90 98 12

Прерванный полет: как аэропорты Юга пережили девять месяцев простоя

2684
7 минут

Благодаря субсидиям жизнь на объектах еще теплится, а высококвалифицированные специалисты сохраняют рабочие места. Тем временем действующий аэропорт Сочи ставит рекорды

Прерванный полет: как аэропорты Юга пережили девять месяцев простоя

В аэропорту «Платов» сегодня работает только часть служб, ответственных за поддержание его готовности//Фото: cts-light.com
Поделиться
Аэропорты Ростова, Краснодара, Анапы, Геленджика, Симферополя и Элисты закрыты для гражданских рейсов с 24 февраля. Росавиация продолжает продлевать режим «закрытого неба» для воздушных гаваней Ростова, Краснодара, Анапы, Геленджика, Симферополя и Элисты. Очередное ограничение полетов действует до 27 ноября, и это уже 43-е продление данного режима. 

Одновременно с этим ожидается выплата третьей государственной субсидии простаивающим аэропортам. Помимо шести южных, временно закрыты и рассчитывают на финансовую поддержку пять аэропортов центрального федерального округа: Белгорода, Брянска, Воронежа, Курска и Липецка.

Зал опустел.jpg
Поделиться

Так сегодня выглядит сектор вылета аэропорта Краснодар//Фото: "Аэродинамика"

Ранее аэропортам для частичной компенсации издержек в два этапа были выделены субсидии на сумму 1,3 млрд рублей за март и апрель, а также 1,26 млрд рублей за май и июнь. Размер выплаты для каждого аэропорта рассчитывали по следующей формуле: число «потерянных» пассажиров (с учетом статистики 2021 года), умноженное на размер ставки на одного пассажира (в марте она равнялась 772 рублей, в апреле – 706 рублей, в мае – 488 рублей, июне – 297 рублей). Аэропорт Симферополя по итогам первых двух этапов субсидирования получил максимальную поддержку – 1,014 млрд рублей, Ростова-на-Дону – 485 млн рублей, Краснодар – 449 млн рублей, Анапа – 228 млн рублей.

Как нетрудно догадаться, статистика 2021 года показала существенное снижение пассажиропотока относительно предыдущих периодов из-за ковида. Поэтому субсидий могло быть и больше. Интересно также и то, что ростовский аэропорт получил больше субсидий, чем краснодарский, тогда как последние годы проигрывал ему по объему пассажиропотока. Например, ростовский аэропорт «Платов» по итогам 2021 года обслужил 2,9 млн пассажиров (-4,9% по сравнению с 2019 годом), а краснодарский «Пашковский» 5 млн пассажиров (+8,7% по сравнению с 2019 годом).

В ходе третьего этапа субсидии распределят по-другому: ставка на каждого «потерянного» пассажира будет разной. В Симферополе ее определили в размере 311,5 рублей, Краснодаре – 319 рублей, Анапе – 203,9 рублей, Ростове-на-Дону – 387,7 рублей, Геленджике – 156,2 рублей, Элисте – 605,7 рублей.

Сейчас крайне важно сохранить высококвалифицированных специалистов и оборудование, подчеркнул премьер-министр РФ Михаил Мишустин.
На эту тему
Аэропорт Минвод воспользовался шансом на взлет
Поделиться

Звездный час аэропорта Сочи

Пока шесть южных аэропортов простаивают, на Юге продолжают работать аэропорты Сочи, Волгограда, Минеральных Вод и Ставрополя, а также Грозного, Владикавказа, Махачкалы, Нальчика и Магаса.

Рекордсменом стал сочинский аэропорт: несмотря на общую тенденцию по стране к снижению пассажиропотоков, за 10 месяцев там обслужили больше клиентов, чем за такой же период в прошлом году. Пассажиропоток с января по октябрь 2022 года составил 11,425 млн человек, сообщает пресс-служба министерства транспорта Краснодарского края. За аналогичный период в 2021-м он равнялся 10 млн — рост составил 14%.

При этом данные минтранса Краснодарского края говорят о том, что в целом пассажиропоток региона за 10 месяцев 2022 года снизился на 32% в сравнении с прошлым годом.

Стойки регистрации аэропорта Сочи.jpg
Поделиться

Стойки регистрации аэропорта Сочи//Фото: "Аэродинамика"

Аэропорт Сочи, который вместе с аэропортами Краснодара и Анапы входит в группу «Аэродинамика», остается пятым в стране по количеству обслуживаемых пассажиров. Аэропорт не теряет времени даром, активно развивая маршрутную сеть. Так, например, с 1 декабря авиакомпания SCAT возобновляет из Сочи полеты в Казахстан после двухлетнего перерыва.

«Для аэропорта Сочи 2022-й год стал знаковым в части развития международной сети полетов. В текущем году в аэропорт были привлечены четыре новых иностранных перевозчика – FlyOne, Fly Arna (Армения), Fly Jordan (Иордания), Air Serbia (Сербия). Возобновление полетов авиакомпании SCAT из Актау в преддверии новогоднего сезона даст возможность не только поддержать турпоток из Казахстана и восстановить деловые связи промышленного центра с югом России, но и способствовать укреплению позиций воздушной гавани в качестве Южного регионального хаба», – сообщил директор по авиационной коммерции ГК «Аэродинамика» Александр Никонов.

