Главным драйвером инвестиционного процесса в Крыму пока остается глава государства//Фото: RT
Российские власти за восемь лет сделали немало для развития Крыма. Здесь была построена трасса «Таврида», крымский мост, новый терминал Симферопольского аэропорта, развиваются инфраструктурные туристические проекты.
Открытие Северо-крымского канала и режим экономических санкций, введенный против России, стали новыми факторами для дальнейшего развития этих территорий. Теперь Крым уравнен со всей материковой частью страны в плане экономического развития. Эксперты убеждены, что для дальнейшего раскрытия потенциала региона понадобится последовательная плановая политика государства.
Приход федеральных игроков теперь вполне возможен
На прошлой неделе президент Владимир Путин призвал крупные бизнес-корпорации и банки приходить на территорию Крыма.Раньше федеральные игроки опасались открывать бизнес в Крыму, и скрывали свое участие в местных инвестпроектах в связи с санкциями. Однако, после начала специальной военной операции на Украине и волне санкций, захлестнувших Россию, положение Крыма изменилось, о чем и сообщил глава государства.
«Сейчас есть все условия для того, чтобы крупные российские бизнес-структуры, которые, прямо скажем, раньше опасались каких-то санкционных мер — теперь им нечего бояться. Теперь они могут спокойно приходить, включая, кстати, и банки, на полуостров и активно работать в регионе», — приводит ТАСС заявление Владимира Путина.
Президент РФ Владимир Путин призвал бизнес и банки активнее приходить в Крым на фоне санкций в ходе совещания по социально-экономическому развитию полуострова 17 марта//Скрин видео с kremlin.ru
В рамках совещания по вопросам социально-экономического развития региона, президент также предложил продлить существующую программу до 2027 года. Путин заявил, что власти будут стимулировать экономический рост Крыма. Первой ласточкой может статья Промсвязьбанк, который уже заявил, что будет обслуживать население и бизнес в Крыму.
«Нам еще многое предстоит сделать в расширении транспортной, энергетической и другой инфраструктуры. В этой связи предлагаю продлить действие государственной программы социально-экономического развития республики Крым и города Севастополя, увеличить срок ее реализации до 2027 года... с перспективой до 2030 года», — подчеркнул он.
По мнению генерального директора агентства «Инфолайн» Ивана Федякова, проблема Крыма состояла не столько в санкциях, к которым этот регион приспособился, сколько в общем уровне экономического развития.
«Ждать, что сразу после призыва властей крупные федеральные компании поспешат прийти в регион, неоправданно. Ведь причиной отсутствия этих компаний на территории Крыма были не столько санкции, сколько небольшое количество населения, невысокая покупательная способность. У 2 миллионов жителей Крыма сейчас уровень доходов не превосходит уровень доходов других крупных регионов. Сегодня, к сожалению, состояние Крымского полуострова не соответствует тому уровню, на котором эти территории были бы привлекательны с точки зрения экономического освоения», — говорит Иван Федяков.
По мнению аналитика, для улучшения ситуации необходима более крепкая связка государственного планирования и бизнеса. Несмотря на то, что государство реализовывало на территории Крыма крупные инфраструктурные проекты, такие как строительство Симферопольского аэропорта, трассы Таврида, модернизацию энергетической система острова, бурного развития местного бизнеса не было.
«В сущности, это были гигиенические меры, необходимые для восстановления ключевой инфраструктуры после периода украинской власти в Крыму, — отмечает Иван Федяков. — В тоже время с помощью государственной поддержки и особых налоговых режимов в Крыму можно было бы развить промышленное производство, альтернативную энергетику. Делать ставку только на туризм — это фактически использовать только 5% возможностей республики. Почему Крымские компании не совершают экспансии на российские территории? Речь не о сельском хозяйстве, а о химической промышленности, судостроении, потребительских товарах. Были даже предложения сделать из Крыма некий российский офшор, чтобы риски, вызванные санкционном давлением, компенсировались выгодами за счет налоговых преференций. Но до сих пор такие идеи не были реализованы».
