Сообщение о намерении подать иск о собственном банкротстве «Донстар» разместил на портале «Федресурс» 11 января. В сообщении уточняется, что признаки «банкротства и недостаточности имущества» у компании появились 29 декабря 2018 года. Ранее о нехватке у «Донстара» оборотных средств рассказывал первый заместитель губернатора Ростовской области Виктор Гончаров. «Вадим Ванеев ведет переговоры с Россельхозбанком (РСХБ) насчет оборотных средств, которые ему необходимы, чтобы поддерживать производство в том объеме, который существует, это порядка 30 тыс. тонн в год. Решения по Ванееву еще не приняты. Но на сегодняшний день у него уже есть проблема с оборотными средствами по производству утки», — говорил он.
В РСХБ обещали предоставить по этому поводу комментарий позже. «Эксперт ЮГ» также обратился за комментариями в «Донстар».
99%
«Донстар» выпускает продукцию под маркой «Утолина». Птичники и перерабатывающие комплексы предприятия расположены в Миллеровском районе Ростовской области. На реализацию проекта был привлечен кредит в Россельхозбанке, объем инвестиций составил 7,5 млрд рублей. За первое полугодие прошлого года компания выпустила 14 тыс. тонн продукции. В начале ноября 2018 года Вадим Ванеев говорил порталу «Агроинвестор», что производство утки работает примерно на 80% своей мощности.
По итогам 2018 года компания планировала произвести 28,5 тыс. тонн утки в живом весе, таким образом, увеличив производительность на 6% по сравнению с 2017 годом. В стратегии развития проекта также было предусмотрено увеличение коммерческого поголовья и производства продукции, строительство элеватора на 100 тыс. тонн, модернизация мясоперерабатывающего комплекса, создание новых площадок и необходимой инфраструктуры. Объем инвестиций во второй этап проекта летом 2018 года оценивался в 12 млрд рублей. После реализации второго этапа «Донстар» планировал производить 80 тыс. тонн утки в живом весе в год.
Российский рынок производства утки начал развиваться именно благодаря «Донстару», рассказал «Эксперту ЮГ» президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев. Проекта такого масштаба в России никогда не было, до этого работали всего несколько небольших производств в Белгородской и Новосибирской областях, большая же часть утиного мяса производилась в личных подсобных хозяйствах, указывает эксперт. «Донстар» закрыл в значительной мере потребность россиян в мясе утки, объем потребления этого мяса начал немного возрастать, но все равно был ограничен 20–30 тыс. тонн в год.
По данным Альберта Давлеева, недавно анонсированные проекты по запуску новых производств мяса утки в разных регионах России, пусть и с меньшими объемами производства, чем у «Донстара», пока так и остались нереализованными. Одна из причин — в технологической особенности производства: с тушки утки получается небольшой выход мяса — меньше, чем у бройлера и индейки, даже при сопоставимых сроках выращивания. Соответственно, и себестоимость мяса утки выше. «Потребление утиного мяса довольно ограничено как объемами предложения, так и высокой ценой конечного продукта — именно эти два фактора настораживают кредитные комитеты банков, к которым обращаются инвесторы», — отмечает Альберт Давлеев.
По его словам, актив «Донстара» — весьма привлекателен для покупки, но с некоторыми оговорками. «Первое — необходимость оценить целесообразность сохранения родительского стада на таких относительно небольших объемах производства. Второе — необходимость проанализировать систему биобезопасности на предприятии, которое оказалось в окружении очагов гриппа птиц на соседних объектах „Евродона“. Помимо этого, нужно проанализировать экономику производства и продаж, которые бы гарантировали успешное ведение производственной деятельности и бизнеса в целом», — говорит Альберт Давлеев.
Как рассказал «Эксперту ЮГ» генеральный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игорь Бураков, «Донстар» работает в довольно привлекательной нише, и продукт компании пользуется хорошим спросом. «Индустриальное производство утки — перспективное направление, опыт „Донстара“ это доказал. Основные опасения на старте „утиного“ проекта были связаны с тем, что потребление этого продукта носит сезонный характер. Собственно, потому прежде утку выращивали в основном в личных подсобных хозяйствах. Однако Ванеев с его „Донстаром“ практической работой доказал, что утку можно успешно продавать круглый год. И, естественно, для Ростовской области крайне важно сохранить предприятие, ставшее в
«Эксперт ЮГ» ранее рассказывал историю Вадима Ванеева о том, как он построил одно из крупнейших предприятий по производству индейки и как потерял его.