В аэропорту «Платов» сегодня работает только часть служб, ответственных за поддержание его готовности//Фото: cts-light.com
Поделиться
Одновременно с этим ожидается выплата третьей государственной субсидии простаивающим аэропортам. Помимо шести южных, временно закрыты и рассчитывают на финансовую поддержку пять аэропортов центрального федерального округа: Белгорода, Брянска, Воронежа, Курска и Липецка.
Поделиться
Так сегодня выглядит сектор вылета аэропорта Краснодар//Фото: "Аэродинамика"
Ранее аэропортам для частичной компенсации издержек в два этапа были выделены субсидии на сумму 1,3 млрд рублей за март и апрель, а также 1,26 млрд рублей за май и июнь. Размер выплаты для каждого аэропорта рассчитывали по следующей формуле: число «потерянных» пассажиров (с учетом статистики 2021 года), умноженное на размер ставки на одного пассажира (в марте она равнялась 772 рублей, в апреле – 706 рублей, в мае – 488 рублей, июне – 297 рублей). Аэропорт Симферополя по итогам первых двух этапов субсидирования получил максимальную поддержку – 1,014 млрд рублей, Ростова-на-Дону – 485 млн рублей, Краснодар – 449 млн рублей, Анапа – 228 млн рублей.
Как нетрудно догадаться, статистика 2021 года показала существенное снижение пассажиропотока относительно предыдущих периодов из-за ковида. Поэтому субсидий могло быть и больше. Интересно также и то, что ростовский аэропорт получил больше субсидий, чем краснодарский, тогда как последние годы проигрывал ему по объему пассажиропотока. Например, ростовский аэропорт «Платов» по итогам 2021 года обслужил 2,9 млн пассажиров (-4,9% по сравнению с 2019 годом), а краснодарский «Пашковский» 5 млн пассажиров (+8,7% по сравнению с 2019 годом).
В ходе третьего этапа субсидии распределят по-другому: ставка на каждого «потерянного» пассажира будет разной. В Симферополе ее определили в размере 311,5 рублей, Краснодаре – 319 рублей, Анапе – 203,9 рублей, Ростове-на-Дону – 387,7 рублей, Геленджике – 156,2 рублей, Элисте – 605,7 рублей.
Сейчас крайне важно сохранить высококвалифицированных специалистов и оборудование, подчеркнул премьер-министр РФ Михаил Мишустин.
Звездный час аэропорта Сочи
Пока шесть южных аэропортов простаивают, на Юге продолжают работать аэропорты Сочи, Волгограда, Минеральных Вод и Ставрополя, а также Грозного, Владикавказа, Махачкалы, Нальчика и Магаса.Рекордсменом стал сочинский аэропорт: несмотря на общую тенденцию по стране к снижению пассажиропотоков, за 10 месяцев там обслужили больше клиентов, чем за такой же период в прошлом году. Пассажиропоток с января по октябрь 2022 года составил 11,425 млн человек, сообщает пресс-служба министерства транспорта Краснодарского края. За аналогичный период в 2021-м он равнялся 10 млн — рост составил 14%.
При этом данные минтранса Краснодарского края говорят о том, что в целом пассажиропоток региона за 10 месяцев 2022 года снизился на 32% в сравнении с прошлым годом.
Поделиться
Стойки регистрации аэропорта Сочи//Фото: "Аэродинамика"
Аэропорт Сочи, который вместе с аэропортами Краснодара и Анапы входит в группу «Аэродинамика», остается пятым в стране по количеству обслуживаемых пассажиров. Аэропорт не теряет времени даром, активно развивая маршрутную сеть. Так, например, с 1 декабря авиакомпания SCAT возобновляет из Сочи полеты в Казахстан после двухлетнего перерыва.
«Для аэропорта Сочи 2022-й год стал знаковым в части развития международной сети полетов. В текущем году в аэропорт были привлечены четыре новых иностранных перевозчика – FlyOne, Fly Arna (Армения), Fly Jordan (Иордания), Air Serbia (Сербия). Возобновление полетов авиакомпании SCAT из Актау в преддверии новогоднего сезона даст возможность не только поддержать турпоток из Казахстана и восстановить деловые связи промышленного центра с югом России, но и способствовать укреплению позиций воздушной гавани в качестве Южного регионального хаба», – сообщил директор по авиационной коммерции ГК «Аэродинамика» Александр Никонов.
