В Астраханской области создана портовая особая экономическая зона и развивается портовая инфраструктура. Фото: minprom.astrobl.ru
Поделиться
Представители власти и бизнеса всех заинтересованных в реализации транспортного коридора регионов обсудили новую концепцию МТК с целью увеличения грузопотока между всеми участниками рынка. В следующем году организаторы планируют расширить географию участия. Так, по словам директора Каспийского международного интеграционного клуба «Север-Юг» Дмитрия Дубовика, необходимо привлечь новые лица из Сибири и Урала. УрФО при этом, по мнению спикера, является одной из значимых территорий в рамках организации МТК.
Стоит отметить, что тема запуска коридора на полную мощность стала звучать сегодня особенно громко. Ранее об этом говорили в рамках форума «Один пояс — один путь» в Пекине. «Эксперт Юг» выяснил, как организована на Юге работа в рамках масштабного логистического маршрута, и кто является ключевым игроком в том или ином направлении.
Ключевые позиции Астрахани
Как отмечают наблюдатели, власти Астраханской области в последние годы все силы направили на то, чтобы занять главную позицию в цепочке формирования МТК «Север-Юг». Для этой цели губернатор Игорь Бабушкин неоднократно встречался с главами стран-партнеров, такими как Азербайджан и Иран. Да и делегации из ныне дружественных государств довольно часто посещают область в рамках различных бизнес-миссий.О роли региона в полноценном запуске коридора говорили на одной из сессий прошедшего форума. Как отметил министр промышленности, торговли и энергетики Астраханской области Илья Волынский, стать ключевой точкой на карте в этом проекте региону помогает также географическое положение и развитая транспортно-логистическая инфраструктура.
Поделиться
Астраханский губернатор долго налаживал связи с потенциальными партнерами в рамках МТК. Фото: astrobl.ru«Сегодня «Север-Юг» приобретает исключительную конкурентоспособность. Президент Российской Федерации Владимир Путин ставит перед российскими участниками проекта задачу по развитию этого направления грузооборота не только в пределах Прикаспийских стран и Юго-Восточной Азии, но и с выходом на африканское побережье, — подчеркнул в своем выступлении министр. — Мы видим взрывной рост грузооборота. По итогам девяти месяцев текущего года он уже превысил отметку в 3 млн тонн. Рост составил 53%. На 69% увеличилась перевалка оборудования, на 40% — разного груза, на 28% — продуктов, на 38% — контейнеров, в 2 раза — перевалка цемента, в 2,5 раза — зерна».
Представители принимающей стороны добавили, что сегодня в области создана портовая особая экономическая зона и развивается портовая инфраструктура. В частности, за последние пару лет вдвое увеличились производственные мощности Астраханского морского порта. В планах у предприятия — закупка нового оборудования и увеличение площади компании. Нарастили мощности и в морском торговом порту Оля, где ранее ранее была открыта новая контейнерная площадка. В настоящее время в астраханских портах функционируют 14 грузовых терминалов.
При этом более подробную информацию об итогах форума и достигнутых предварительных договоренностях астраханские власти пока громко не афишируют, так как собираются озвучить эти данные на выставке «Россия» на ВДНХ.
Неспешность восточных бизнесменов
Год назад Евразийский Банк Развития подготовил доклад «Международный транспортный коридор «Север—Юг»: инвестиционные решения и мягкая инфраструктура». Авторы исследования отмечают, что для полноценного запуска МТК сегодня необходимо устранить ряд барьеров, в числе которых — недостающие звенья и «узкие места» логистической цепочки, развитие альтернативных участков и урегулирование моментов, связанных с оформлением документов в ходе организации грузопотока между разными государствами.По данным исследования, общий объем инвестиций на реализацию всех осуществляемых или запланированных инфраструктурных проектов в рамках работы МТК составляет 38,2 млрд долл. Наибольший объем инвестиций (примерно 35%) требуется для развития транспортной инфраструктуры МТК «Север — Юг» в России и Иране.
Без участия этого государства трудно представить реализацию масштабного проекта. Именно поэтому в мае 2023 года Россия и Иран подписали соглашение о строительстве железнодорожного участка МТК «Север–Юг», благодаря которому станет возможным доставка грузов по железной ветке от Санкт-Петербурга до Персидского залива без перегрузки. По сути речь идет об альтернативе Суэцкого канала.
Однако источники «Эксперта Юг» в правительстве Астраханской области говорят, что взаимодействие с иранским бизнесом пока происходит не так быстро и плодотворно, как хотелось бы. Партнеры с Ближнего Востока выражают заинтересованность, но не торопятся вкладывать средства в проекты на территории РФ. Исключением являются предприятия, которые уже давно поставляют свою продукцию на российский рынок, как, например, иранская компания «Роза», которая сейчас строит в регионе завод моющих средств своих брендов. Кроме того, крупнейшая иранская судоходная компания IRISL в инвестирует значительные средства в развитие ПАО «Астраханский порт», контрольный пакет акций которого принадлежит иранским бизнесменам.
