92 100 13

Новая нефтяная артерия

1626
7 минут

На крупнейшем на Юге трубопроводе Каспийского трубопроводного консорциума, который проходит по территории Краснодарского края, завершается масштабная модернизация

Новая нефтяная артерия

Поделиться

Трубопроводная система КТК — один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода Тенгиз–Новороссийск составляет 1 511 км; по этому маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений. Проект оценивается в 5,4 млрд долларов.

Новый этап модернизации нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК, которым владеет пул международных акционеров, от России — АК «Транснефть», российская «дочка» КТК — «КТК-Р» — зарегистрирована в Краснодарском крае) предполагает строительство на территории южных регионов страны восьми дополнительных нефтеперекачивающих станций, шести резервуаров для хранения нефти под Новороссийском в дополнение к четырём существующим (объёмом 100 тысяч куб. м каждый) и третьего выносного причального устройства на морском терминале КТК (Южная Озереевка, Краснодарский край). Это должно увеличить пропускную способность КТК с 35 до 67 млн тонн до конца года (с антифрикционными присадками —до 76 млн тонн). В компании рассчитывают, что это позволит увеличить выручку более чем в два раза — до 2,3 млрд долларов в год.

Транснациональный проект создания интерконтинентального нефтепровода из Азии в Европу в конце 90-х годов стал крупнейшим международным нефтетранспортным проектом с участием России, Казахстана, а также ведущих мировых добывающих компаний, предполагающим строительство и эксплуатацию магистрального трубопровода протяженностью более 1,5 тысячи км. Его маршрут пролегает по северному побережью Каспийского моря и затем идёт по территории ЮФО (Астраханская область, Калмыкия, Ставропольский и Краснодарский края) до морского черноморского терминала в районе посёлка Южная Озереевка под Новороссийском. Его запуск был приурочен к началу освоения самого большого в Прикаспийском регионе Тенгизского углеводородного месторождения (Западный Казахстан).

Акционерами КТК выступают: Российская Федерация (АК «Транснефть» — 24% и «КТК Компании», аффилированная с «Транснефтью» — 7 %) — 31%; Республика Казахстан («Казмунайгаз» — 19% и Kazakhstan Pipeline Ventures LLC –1,75%) — 20,75%; Chevron Caspian Pipeline Consortium Company — 15%, LUKARCO B.V. — 12,5%, MobilCaspianPipelineCompany — 7,5%, Rosneft-ShellCaspianVenturesLimited — 7,5%, BGOverseasHoldingLimited –2%, EniInternationalN. A. N. V. — 2% и OryxCaspianPipelineLLC — 1,75%.

С момента запуска в 2001 году КТК наращивал ежегодные мощности прокачки с 28,2 до 35 млн тонн (в 2010 году).

Кризис 2014–2015 годов повлиял на темпы расширения мощностей, которые ещё в июне 2016 года должны были достичь 67 млн тонн, но по итогам года составили не более 52 млн тонн. Летом 2016 года компанию возглавил бывший генеральный директор «Транснефтепродукта» Николай Горбань.

«Причины (переноса срока запуска дополнительных мощностей. — «Эксперт ЮГ») самые разнообразные. Есть земельные вопросы, вопросы законодательства по вводу объектов, поставки оборудования. В некоторых случаях пришлось менять подрядчика в связи с некачественным проведением работ и несоблюдением установленных сроков, — рассказывал новый глава КТК. — Могу сказать, что санкции Евросоюза и США не оказали значительного влияния на реализацию проекта расширения. Большая часть оборудования была поставлена до введения санкций, за исключением некоторых видов, которые входят в комплексную поставку, например, насосных агрегатов. Но контракты подписаны, запрета нет, поэтому мы не испытываем сложностей. По многим позициям нам удалось вместо импортных поставок использовать продукцию производителей из России или ближнего зарубежья».

В компании заверяют, что порядка 70% всего оборудования для КТК составляет продукция отечественного производства, и уже до конца года завершатся работы по проекту увеличения пропускной способности магистрального нефтепровода до 67 млн тонн в год.

Расширение пропускных мощностей проводится в три этапа и предполагает строительство 10 дополнительных нефтеперекачивающих станций (двух — на территории Республики Казахстан, восьми — в Российской Федерации), шести резервуаров для хранения нефти под Новороссийском и третьего выносного причального устройства на Морском терминале КТК, а также замену 88 км трубопровода на территории Казахстана на трубу большего диаметра.

