Первый всенародный: каким получился новый генплан Краснодара

722
9 минут
Первый всенародный: каким получился новый генплан Краснодара

Цифровой генплан Краснодара позволяет жителям увидеть все болевые точки города и понять его реальные перспективы.// С сайта genplan.krd.ru

Создание нового градостроительного документа — веха в истории кубанской столицы. Впервые на Юге создана цифровая карта города. Но главная ценность работы — в масштабе общественного обсуждения и учёте интересов горожан.

Краснодаре началось общественное обсуждение проекта нового генерального плана. Он был подготовлен петербургским НИИ перспективного градостроительства при поддержке краевой власти и городских сообществ, внесших сотни предложений о том, каким должен стать Краснодар в ближайшие 20 лет.

Краснодар — один из самых быстрорастущих городов России. Из-за миграционного притока за последние 18 лет население города увеличилось в полтора раза. Сегодня, по данным администрации города, здесь живут свыше 1,4 млн человек. Если темпы прироста сохранятся, то к 2040 году население Краснодара превысит 3,2 млн жителей. Границы города позволяют вместить в него не более 2,2 млн, остальная «нагрузка» в миллион человек ляжет на другие территории Краснодарской агломерации. В неё, помимо столицы края, входят три района (Динской, Красноармейский, Северский) и городской округ Горячий Ключ.

Но чтобы всем в агломерации жилось комфортно, необходимо разобраться с проблемами. Существующая транспортная, инженерная и социальная инфраструктура не в состоянии обслужить даже нынешнее население южного миллионника. Количество зелёных зон в Краснодаре в десять раз меньше, чем положено по нормативам. Вот лишь некоторые из болевых точек, с которыми разбирался разработчик нового генплана — команда петербургского Научно-исследовательского института перспективного градостроительства. Вторая крупная задача, которую решал питерский НИИ — включение в генплан правил и проектов перспективного развития Краснодарской агломерации на ближайшие 20 лет. Именно развитие не отдельного крупного города (столицы региона), а агломерации — одно из главных отличий нового генплана от действующего. Агломерационный принцип развития отражён в двух долгосрочных стратегиях — Кубани до 2030 года и Краснодара до 2035-го, с которыми новый генплан полностью синхронизирован.

Другое важное отличие действующего генплана от того, который придёт ему на смену, — цифровая карта города, которая полностью соответствует актуальной кадастровой карте.

По словам управляющего директора петербургского НИИ Павла Спирина, в действующем бумажном генплане есть серьёзные расхождения с кадастром. Разработчики этого документа не учитывали резкого роста населения Краснодара: уже в 2018 году расчётная численность населения превысила те показатели, которые были заложены в старом генплане. Однако этот «аналоговый» генплан рассчитан до 2025 года и пока является главным градостроительным документом Краснодара: все решения о возведении в городе новых объектов принимаются в соответствии с этим документом, что вызывает у разработчиков некоторые опасения. «Мы подготовили проект генплана и передали его на общественное обсуждение, которое будет идти месяц, — говорит г-н Спирин. — Затем ещё месяц уйдёт на внесение изменений, доработку проекта. И только после этого проект генплана будет передан в гордуму на рассмотрение и утверждение. Сейчас многие градостроительные процессы в городе идут по инерции, решения принимаются по старым документам. Это надо власти и общественности строго контролировать».

Какие «узкие места» расшивает новый генплан

Над разработкой нового генплана Краснодара команда петербургского НИИ работала более года. Формально это не разработка нового документа, а внесение изменений в действующий. Однако в итоге в главный градостроительный документ города было внесено почти 730 изменений, из-за чего на выходе получился не улучшенный старый план, а новый, хотя и в статусе проекта.

27 июня проект генплана Краснодара был выложен на специально созданном сайте genplan.krd.ru для общественного обсуждения, которое началось 6 июля. Опубликована специальная форма, с помощью которой каждый житель Краснодара может разместить свои предложения и замечания. Кроме того, в разных районах города открылись экспозиции проекта генплана — также для всенародного ознакомления. Обсуждения документа должны идти ровно месяц, до 6 августа. Затем специальная комиссия будет месяц изучать все внесённые предложения, после чего авторы доработают проект и передадут в гордуму. Рассмотрение и утверждение нового генплана планируется на ближайшей осенней сессии нового состава краснодарского парламента.