Отметим, что в зимнем расписании полетов аэропорт Сочи предлагает рейсы в Египет (Каир, Хургада и Шарм-эль Шейх), ОАЭ (Дубай и Аль-Мактум), Турцию (Анталья и Стамбул), Узбекистан (Ташкент и Наманган), Киргизию (Бишкек и Ош), Таджикистан (Душанбе и Худжанд), а также Ереван, Баку, Минск, Тель-Авив, Белград и Бишкек.
Объем международных перевозок аэропорта Сочи за 10 месяцев 2022 года вырос в 7 раз по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Всего услугами аэропорта Сочи на международных направлениях за 10 месяцев воспользовались более 868 тыс. человек. В 2021 году эта цифра составила всего 120 тыс. человек.
Добираться до аэропорта Сочи из южных городов стало удобнее: туда запустили дополнительные поезда «Ласточка».
Рейсы отменены, но жизнь продолжается
Тем сотрудникам южных аэропортов, кто пребывает в режиме вынужденного простоя, выплачивается 2/3 от заработной платы. Но многие остаются задействованы в производстве. Операторы аэропорта поддерживают в рабочем состоянии аэродром, технику для обслуживания судов, ежедневно дежурят подразделения наземного обслуживания и аэродромная служба. Любой из закрытых аэропортов остается готовым принять рейсы государственной или специальной авиации.Терминалы аэропортов также не закрыты в дневное время. Продолжают работать справочные службы, авиакассы и представительства авиакомпаний. Работу аэровокзальных комплексов поддерживают службы по эксплуатации здания и служба транспортной безопасности. Проводятся ремонтные и профилактические работы по всем системам жизнеобеспечения аэропорта – от восстановления и ремонта взлетных полос и перронов до обновления различных технологий и навигации в терминалах и привокзальной площади.
По словам Олега Пантелеева, директора агентства «АвиаПорт», для части персонала имело бы смысл предоставление временной работы на других предприятиях при поддержке региональных властей, как это было в период пандемии COVID-19. Также он считает, что в отдельных случаях, когда аэропорт расположен ближе к городу, площади аэропорта можно использовать для проведения мероприятий, например, выставок. Это дает незначительную, но все же важную финансовую поддержку.
Некоторые аэропорты воспользовались паузой, чтобы провести небольшую модернизацию. Так, в Краснодаре терминал комплектуется новыми устройствами для подзарядки мобильных устройств. На привокзальной площади начинаются работы по реорганизации движения на одной из парковок. Работы продлятся до 16 декабря.
Поделиться
Экскурсии в аэропорту Краснодара//Фото: "Аэродинамика"
Кроме того, аэропорты Анапы и Краснодара выступают в качестве объектов экскурсий и профориентации студентов и школьников. В ходе экскурсий аэропорт демонстрирует реальную готовность – тренировки, учения – различных служб и работу различных систем. Пока такие экскурсии организуются минимум два раза в месяц на бесплатной основе. В аэропорту Анапа разработана программа платных экскурсий по специальному маршруту с посещением терминала, воздушного судна, аварийно-спасательной станции. Всего в планах компании было проведение более 20 экскурсий в трех аэропортах Краснодарского края. В мероприятиях в аэропортах Сочи, Анапы и Краснодара уже приняли почти 1000 человек в течение всего года.
В аэропорту Симферополя за время простоя внедрили цифровую систему управления «Камертон». Работы по проекту начались в 2021 году. Над его реализацией работали более 100 сотрудников различных подразделений аэропорта и отечественные ИТ-компании. На данный момент цифровая система управления аэропортом прошла тестирование и введена в эксплуатацию.
А в Элисте аэропорт собираются реконструировать за 200 млн рублей. Над модернизацией аэропорта начали работать в октябре, сообщил глава Калмыкии Бату Хасиков. Он отметил, что аэропорт будет доступен для маломобильных граждан, а дизайн отразит культурную уникальность региона.
В ситуации неопределенности, которая сохраняется с начала года, сформировалось представление, что ситуация будет носить затяжной характер, и запускать масштабные инвестиционные проекты нет смысла, считает Олег Пантелеев. Никто не может сказать, какой окажется конфигурация рынка авиаперевозок после завершения СВО. В такой ситуации любой инвестор предпочтет поставить крупные проекты на паузу. Те проекты, которые недавно были начаты, замораживаются. У объектов с высокой степенью готовности консервация и дальнейшее возвращение к работе зачастую обходятся дороже, чем завершение строительства сейчас, поэтому их завершают.
В новых обстоятельствах аэропорты справляются по-разному, но главная задача объединяет всех: быть готовыми вернуться к полноценной работе, когда небо Юга снова станет открытым для гражданских полетов.