Главные партнеры и конкуренты на Западе и Востоке
Анализируя перечень участников прошедшего форума руководитель Аналитического центра Российского общества политологов, ведущий эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА), координатор проекта «Иранское досье» Андрей Серенко выделил страны, на которые, по его мнению, российскому бизнесу стоит обратить особое внимание.«Страна номер один — Иран, без нее невозможно реализовать проект. Для России это "входные и выходные ворота" по маршруту "Север -Юг". Под номером два, безусловно, Индия. Страна заинтересована в коммуникации. Это не может не радовать, требуется развивать, усиливать взаимоотношения. Далее я бы выделил Азербайджан. При всех сложностях взаимоотношений с Баку, он остается важным партнером на этой дороге, — комментирует Андрей Серенко. — Думаю, неплохо было бы подключить к проекту ближневосточные арабские государства, которые имеют личный коммерческий интерес. А вообще, стоит работать не только с друзьями данного проекта, но и с потенциальными конкурентами, чтобы наш транспортный канал работал в мирном формате».
Рассуждая о том, что сегодня мешает бизнесу на Юге влиться в МТК «Север-Юг», политолог выделяет санкционное давление, как на Россию, так и на Иран.
«Это слишком рискованно для бизнеса, за любое сотрудничество с этими странами можно пострадать. Тем более, сейчас есть гипотетическая угроза войны Израиля с Ираном, мало кто хочет вкладывать деньги в проекты с конфликтующей страной и участвовать в них. Политические риски и риски безопасности сегодня слишком высоки, что и сдерживает бизнес-активность регионов нашей страны», — констатирует ведущий эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА).
Он также считает, что в настоящее время существует ряд препятствий для полноценного запуска коридора: как в западном, так и в восточном направлении.
«Во-первых, нестабильность Ирана, внутренние беспорядки в стране. Реальная угроза военного нападения со стороны Израиля или коалиции. Во-вторых, санкционное давление на Россию, мы можем привлекать надежных "друзей", но далеко не все готовы на это идти, слишком вероятен сценарий потенциальных издержек. В-третьих, конкуренты, которым максимально невыгоден новый транспортный канал. Они могут создать немало проблем нашему проекту. Ну и в-четвертых, наш главный союзник Китай не заинтересован в развитии коридора "Север -Юг", у него есть свои альтернативные проекты, которые он намерен развивать, Пекин не одобряет проект, в том числе и из-за участия Индии, крупного регионального конкурента. Он не будет нам мешать, но и поддерживать тоже. А это плохо, так как многие страны в регионе ориентируются на позицию Китая, следовательно, не будут спешить вкладываться в транспортный коридор "Север -Юг"», — отмечает в беседе с «Экспертом Юг» Андрей Серенко.
Развитие железнодорожных путей
Соглашение между Россией, Ираном и Индией о создании международного транспортного коридора «Север-Юг» было подписано еще в 2000 году. Как отмечал на ПМЭФ-2023 министр транспорта РФ Виталий Савельев, в данный момент участниками данного проекта являются уже 12 государств.«Роль МТК «Север-Юг» в настоящее время возрастает, что позволяет осуществлять транзитное сообщение между государствами Каспийского бассейна, Персидского залива, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Если в 2022 году общий грузопоток составил 14,5 млн тонн, то в 2023 году он по прогнозам составит уже 17,6 млн тонн с перспективой роста до 41 млн тонн к 2030 году», — комментировал глава Минтранса.
Транспортный коридор делится на азиатскую и европейскую часть. В европейской последним этапом, который необходимо реализовать, является строительство железнодорожного участка Решт-Астара (города в Иране и Азербайджане соответственно). Однако далее потребуются вложения в развитие портов, автодорог и другую инфраструктуру. По данным вице-премьера Марата Хуснуллина, в общей сложности инвестиции в МТК «Север-Юг» до 2030 года составят порядка 280 млрд рублей.
«Бесшовное» железнодорожное сообщение от Мурманска до иранского Бендер-Аббаса, об обеспечении которого президент Владимир Путин заявил в рамках международного форума «Один пояс – один путь», является составляющей западной части транспортного коридора. Как сообщается на сайте «РЖД», речь идет про прямое железнодорожное следование через ЖДПП «Самур» (Россия) – Ялама (Азербайджан) и между странами Центральной Азии и Закавказья, с дальнейшим выходом на железнодорожную сеть Ирана через ЖДПП Астара (Азербайджан) – Астара (Иран).
В подготовке материала принимала участие студентка РГЭУ (РИНХ) Юлия Позднякова в рамках проекта «Лаборатория PROМедиа».