Совокупный грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна за первое полугодие текущего года составил 113 млн тонн, что на 5,3% превышает прошлогодние показатели. По данным Ассоциация морских торговых портов России (АСОП), рост произошёл за счёт увеличения отгрузок железорудного сырья и генеральных грузов. В первую очередь это отмечено в темпах развития порта Новороссийск – главного «сухогрузоного» порта России.
По данным АСОП, рост грузопотоков отмечен по всем портам бассейна, кроме Туапсе, Темрюка и Таганрога.
Новороссийские портовики в этом году превысили собственные планы и ожидания от полугодия – их консолидированный грузооборот, по данным пресс-служба компании, увеличился на 6%, достигнув 74,4 млн тонн.
«На протяжении всего первого полугодия 2016 года группа НМТП показывала устойчивый рост объемов перевалки, которые по факту превысили наши консервативные планы на 14,5%. В сравнении с предыдущим годом, мы начали с минус 6% в январе, в феврале показали рост на 2,3%, и закончили полугодие с ростом на 6%. Растет перевалка в таких сегментах, как сырая нефть, уголь, черные металлы и контейнеры. Абсолютным лидером по относительному приросту – 60,4% – стало железорудное сырье». отметил Генеральный директор ПАО «НМТП» Султан Батов.
Основной рост отмечен в перевалке железорудного сырья, который составил 1,436 млн тонн, что сразу на 60,4% превысило прошлогодние показатели.
Этот факт особенно интересен, так как, согласно договорённостям на ПМЭФ-2016, железорудное сырьё, металлы и прочие навалочные грузы в ближайшем будущем должны быть перенаправлены для перевалки в строящемся порту Тамань. Пока же Новороссийск пытается получить максимум от перевалки столь выгодной номенклатуры.
Впрочем, рост производственных показателей НМТП напрямую увязан с достигнутой договорённостью с железнодорожниками о согласованных действиях по выгрузке-разгрузке.
В январе 2015 года крупнейший стивидор Новороссийского порта ОАО «НМТП» и СКЖД подписали положение о «Единой комплексной диспетчерской смене станции Новороссийск СКЖД – филиала ОАО «РЖД» и ОАО «НМТП».
Стороны должны были найти точки соприкосновения, чтобы обе мощные структуры могли работать максимально эффективно.
Единая комплексная диспетчерская смена - это специальный режим взаимодействия оперативных работников станции Новороссийск СКЖД и ОАО «НМТП» в целях обеспечения единства и согласованности технологических процессов и операций на железнодорожных путях СКЖД и путях необщего пользования, находящихся в ведении ОАО «НМТП», для обработки судов и вагонов и выполнения заданий, установленных сменно-суточным планом обработки вагонов.
«Положение о единой комплексной диспетчерской смене призвано повысить эффективность взаимодействия Новороссийского морского торгового порта и железной дороги, сократить и предотвратить сверхнормативные простои вагонов в ожидании погрузки и выгрузки» - отметил генеральный директор НМТП Султан Батов.
Результат не замедлил сказаться, и по итогам прошлого года грузооборот группы НМТП достиг 139,7 млн тонн (из них 6,7 млн тонн зерна) и установил рекорд роста на 6,5%.
По данным пресс-службы НМТП, за первое полугодие 2016 года грузооборот порта вырос на 6%, составив 74,4 млн тонн (70,185 млн тонн за тот же период 2015 года).
Положительные изменения в сотрудничестве отметили и в железнодорожном ведомстве, которое несло немалые убытки в связи с наличием «брошенных поездов». Всего по сети РЖД убытки компании от простоя вагонов составили 4,5 млрд рублей за минувший год.
«Немаловажную роль в росте выгрузки сыграло улучшение взаимодействия между железнодорожниками и портовиками, – отметил начальник станции Новороссийск Олег Колобов. – В частности, для этого мы создали единые комплексные диспетчерские смены. Познакомили диспетчеров порта и станции между собой, ознакомили их с рабочими местами друг друга, наметили планы взаимодействия. Межличностные отношения идут на пользу производственной деятельности».
В апреле текущего года совместными усилиями был достигнут абсолютный рекорд обработки вагонов по порту и станции Новороссийск – 1955 в сутки (в среднем – 1570 вагонов в текущем году), но обе стороны признаются, что работать в подобном ритме «на износ» с напряжением технических и человеческих сил просто не имеет экономического смысла. Хотя бы из-за общего падения товарооборота из-за «санкционной войны».