Cовокупная выручка 250 крупнейших компаний ЮФО увеличилась по сравнению с 2014 годом на 18,8% и составила по итогам отчётного года 4,5 трлн рублей. При этом динамика выручки оказалась выше уровня 2014 года (12,5%), а также выше прироста совокупной выручки 400 крупнейших компаний России в 2015 году (13,2%) (см. «Эксперт» № 43 (1005) от 24–30 октября 2016 года). Органический рост компаний, находящихся в рэнкинге этого года, ещё выше — в среднем эти компании прибавили за год 25%. Опережающие темпы роста — это уже хорошая новость.
Но ещё более важно то, что драйвером роста в 2015 году выступала уже не нефтянка, как это было предыдущие несколько лет, а сфера АПК и пищевой промышленности, которая охватывает напрямую или через мультипликативные эффекты значительный сегмент оптовой торговли, транспорта и химической промышленности. Это первый год, когда мы увидели системный результат от подъёма аграрной сферы юга России.
Рэнкинг крупнейших компаний ЮФО по объёму реализации продукции в 2015 году
«Магнит» обложен нефтегазом
Первое место среди 250 крупнейших, как и по итогам 2014 года, занимает ПАО «Магнит» с выручкой 950,6 млрд рублей. Кроме того, компания остаётся в первой десятке 400 крупнейших компаний России, несмотря на некоторое снижение динамики выручки в отчётном году по сравнению с предыдущим (с 31,7% до 24,5%). В целом доля ПАО «Магнит» в совокупной выручке 250 крупнейших компаний ЮФО остаётся существенной — более 21%.
Однако не «Магнит» в этом году оказался главным драйвером роста в десятке крупнейших, в которой сразу четыре компании показали динамику выше 40%. Самый значительный прыжок совершила «Газэнергосеть Розница», увеличившая за год выручку с 11 до 70 млрд рублей и потому поднявшаяся с 71 на 8 место рэнкинга. «ГЭС Розница» зарегистрирована только в 2014 году — она стала правопреемницей торгового дома «Альфа-Трейд», который ранее управлял всей федеральной сетью АЗС «Газпрома».
Нужно заметить, что никогда ещё вес нефтегазовой отрасли в первой десятке не был столь значительным — с нею связаны уже восемь компаний. Динамика у них очень разная. Зато входящий в топ-10 Волжский трубный завод в 2015 году показал наибольшие объёмы производства за всю историю своего существования. Среди главных драйверов — выпуск около 30 новинок, десять из которых были сделаны специально под нужды «Газпрома». То есть «Магнит» противостоит южному нефтегазу, считай, в одиночку — и выигрывает по выручке у всех остальных соседей по десятке вместе взятых.
Пятилетка торговли
Уже, пожалуй, ясно, что наиболее значимыми отраслями в экономике крупного бизнеса ЮФО остаются торговля и нефтегазовая промышленность. Причём если сложить розницу и опт, доля предприятий торговли в общем объёме реализации составит почти половину от общего объёма выручки (49,8%). Усиление позиций торговли — тренд последних несколько лет. Пик индустриальной влиятельности мы фиксировали по итогам 2010 года — тогда на долю всех отраслей промышленности пришлось 40,7% совокупной выручки участников рэнкинга. По итогам 2015 года мы имеем лишь 32,9%, из которых почти половина приходится на нефтегазовую промышленность (см. таблицу 1). Остальные отрасли составили менее 10% в общем объёме выручки.
За прошедшие пять лет заметно укрепились и сам нефтегаз, и пищевая промышленность, прибавившая 1,4% к своей доле. Зато существенно просели машиностроение, металлургия и даже химическая промышленность, у которой в силу ориентированности на экспорт сегодня неплохая конъюнктура и отличные показатели прироста (36%).
Пищевой драйвер
У пищевой промышленности тоже прекрасная динамика — 35,5%, это выше, чем у торгового сектора. Крупнейшим предприятием сектора в 2015 году оказалась «Группа Агроком», показавшая динамику 33%. Однако стоит учитывать, что львиную долю выручки группы составляют продажи «Донского табака», выросшие в прошлом году на 54% — во многом благодаря повышению акцизов. Но в пищёвке хватает и других динамичных компаний — все четыре кубанских сахарных завода («Успенский сахарник», «Сахарный завод “Ленинградский”», Тбилисский сахарный завод, «Викор») в прошлом году росли темпами от 36 до 150%. В большом плюсе — более 30% — маслоделы («Астон», «Пищевые ингредиенты», «Компания “Благо”») и виноделы («Фанагория» и «Кубань-Вино»). Из 27 компаний пищёвки лишь одна в 2015 году снизила выручку — Сочинский мясокомбинат. И только три компании закончили год с убытками.
А из 10 компаний сферы АПК всего одна показала динамику прироста ниже 10%. Показательно, что лидером роста — свыше 79% — оказался волгоградский производитель добавок к кормам «Мегамикс» (интервью см. на стр.26). По объёмам прироста нельзя не отметить «Агрокомплекс им. Н. И. Ткачёва», прибавивший к выручке за год 12 млрд рублей. Убыточных крупных компаний в сфере АПК в 2015 году не было.