Разработчики генплана предлагают решить ряд задач, которые, с одной стороны, позволят расшить «узкие» места, а с другой — позволят Краснодарской агломерации динамично развиваться. Какие же это задачи?

Прежде всего — комплексное освоение территорий. По словам Павла Спирина, одна из проблем Краснодара — точечная застройка, при этом этажность зданий варьируется от четырёх этажей до двадцати. В этот «диапазон» попадают малоэтажная, среднеэтажная и многоэтажная категории. Для каждой из них требуется разное количество объектов социальной, инженерной и дорожной инфраструктуры. Действующий генплан этого не учитывал. Согласно проекту нового генплана, в границах Краснодара остаётся застройка средне- и многоэтажными домами, а в других «точках» агломерации развернётся малоэтажное строительство. При этом исключается возможность точечной застройки: только комплексное освоение территорий. Это позволит гармонично развиваться всей городской инфраструктуре, сделает жизнь в Краснодаре и прилегающих районах более комфортной.

Также отметим необходимость развития социальной инфраструктуры. В ходе работы над новой редакцией генплана разработчики выявили серьёзный её дефицит. Так, обеспеченность объектами спорта составляет всего 20%, образования — 40%, культуры — 50%, здравоохранения — 60%. Согласно новому генплану, в ближайшие 20 лет в Краснодаре появятся 550 детских садов, 200 общеобразовательных школ, 70 спорткомплексов, 60 поликлиник и девять больниц. Кроме того, будет сформирован медицинский кластер, в который войдут высокотехнологичный центр в Краснодаре и по одному реабилитационному центру в Горячем Ключе и в Динском районе. В уже застроенной части города должны появиться «кластеры социально значимых объектов»: детсады, школы, поликлиники, объекты культуры и спорта.

Развитие транспортной инфраструктуры предполагается и за счёт расширения аэропортового комплекса «Краснодар Пашковский». В перспективе он станет транспортно-пересадочным узлом и сможет обслуживать до 13,5 млн пассажиров в год (сейчас обслуживает свыше 4 млн). В рамках развития железнодорожного транспорта запланировано строительство высокоскоростной магистрали «Москва — Краснодар — Адлер». В генплане зафиксировано строительство трёх автомобильных обходов Краснодара: Дальнего Западного, Восточного и Южного.

Развитие внутригородского транспорта предполагает создание двух дорожных колец (внешнего и внутреннего), а также четыре транспортных коридора, которые соединят восточные и западные районы города. Согласно генплану, Краснодар будет поделён на три зоны транспортного обслуживания. Так, в центре города преимущественными правами будут пользоваться пешеходы, велосипедисты и общественный транспорт. Количество индивидуального транспорта здесь должно быть ограничено, уверены разработчики. В спальных районах (зоне плотной застройки) будут курсировать трамваи, городская электричка и скоростные автобусы. В периферийных зонах агломерации основным транспортом должна стать городская и пригородная электричка. При этом фаворитом в развитии внутригородских пассажирских перевозок станет трамвай. Протяжённость трамвайных линий будет увеличена втрое. Автобусам и троллейбусам отводится роль «вспомогательных видов транспорта». Их маршрутная сеть увеличится в 2,5 раза. Протяжённость велосипедных дорожек вырастет в 10 раз.

Развитие полицентричного города

Чтобы уйти от каждодневных пробок по маршруту периферия-центр-периферия, предполагается развивать новые общественно-деловые и производственные зоны в различных районах города. Это, по мнению разработчиков, позволит разгрузить центральную часть Краснодара, избавить город от пробок. Также на периферии планируется активное развитие общественных пространств, набережных, общегородских центров, которые должны «структурировать территорию города и повысить уровень жизни для его жителей».

