок, стала реальной угроза закрытия НКО или даже уголовного преследования. Чем дольше организация в реестре, тем больше возрастает риск штрафов, так как к деятельности НКО теперь повышенное внимание госорганов.
«Если есть закон, то его надо соблюдать, нарушил правила — попал в реестр, — для «Эксперта Юг» комментирует заместитель председателя Совета при губернаторе Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека, кандидат социологических наук Ольга Малахова. — Устранил нарушения — работай дальше. Не согласны — идите в суд».
Эксперт отметила, что ужесточение законодательства свидетельство того, что «мир меняется, ничего в нем стабильного ». И государство как институт имеет право — и это его обязанность — реагировать на объективную действительность и защищать себя и свои структуры от разрушения.
«Ситуация заключается в том, что у граждан государства как у избирателей есть возможность влиять на это государство и реагировать на такие эксцессы. — отметила г-жа Малахова. — Уверена, что подавляющее большинство граждан относятся к процессам с иноагентами спокойно».
Ранее «Эксперт ЮГ» сообщал, что экологи выступили против создания горнолыжного курорта в Лагонаки, а жители Горячего Ключа — против строительства полигона для ТКО на территории муниципального образования.
Также в 2021 году «Эксперт ЮГ» представил первый рэнкинг «живых НКО» Юга России.