Как сообщили в КТК, в настоящее время в рамках проекта расширения трубопровода уже построено и запущено 6 новых нефтеперекачивающие станций (5 — на территории РФ, 1 — на территории Казахстана), 6 новых резервуаров для хранения нефти РВС-100000 (ёмкостью 100 тысяч тонн каждый) и закончено строительство третьего выносного причального устройства.

Наличие всех трёх выносных причалов терминала позволит КТК безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при неблагоприятных метеоусловиях.

На территории края находится действующая нефтеперекачивающая станция (НПС) «Кропоткинская» (Кавказский район) — крупнейшая станция системы КТК на территории России, стратегически важный нефтетранспортный узел, обеспечивающий не только перекачку казахстанской нефти, но и приём сырья от российских производителей. Она была модернизирована и торжественно введена в эксплуатацию в апреле 2014 года.

В нынешнем году также заработали сразу две нефтеперекачивающие станции на территории Наримановского и Красноярского районов Астраханской области в дополнении к одной уже существующей здесь (НПС «Астраханская» в Енотаевском районе). На территории 28 га в каждой из них разместились площадка для сглаживания волн давления, операторная, пожарное депо, вертолётная площадка и другие.

На каждой новой НПС смонтированы каркасные здания, проложено 220 км силовых и контрольных кабелей, установлено около 3,7 тысячи единиц оборудования.

Как сообщили в компании, пуск в эксплуатацию двух станций обеспечит дополнительный прирост мощности на каспийском участке нефтепровода КТК от НПС Атырау до НПС Комсомольская до 10 млн тонн нефти в год.

На территории края также находится важнейший узел нефтепроводной системы КТК — морской терминал, где осуществляется отгрузка нефти для отправки ее на мировые рынки.

В рамках реализуемого КТК проекта расширения мощности нефтепроводной системы Тенгиз — Новороссийск в 2016 году были реконструированы нефтехранилища резервуарного парка морского терминала КТК — с 700 тысяч тонн до 1 млн тонн. Кроме того, на морском терминале КТК после кардинальной реконструкции введён в эксплуатацию главный центр управления. Здесь в режиме онлайн прослеживаются все этапы процесса транспортировки нефти на протяжении маршрута Тенгиз — Новороссийск, от приема сырья на узлах учёта до погрузки на танкеры.

Также в 2016 году была введена в эксплуатацию станция НПС-7 в Динском районе.

В 2017 году КТК завершил строительство всех объектов в рамках проекта расширения в Краснодарском крае. 8 августа состоялся торжественный пуск станции НПС-8 в Крымском районе. Ввод в эксплуатацию НПС-8 позволил нарастить пропускную способность трубопровода на 20 млн т нефти в год на западном участке нефтепровода Тенгиз–Новороссийск: от НПС «Кропоткинская» до резервуарного парка морского терминала КТК.

Ожидается, что к сентябрю появятся ещё две подобные станции в Краснодарском и Ставропольском краях, а также в Калмыкии.

«Увеличивая мощность трубопроводной системы, мы повышаем транспортные возможности магистрали “Тенгиз — Новороссийск”, обеспечивая безопасную и надежную транспортировку нефти на мировые рынки, — заявил Николай Горбань. — Ввод двух новых станций в Астраханской области обеспечит дополнительный прирост мощности на каспийском участке нефтепровода КТК до 10 миллионов тонн в год. Общая же мощность системы увеличится к концу года до 67 миллионов тонн нефти».

Наращивание пропускной способности трубопровода создаст профицит перекачивающих мощностей, который необходим нефтяникам для подключения к «трубе» новых вводимых в строй месторождений — Кашагана, Карачаганска, имени Филановского, Ракушечного, что будет стимулировать рост добычи в регионе. К примеру, на 2017 год КТК получил заявки на допуск сырья в «трубу» на общий объём до 65 млн тонн от добывающих компанийChevron, «ЛУКойл», «Роснефть».

Согласно данным «СПАРК-Интер­факс», выручка российского подразделения КТК ЗАО «КТК-Р» (зарегистрирована в Краснодарском крае) в последние годы неуклонно растёт. В 2013 году она составляла 29,384 млрд рублей, в 2014 году — уже 42,142 млрд рублей, в 2015 году — 72,634 млрд рублей. Вывод трубопровода на паспортную мощность в 67 млн тонн в год (с учётом добавления антифрикционных присадок — 76 млн тонн), по данным компании, для акционеров КТК удвоит выручку до 2,3 млрд долларов в год.

Руководство КТК-Р принимает активное участие в ключевых событиях, форумах и выставках, проводимых в Краснодарском крае и за его пределами. Компания входит в первый созданный в России Южный региональный комитет Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), который оценивает состояние бизнес-среды в регионе и вырабатывает рекомендации по её улучшению.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1