Это цели соответствует и формирование единого природно-экологического каркаса. Это система природных и искусственно созданных зелёных территорий и водных объектов. Так, в самом Краснодаре площадь зелёных зон увеличится в десять раз — до 3,2 тысячи гектаров, появятся 440 новых озеленённых территорий. Будут разбиты новые парки в каждом жилом районе, а также новые бульвары и скверы. За чертой города — сады и виноградники. Также запланировано создание «акватерриториального рекреационного комплекса» вдоль реки Кубань и Краснодарского водохранилища.

Кроме того, предполагается создание рекреационных парков в Динском, Северском районах и в городе Горячий Ключ.

Голос общественности учли и оцифровали

При подготовке генплана разработчики учитывали мнение жителей, совещались с представителями общественных организаций и наиболее активными горожанами. «Пример Краснодара во многом уникален, — отмечает Павел Спирин. — Общественность объединилась, сформулировала и направила нам сотни предложений, касающихся решения проблем города и его перспективного развития. Были сформированы общественные группы по отдельным направлениям — социальная инфраструктура, транспорт, инженерные сети, природно-экологический каркас. В нашей практике такое неравнодушие горожан — прецедент».

По мнению главного архитектора Краснодарского края Юрия Рысина, при подготовке нового генплана удалось найти компромисс между позициями профессиональных разработчиков и жителей города. «Горожане контактировали с проектировщиками, вносили свои предложения, и на основе встречного движения мы получили очень качественный результат, — говорит г-н Рысин. — Впервые в истории Кубани создан цифровой генплан краевой столицы».

«Мы собирали предложения по созданию в Краснодаре зелёных зон, — говорит координатор общественного движения “Помоги городу” Елена Шувалова. — Всего было собрано и передано специалистам НИИ 450 предложений. 85 процентов из них были учтены разработчиками генплана. Сейчас в Краснодаре площадь зелёных пространств составляет всего 375 гектаров — на порядок меньше положенного по нормативам. Есть дефицит участков для развития социальной инфраструктуры. Стояла непростая задача: при дефиците земли найти участки для строительства социальных объектов. Нет очистных сооружений поверхностных стоков, из-за чего они прямиком попадали в Кубань и другие водоёмы. Всё это новый генплан учитывает».

По мнению г-жи Шуваловой, городской и краевой власти теперь предстоит выстроить верную стратегию взаимодействия с застройщиками, чтобы принимаемые градостроительные решения соответствовали новому генплану, а не противоречили ему, как часто было в случае с действующим генпланом, когда на месте запланированного парка вырастала многоэтажка или велось строительство домов в зоне городских лесов или пойменных участках.

«В новом генплане много места отводится развитию транспортной инфраструктуры, причём в рамках не отдельного города, а агломерации, — говорит Мирослав Валькович, представитель общественного движения “Городские решения”. — Развитие городской электрички, пересадочных узлов и сети перехватывающих парковок позволит справиться с растущим пассажиропотоком. Порадовало нас и увеличение протяжённости трамвайных линий. Правда, ознакомившись с новым генпланом, мы увидели, что некоторые из планов нуждаются в корректировке, что есть дублирующие линии. Свои предложения по оптимизации в Краснодаре трамвайного сообщения передали разработчикам».

По мнению управляющего партнёра адвокатского бюро «Домащенко и партнёры» Романа Домащенко, новый, цифровой генплан, его соответствие кадастровым координатам сводят к минимуму ошибки, которые допускались при разработке генплана действующего. «Его рисовали широкими мазками, на бумаге, с большой погрешностью, — уверен юрист. — Генплан “в цифре” — удобнее и точнее. С другой стороны, возникает вопрос, насколько представленная в нём информация соответствует фактам? Это и помогут выявить общественные обсуждения. Думаю, будут критика и возмущение, особенно со стороны собственников, которые хотели строить или уже строят дома на участках, предназначенных в новом генплане для других целей».

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наша группа в Facebook, формат «без галстука» в канале Telegram, наш канал на Youtube, наш Instagram, наш Яндекс.Дзен.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...