Эксперт полагает, что для дальнейшего успешного развития экономики Крыма необходимо создавать льготные условия для ведения бизнеса на этой территории, чтобы была возможность использовать все ее конкурентные преимущества.
Симферопольский аэропорт: развитие неизбежно
Несмотря на то, что российская гражданская авиация испытывает ряд трудностей, власти Крыма анонсируют дальнейшее развитие крупнейшего местного транспортного узла — Симферопольского аэропорта. Как до начала спецоперации, так и после нее, и после объявления закрытия европейского и американского неба для российских самолетов, в Крыму ищут инвесторов для строительства индустриально-логистического парка рядом с аэропортом Симферополя.
Согласно заявленным планам, аэропорт превратится в полноценный транспортно-деловой хаб. Здесь будет организован индустриальный парк площадью 20 га. Также планируется построить гостиницу на 150-200 номеров. Рядом с воздушной гаванью возведут офисные и торговые комплексы. Размер инвестиций в расширение аэропорта пока не известен, но как писал ранее «Эксперт Юг», симферопольский аэропорт стал одним из крупнейших проектом Крыма. Его стоимость на сегодняшний день оценивают в 32 млрд рублей.
Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что развитие аэропорта Симферополя необходимо, несмотря на временные трудности.
«Как показывает практика, если крупный проект еще не вошел в стадию строительства, инвестор может поставить проект на паузу. То есть, если нет угрозы, что приостановка строительства может обойтись дороже чем завершение проекта, то исполнение может быть отложено. Изначально утвержденный проект Симферопольского аэропорта предполагал более консервативный рост пассажиропотока. Первоначально терминал рассчитывался на 6,5 млн пассажиров в год. Но в 2021 году аэропорт был загружен полностью. Такие же тенденции были зафиксированы в воздушных гаванях Краснодара и Сочи», — рассказывает эксперт.
Олег Пантелеев объяснил, что рост пассажиропотока в южных аэропортах связан с тем, что за последние годы для ряда категорий граждан зарубежные курорты стали недоступны из-за ограничений санкционных и ковидных. Учитывая, что сегодня для российских самолётов практически полностью закрыто европейское воздушное пространство, можно ожидать, что пассажиропоток южных аэропортов будет расти.
«В текущей ситуации, когда отечественная гражданская авиация решает возникшие проблемы, планы по дальнейшему расширению симферопольского аэропорта могут быть отложены на некоторый период времени, — говорит Олег Пантелеев.— Но, полагаю, что строительство гостиницы и логистического парка для аэропорта абсолютно оправданно потому, что аэропорт Симферополя остается главной воздушной гаванью Крыма и определённо нуждается в дополнительной инфраструктуре. Также повышение рентабельности проекта путем приземление здесь новых бизнесов абсолютно рациональное и оправданное решение».
Вода из Северо-Крымского канала поможет восстановить сельское хозяйство
После восстановления шлюзов Северо-Крымского канала на территории Херсонской области, республика получила новые возможности в сельском хозяйстве. Как сообщалось ранее, канал до конфликта на Украине на 85% обеспечивал потребности Крыма в пресной воде. В 2014 году канал был перекрыт украинской стороной, что обострило проблемы водоснабжения на территории полуострова. Планировалось даже добывать пресную воду из под дна Азовского моря. Однако, как только российские войска заняли Херсонскую область, водная артерия была разблокирована.
По мнению депутата Госдумы Алексея Черняка, поступление воды из Северо-Крымского канала изменит ситуацию в регионе в лучшую сторону.
«Уверен, что подача воды даст толчок к развитию северных засушливых районов Крыма. Выращивание, риса, надеюсь, вернется. Остальное проблем не вызывало».
Народный избранник также выразил надежду, что в результате военной операции на территории Украины, жители полуострова почувствуют себя в безопасности.