61 64

Почему «провинциальный» Краснодар растет, а мегаполис Ростов тает

12421
7 минут

Пути развития южных миллионников с каждым годом различаются все сильнее

Почему «провинциальный» Краснодар растет, а мегаполис Ростов тает

Скорость застройки Краснодара впечатляет//Фото: vk.com/krdru
Поделиться
Отношения двух городов часто называют противостоянием. После того, как Краснодар почти удвоил свое население за 10 лет, такие рассуждения вышли на новый уровень. Опрошенные «Эксперт Юг» общественники назвали главные различия между Ростовом и Краснодаром — крупнейшими городами на Юге, и высказались о том, кто же на данном этапе привлекательнее.

Титул «южной столицы» пока на месте

По итогам Всероссийской переписи населения 2021 года, результаты которой становятся известны только сейчас, в Краснодаре (городском округе) проживают 1 204 878 человек. Это значит, что город официально стал крупнейшим в ЮФО по численности населения. Краснодар демонстрирует рекордный прирост населения, +44,7% по сравнению с предыдущей переписью, тогда как население Ростова увеличилось всего на 4,9%.

Во время выступления на 23-м заседании городской думы экс-глава Краснодара Андрей Алексеенко сообщал, что население города приближается к 1,7 млн жителей.

Ряды шалфея.jpg
Поделиться

Краснодарский парк Сергея Галицкого стал одним из лучших не только в регионе, но и в стране//Фото: «Эксперт Юг» 

Статус крупнейшего города Юга пока не означает, что официальная столица округа переезжает в Краснодар, хотя дискуссии об этом ведутся с самого образования ЮФО в 2000-м году. Для подобного решения необходим ряд более существенных условий. Важнейшими преимуществами Ростова являются его расположение и транспортная развязка. Исторически через город проходила большая часть маршрутов, ведущая в южные регионы. В 1875 году был открыт ростовский железнодорожный вокзал, получивший неофициальное название «Ворота Кавказа». Спустя полтора века этот титул по-прежнему актуален.

В Ростове-на-Дону по итогам переписи проживает 1 142 162 человека, а миллионником город официально стал еще в 1987 году. Итоги переписи вновь оживили дискуссию о преимуществах и недостатках Ростова и Краснодара в общественном информационном поле. Особенно актуально сравнение в части транспорта, инфраструктуры, благоустройства, демографии и общего уровня социальной активности. Спойлер: Краснодар пока везде побеждает.

Резкий рост: величие или проблема

По факту статус миллионника не сулит Краснодару новых финансовых поступлений. Он может способствовать перераспределению налогов в бюджеты других уровней, сохранению, например, большей части НДФЛ. Но это влечет за собой и рост финансовой нагрузки.

По словам председателя комитета ЗСК по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения, социального технолога Николая Петропавловского, Краснодар может рассчитывать на дополнительные трансферты из федерального бюджета исключительно на улучшение социальной инфраструктуры.

Генплан Краснодара, утвержденный два года назад, проектировался с учетом того, что население города составляет 1,4 млн человек, говорит председатель общественного совета по озеленению Краснодара «Помоги городу» Елена Шувалова

Елена Шувалова.jpg
Поделиться

По словам Елены Шуваловой, в Краснодаре нужно срочно решать проблемы с экологией//Фото: «Эксперт Юг» 

Краснодар растет в первую очередь за счет мигрантов из других регионов: Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера, считает Евгений Панасенко, директор по развитию бизнеса компании Б1. С ним соглашается Илья Володько, владелец и генеральный директор MACON Realty Group: жители удаленных российских регионов и стран ближнего зарубежья давно стали значимой клиентской группой для девелоперов Краснодарского края. По словам экспертов, приезжие делают выбор в пользу Краснодара из-за его близости к морю и относительной доступности жилья. На Кубани вводится в 2,5 раза больше объектов недвижимости, чем на Дону. В Ростов же переезжают преимущественно жители Ростовской области, говорит Евгений Панасенко. Город значительно острее, чем Краснодар, нуждается в привлечении «умных» миграционных потоков: населения, способного качественно улучшить экономику.

Бурное развитие Краснодара связано со стремительным ростом населения, однако это же обстоятельство порождает социальный кризис, считает Евгений Панасенко. Краснодар, условно говоря, вырос из станицы, тогда как Ростов «изначально был запланирован как мегаполис». С точки зрения градостроительной и инженерной инфраструктуры они, по его словам, имеют разную базу: у Ростова, например, шире проспекты в центре города, пока еще больше возможностей для строительств новых дорог.

