
Глава Чечни Рамзан Кадыров обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой построить высокоскоростную железнодорожную магистраль от Краснодара до Грозного, сообщает «КоммерсантЪ» со ссылкой на официальное письмо главы республики, датированное 15 июня.
Рамзан Кадыров просит включить в стратегию пространственного развития до 2025 года новую транскавказскую высокоскоростную магистраль (ВСМ) от Краснодара до Грозного и связать ее с существующим инфраструктурным проектом высокоскоростной магистрали Москва-Адлер (около 34 млрд рублей до 2023 года). Фактически Рамзан Кадыров предлагает строительство
По данным издания, Владимир Путин поручил главе Минэкономразвития Максиму Орешкину и министру транспорта Евгению Дитриху рассмотреть возможность включения проекта в программу и доложить об этом. Инициативу прокомментировал и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, назвав проект Кадырова «визионерским» и «подобных проектов на столе очень много».«Эта тема действительно поднималась, каких-либо решений не выносилось на сей счет. Никаких модальностей готовых в плане финансирования, включения в тот или иной план, в ту или иную программу пока нет», — сказал журналистам Песков. По его словам, рентабельность подобных проектов может показать только очень детальная проработка соответствующими ведомствами.
На самом Кавказе считают идею правильной. «Если говорить о связи регионов Северного Кавказа и центральных регионов России, я думаю, этот проект очень важен. Чем легче добираться, тем чаще люди ездят, чем чаще люди ездят – тем лучше контакты», — считает чеченский политолог Шамиль Бено (бывший полпред Чечни при президенте РФ). — Кроме того, это повысит и уровень транспортной доступности среди самих республик». На вопрос, почему именно Рамзан Кадыров предложил инициативу, которая, по сути, касается всех республик, Шамиль Бено ответил, что у главы Чечни есть интуиция и политическая воля — доносить такие проекты до федерального центра. «У Кадырова больше интуиции и нацеленности на реализацию проектов, чем у чисто чиновничьего Минкавказа. У ведомства нет желания брать инициативы», — говорит он.
«Кадыров выступает, как политик – обозначает проблему, а уже ведомства должны считать. Он умеет привлекать внимание к своему региону», — добавляет директор института экономики Дагестанского научного центра РАН Сергей Дохолян. — Было бы неплохо федеральному центру это поддержать. Чем лучше будут транспортные коммуникации, тем лучше социально-экономическое положение регионов».
При этом федеральные эксперты не видят в проекте целесообразности. «Нет никакой необходимости в такой магистрали. Там уже есть железная дорога, есть трасса Кавказ, которую хорошо восстановили за последнее десятилетие. И все республики тоже связаны железными дорогами», — говорит старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев. По его словам, Северный Кавказ регулярно инициирует непродуманные идеи по поводу инфраструктуры, например, прежний глава Дагестана Рамазан Абдулатипов продвигал идею нового порта в Махачкале, хотя там нет такого грузового потока, которому нужен новый порт. «На Северном Кавказе много лет обсуждают дорогу Черкесск (Карачаево-Черкессия) — Сухум (Абхазия), смысл которой тоже совершенно не ясен, тем не менее, люди пишут какие-то бумаги на эту тему. ВКМ из Краснодара в Грозный — из той же серии. Там нет таких потоков, такой интенсивности деловых связей, — считает Николай Силаев. — Связать Грозный, в котором нет никакой экономики, кроме бюджетной, с Краснодаром, у которого своя экономика есть – какой смысл?».