Особенно красноречиво выглядит десятка самых динамичных компаний — половину списка в 2015 году занимают торговцы сельхозпродукцией. Причём за пределами десятки остался самый крупных из них — «Торговый дом “РИФ”» из Ростовской области, который в 2015 году вырос «всего лишь» в три раза, показав выручку в 50 млрд рублей. Немногим меньшими темпами росли в прошлом году южные порты и терминалы, через которые шла эта сельхозпродукция.
Потери в строительстве и рознице
Из рэнкинга прошлого года выбыли 53 компании. Основная причина выбывания — 45 случаев — снижение выручки до уровня ниже порогового. А он в этом году составляет 3,18 млрд рублей.
Если судить по представленности отраслей в рэнкинге компаниями, главные аутсайдеры списка — строительство, розничная торговля и промышленность стройматериалов. Строительство потеряло треть компаний — их осталось 10 вместо 15. Выбыл из рейтинга крупнейший строитель 2013–14 годов — фирма «Гравитон», выполнявшая работы для Туапсинского НПЗ. В сентябре 2015 года в отношении руководителей подрядчика заведено уголовное дело по факту хищений: следствие подозревает, что руководством «РН-Туапсинский НПЗ» были оплачены невыполненные работы. Но и в оставшейся десятке строительных компаний — три новичка, самый яркий из которых — ООО «Старстрой», за 2015 год увеличившее выручку в шесть раз. Компания специализируется на комплексных решениях для нефтегазовой промышленности, среди её заказчиков — Каспийский трубопроводный консорциум, структуры «Газпрома», «ЛУКойла». В целом, конечно, сектор строительства юга России совсем не описывается десятью компаниями. Здесь до сих пор не прошли процессы консолидации — под каждый новый дом до сих пор часто создаётся отдельное юрлицо. А те компании, которые работают с госзаказом, часто попадают в рэнкинг на короткий промежуток в год-два.
Если говорить о розничных потерях, то выбыли из топ-листа волгодонская сеть «Артемида-Дон», а также несколько торговцев автомобилями. Хотя в этом сегменте мы наконец увидели совокупную выручку группы компаний «Ключавто» — крупнейшего игрока в автомобильной рознице Юга, занявшего сразу 21 позицию в рэнкинге. Раньше в топ-лист попадали лишь отдельные автосалоны группы.
Региональная концентрация
В региональной структуре мы видим всё большую концентрацию на Кубани и Дону. Несмотря на явное лидерство Краснодарского края по размеру доли в совокупной выручке (55,8%), наметилась некоторая тенденция укрепления позиций Ростовской области (см. таблицу 3). Динамика этого региона по объёму реализации в 2015 году (24%) впервые за несколько лет превысила темпы прироста Краснодарского края (22,6%). Впрочем, пока сохраняется отставание Ростовской области от Краснодарского края по объёму совокупной выручки крупного бизнеса во всех ведущих отраслях (см. график). Но при этом Ростовская область — единственный регион, который второй год подряд увеличивает количество своих представителей в рэнкинге. Волгоградская и Астраханская области их сократили, а число кубанских предприятий осталось прежним.
Калмыкия полностью утратила своё присутствие в топ-листе. Выручка её единственного представителя в 2015 году (ООО «Спутник») снизилась с 4,4 до 1,3 млрд рублей и тем самым не достигла нижнего порогового значения.
Избирательная прибыль
В целом в регионе растут количество прибыльных компаний и размер их совокупной чистой прибыли (см. таблицу 2). Так, в рэнкинге 2014 года было 199 прибыльных компаний, заработавших вместе 192,3 млрд рублей. По итогам 2015 года число предприятий, вышедших в плюс, составило уже 215, а их совокупная чистая прибыль увеличилась более чем на 80 млрд (273,3 млрд рублей). Количество убыточных компаний по итогам отчётного года в сравнении с предыдущим сократилось с 50 до 35, при этом их совокупный чистый убыток снизился больше чем наполовину (-57,2%), с 137,6 до 58,9 млрд рублей.
Подавляющее большинство и прибыльных, и убыточных компаний (92 из 215) работают в сфере торговли; из них большая часть — это «оптовики», количество которых выросло по сравнению с 2014 годом с 70 до 75. Нельзя не обратить внимания на то, что среди десяти предприятий рэнкинга, получивших максимальные убытки, пять представляют индустрию. Скорее всего, большие убытки Абинского металлургического завода (3,8 млрд рублей) отчасти объясняются тем, что предприятие ещё находится в стадии реализации инвестпроекта; сейчас здесь идёт четвёртый этап стройки — создание метизного цеха. Но не только инвестициями объясняются убытки — немногим меньший минус у Ростовского электрометаллургического завода (РЭМЗ). Представители завода уже заявляли о возможности остановки предприятия в 2017 году — девальвация рубля сделала более привлекательным экспорт лома, а не его переработку. В этой же десятке ОАО «ТКЗ “Красный котельщик”» (хоть предприятие и запустило экспортоориентированную программу, но её эффект мы, видимо, увидим позже), а также новый завод «Гардиан Стекло» в Ростовской области.