Ростов стал миллионником исторически, развитие инфраструктуры происходило постепенно, а вот Краснодар был рассчитан максимум на 600 тысяч человек, и резкий рост населения привел к колоссальной нагрузке и неминуемому дальнейшему преобразованию города.

Евгений Панасенко.jpg
Поделиться

Евгений Панасенко сравнивает остроту проблем в городах-миллионниках//Фото: «Эксперт Юг»

Стремительный рост населения в Краснодаре и нерегулируемая стратегия развития города, отсутствие правильной градостроительной политики и эффективной работы департамента по надзору за строительной отраслью привели к серьезным сложностям, рассуждает Евгений Панасенко. Обострились проблемы с пробками, Краснодар лидирует в стране по количеству машин на тысячу человек, входит в топ-25 городов планеты с самыми большими пробками. Небывалый кризис в социальной инфраструктуре: школы набирают первые классы до буквы «Я», где-то учатся в три смены. Огромные очереди и группы в детских садах по 70 человек. К поликлинике под номером 13 приписано 150 тысяч человек.

В Ростове проекты не реализуются по объективным причинам, например, метро и так не строится из-за геодезических сложностей, хотя возможность обсуждается уже более 40 лет. В Краснодаре крупных проектов раньше не было, а теперь они попали на благодатную почву, когда и механизмов для воплощения в жизнь больше, и социальная напряженность достигла такого уровня, когда откладывать нельзя. Евгений Панасенко говорит о том, что следует сравнивать не эффективность работы сити-менеджеров, а остроту проблем: в Краснодаре бездействие стало невозможно.


Парки, историческое наследие и общественный транспорт

Сравнить ситуацию с парками в двух городах решил Геннадий Крольман, краевед и градозащитник: в Ростове возникают проекты новых парков и скверов, но проблема в том, как они реализуются. Например, «Первая миля», на парк возлагалось много надежд, но сейчас территория разочаровывает. Или «Левобережный», место, в которое были вложены огромные суммы, а высаженные растения не прижились. Деревья сохраняются в парках Октября и Авиаторов, в целом по городу ситуация плачевная. В Краснодаре, где есть один из лучших в стране парк Галицкого, считает Геннадий, и остальные парки будут стараться поддерживать на уровне.

Геннадий Крольман.jpg
Поделиться

Ростовчанин Геннадий Крольман признает, что Краснодар стал привлекательнее для жизни//Фото: «Эксперт Юг»

Также Геннадий Крольман сравнивает города по отношению к сохранению исторического наследия. Он говорит о том, что у центра Краснодара есть статус исторического поселения. Там невозможно высотное строительство. Ростову статус все ещё не присвоен. В Краснодаре меньше архитектурного наследия, но лучше получается его сохранить.

Елена Шувалова считает удачным решением в Ростове реализацию проекта государственно-частного партнерства по набережной. В Краснодаре, по ее словам, не создано ни одного проекта, развивающего город с помощью государственно-частного партнерства. Проект Сергея Галицкого по реконструкции «Авроры» пока приостановлен.

Кроме того, Ростов смог войти в федеральную программу для очистки реки Дон, а общественники Краснодара никак не могут обратить внимание на Кубань. И, наконец, краснодарцы ездят в Ростов в закрытый аквапарк. В Краснодаре подобных развлекательных центров нет.

О том, что градостроители Краснодара лучше справляются с двумя вещами, рассуждает директор «Южного градостроительного центра» архитектор Сергей Трухачев. Первая — это общественный транспорт, в частности электрический. Здесь он активно развивается, в то время как в Ростове в 90-е были ликвидированы почти все трамвайные пути. Вторая — зеленый каркас города.

«Как уроженец Краснодара, живущий в Ростове, уверен, что озеленение в Краснодаре давно масштабнее», — считает Сергей Трухачев.

Сергей Трухачев.jpg
Поделиться

По мнению Сергея Трухачева, ростовским градостроителям стоило сохранить трамвай//Фото: «Эксперт Юг»

Водно-зеленый каркас важным преимуществом считает и Елена Шувалова: она рассказывает об экологическом проекте бывшего директора Ботанического сада ЮФУ Александра Водяника, который «не был оценен по достоинству администрацией Ростова». Последние два года жизни Александр Водяник провел в Краснодаре.

Ростов и Краснодар объединяет по-южному интенсивное развитие. Оба города постоянно в движении, меняются, застраиваются и принимают большие потоки инвестиций. Но сейчас очевидно, что Краснодар вырвался вперед, пока Ростов пребывает в поисках новых точек роста.

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1