Отметим, что в зимнем расписании полетов аэропорт Сочи предлагает рейсы в Египет (Каир, Хургада и Шарм-эль Шейх), ОАЭ (Дубай и Аль-Мактум), Турцию (Анталья и Стамбул), Узбекистан (Ташкент и Наманган), Киргизию (Бишкек и Ош), Таджикистан (Душанбе и Худжанд), а также Ереван, Баку, Минск, Тель-Авив, Белград и Бишкек.

Объем международных перевозок аэропорта Сочи за 10 месяцев 2022 года вырос в 7 раз по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Всего услугами аэропорта Сочи на международных направлениях за 10 месяцев воспользовались более 868 тыс. человек. В 2021 году эта цифра составила всего 120 тыс. человек.

Добираться до аэропорта Сочи из южных городов стало удобнее: туда запустили дополнительные поезда «Ласточка».

Рейсы отменены, но жизнь продолжается

Тем сотрудникам южных аэропортов, кто пребывает в режиме вынужденного простоя, выплачивается 2/3 от заработной платы. Но многие остаются задействованы в производстве. Операторы аэропорта поддерживают в рабочем состоянии аэродром, технику для обслуживания судов, ежедневно дежурят подразделения наземного обслуживания и аэродромная служба. Любой из закрытых аэропортов остается готовым принять рейсы государственной или специальной авиации.

Терминалы аэропортов также не закрыты в дневное время. Продолжают работать справочные службы, авиакассы и представительства авиакомпаний. Работу аэровокзальных комплексов поддерживают службы по эксплуатации здания и служба транспортной безопасности. Проводятся ремонтные и профилактические работы по всем системам жизнеобеспечения аэропорта – от восстановления и ремонта взлетных полос и перронов до обновления различных технологий и навигации в терминалах и привокзальной площади.

По словам Олега Пантелеева, директора агентства «АвиаПорт», для части персонала имело бы смысл предоставление временной работы на других предприятиях при поддержке региональных властей, как это было в период пандемии COVID-19. Также он считает, что в отдельных случаях, когда аэропорт расположен ближе к городу, площади аэропорта можно использовать для проведения мероприятий, например, выставок. Это дает незначительную, но все же важную финансовую поддержку.

Некоторые аэропорты воспользовались паузой, чтобы провести небольшую модернизацию. Так, в Краснодаре терминал комплектуется новыми устройствами для подзарядки мобильных устройств. На привокзальной площади начинаются работы по реорганизации движения на одной из парковок. Работы продлятся до 16 декабря.

Экскурсии в аэропорту Анапы.jpg
Поделиться

Экскурсии в аэропорту Краснодара//Фото: "Аэродинамика"

Кроме того, аэропорты Анапы и Краснодара выступают в качестве объектов экскурсий и профориентации студентов и школьников. В ходе экскурсий аэропорт демонстрирует реальную готовность – тренировки, учения – различных служб и работу различных систем. Пока такие экскурсии организуются минимум два раза в месяц на бесплатной основе. В аэропорту Анапа разработана программа платных экскурсий по специальному маршруту с посещением терминала, воздушного судна, аварийно-спасательной станции. Всего в планах компании было проведение более 20 экскурсий в трех аэропортах Краснодарского края. В мероприятиях в аэропортах Сочи, Анапы и Краснодара уже приняли почти 1000 человек в течение всего года.

В аэропорту Симферополя за время простоя внедрили цифровую систему управления «Камертон». Работы по проекту начались в 2021 году. Над его реализацией работали более 100 сотрудников различных подразделений аэропорта и отечественные ИТ-компании. На данный момент цифровая система управления аэропортом прошла тестирование и введена в эксплуатацию.

А в Элисте аэропорт собираются реконструировать за 200 млн рублей. Над модернизацией аэропорта начали работать в октябре, сообщил глава Калмыкии Бату Хасиков. Он отметил, что аэропорт будет доступен для маломобильных граждан, а дизайн отразит культурную уникальность региона.

В ситуации неопределенности, которая сохраняется с начала года, сформировалось представление, что ситуация будет носить затяжной характер, и запускать масштабные инвестиционные проекты нет смысла, считает Олег Пантелеев. Никто не может сказать, какой окажется конфигурация рынка авиаперевозок после завершения СВО. В такой ситуации любой инвестор предпочтет поставить крупные проекты на паузу. Те проекты, которые недавно были начаты, замораживаются. У объектов с высокой степенью готовности консервация и дальнейшее возвращение к работе зачастую обходятся дороже, чем завершение строительства сейчас, поэтому их завершают.

В новых обстоятельствах аэропорты справляются по-разному, но главная задача объединяет всех: быть готовыми вернуться к полноценной работе, когда небо Юга снова станет открытым для гражданских полетов.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1