71 83
«ЭКСПЕРТ ЮГ» в соцсетях:

Производители строительных материалов рассчитывают на нацпроекты

25236
4 минуты

Производство строительных материалов – зависимая от планов застройщиков и государства отрасль промышленности. С одной стороны, на рынке строительства прогнозируется спад, с дугой стороны – запускаются масштабные нацпроекты в жилищной и инфраструктурной сферах, которые могут подогреть спрос на строительные материалы.

Производители строительных материалов рассчитывают на нацпроекты

//фото с сайта tn.ru
Производство строительных материалов – зависимая от планов застройщиков и государства отрасль промышленности. С одной стороны, на рынке строительства прогнозируется спад, с дугой стороны – запускаются масштабные нацпроекты в жилищной и инфраструктурной сферах, которые могут подогреть спрос на строительные материалы.

Росстат в 2018 году отчитался о рекордном росте объема работ по строительству в денежном выражении за последние 10 лет – 5,4%, до 8,4 трлн рублей (данных в разрезе субъектов пока нет). При оценке строительной отрасли Росстат учитывает строительство жилых и нежилых зданий, автомобильных и железнодорожных дорог, инженерных сооружений и коммуникаций и др., поэтому данные об объеме строительных работ и вводе жилья не совпадают.

В 2018 году в России ввели 75,3 млн кв. м жилья, что на 4,9% ниже показателей 2017 года. В ЮФО этот показатель снизился на 6,7% – до 8,9 млн кв. м. Единственным субъектов в ЮФО, где этот показатель вырос, стал Севастополь с ростом на 68,8% – до 294,6 тыс. кв. м, что, скорее, объясняется эффектом низкой базы. Символический прирост у Ростовской области – на 0,6% (2,3 млн кв. м жилья), у Краснодарского края падение – 7,1% (4,3 млн кв. м).

В 2019 году ситуация в строительстве меняется. Ввод в эксплуатацию жилья в январе-мае этого года в России составил 24,1 млн кв. м, что на 2% больше аналогичного периода в 2018 году. В ЮФО рост гораздо выше, чем в России – 9%. За этот период на Юге было введено 3,1 млн кв. м жилья.

От строительства жилья и инфраструктуры зависит российская промышленность строительных материалов. Производители выстраивают свой план продаж и инвестиций исходя из конъюнктуры рынка. В целом динамика рынка строительных материалов находится в пределах 2-5%, гораздо выше рост у той категории строительных материалов, которая используется и в жилье, и в инфраструктуре. Так, производство бетона выросло на 25,9% в январе-мае 2019 года, производство металлоконструкций – на 16,7%.

Опрошенные «Экспертом Юг» производители стройматериалов говорят о временной стагнации рынка из-за отсутствия роста доходов населения, но надеются на восстановление положительной динамики в связи с запуском национальных проектов.

Мировой производитель строительной техники Liebherr, у которого несколько локализованных производств в России, фиксирует отложенный спрос на поставку портовой, крановой и бетоносмесительной техники по крупным контрактам, связанным с инфраструктурными проектами, и ожидает рост объема заказов в 2019 году до 6%. «Крупные инфраструктурные проекты обещают стабильный рост заказов на строительную технику. Более того, за счет диверсификации нашей продукции, замедление роста в одном направлении компенсируется за счет роста в другой. Так, в 2017 году Россия показала существенный рост в сегменте горной техники, а сегодня крупный прирост мы ожидаем в области портовых кранов и перевалки», – комментирует генеральный директор ООО «Либхерр-Русланд» Николай фон Зеела.

«В 2018 году наши продажи в натуральном выражении остались на уровне 2017 года при росте продаж в стоимостном выражении на 7% за счет восстановления отпускных цен после падения в 2015-2016 годах», – говорит первый заместитель гендиректора ОАО «Славянский кирпич» Игорь Слупский. Но, по его словам, сейчас нет экономических предпосылок для расширения производства. Кирпичная отрасль последние пять лет демонстрирует устойчивое снижение объемов производства продукции. Так, если в 2014 году в России было произведено (по данным аналитического агентства CM PRO) 11,8 млрд условных штук всех видов кирпича, то в 2018 году – только 7,9 млрд условных штук, падение – на 33%.

Другая ситуация в сегменте газобетона. «Главстрой-Усть-Лабинск» – крупный производитель газобетонных блоков, доля компании на рынке – 30% в Краснодарском крае и около 20% в ЮФО и СКФО. Генеральный директор компании Николай Горетый считает этот сегмент одним из самых перспективных, так как отрасль ищет возможности снижения себестоимости строительства: продажи у «Главстрой-Усть-Лабинска» в 2018 году выросли на 5%, а за первое полугодие 2019 года – на 15%.

Александр Ручьев, президент ГК «Основа» и председатель совета Ассоциации «Национальное объединение производителей строительных материалов, изделий и конструкций» (НОПСМ), считает, что снижение ввода жилья – это нарастающий тренд, развитие которого мы будем наблюдать в ближайшие несколько лет. Естественно, за снижением объема ввода будет снижение всей строительной отрасли, индустрии строительных материалов и других смежных сфер.

«Положительное воздействие оказывает, во-первых, развитие самой строительной отрасли и повышение требований покупателей жилья. В условиях высокой конкурентной среды девелоперы сегодня стремятся возводить высококачественные и оригинальные объекты, для чего им необходимы инновационные строительные и отделочные материалы», – комментирует Александр Ручьев.

Но, по его словам, нельзя не отметить и ряд сдерживающих факторов. Во-первых, это недостаток спроса на внутреннем рынке, потому что по некоторым видам товаров мощности производителей загружены лишь наполовину. «Еще один сдерживающий фактор – это прогнозируемое снижение объемов строительства. Да, ситуацию здесь могут исправить государственные программы и государственные институты, которые сейчас активно включились в строительство. Видимо, именно за счет реализации государственных программ, таких как реновация, и ее тиражирования по всей стране, а также других программ возможно выполнение плана президента по увеличению ввода жилья до 120 млн кв. м в год», – добавляет эксперт.

Подробный обзор рынка строительных материалов читайте в августовском номере журнала «Эксперт Юг».
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наши группы в Facebook и Одноклассниках, каналы в Telegram и на YouTube, наш Instagram, наше сообщество ВКонтакте.