103 107 14

Растут теперь иначе

2049
8 минут

Никогда еще рейтинг южнороссийских компаний-«газелей» не был таким коротким — в этом году в нём всего 46 компаний, что почти вдвое меньше, чем год назад. Отраслевой портрет осложнён кризисными чертами: промышленность скукожилась, на первом плане оптовики, а порой — игорные заведения и ломбарды

Растут теперь иначе

Поделиться

Исследование самых динамичных компаний региона способно несколько исказить картину мира — хотя бы потому, что все они показывают выдающиеся темпы роста. В частности, согласно методике этого ежегодного исследования аналитического центра «Эксперт ЮГ», отбираются только компании, которые демонстрировали на протяжении последних пяти лет темпы роста не менее 30% ежегодно. Такие компании в экономической науке называют «газелями» — именно они и генерируют основной рост в экономике, несмотря на свой масштаб. Но для того, чтобы работа по многоэтапному отбору таких компаний не казалась рутиной, напомним только, что их краткий список формируется после анализа нескольких тысяч компаний среднего и крупного бизнеса юга России. В этом году в такой список вошли только 46 компаний.

Снижение темпов как диагноз

Основная причина сокращения численности рейтинга — снижение темпов роста компаний в 2014 году. Это ещё один симптом тенденции, которую показало год назад наше исследование среднего бизнеса юга России, — почти полная утрата положительной динамики развития во время кризиса 2013–2015 годов, в отличие от ситуации кризиса 2008–2009 годов, ударившего прежде всего по крупным компаниям. Из 86 компаний-«газелей» прошлого года в этом году в рейтинг попали только 16 организаций. Такого радикального обновления рейтинга у нас не было за всю историю наблюдений.

Два года назад мы радовались тому, что на отрезке 2008–2012 годов «поголовье» южнороссийских компаний-«газелей» выросло на треть, и следующий год только продолжил эту тенденцию, увеличив рейтинг ещё на 9 компаний. Но теперь в списке на четверть меньше предприятий, чем в нашем самом первом рейтинге — там их было 59. И возможно, сегодня стоит говорить о некой «перезагрузке» динамично растущего бизнеса на Юге, сменившей многолетнее поступательное развитие. Теперь мы можем смело говорить о том, что на вторую волну кризиса пришлись значительные структурные перемены в составе бизнеса, способного показывать выдающиеся результаты. Ситуация изменилась — растут теперь другие.

Совокупная выручка компаний-«газелей» по результатам 2014 года — 929 млрд рублей. Но из них 830 млрд приходится на «Тандер» — крупнейшую в России розничную сеть со штаб-квартирой в Краснодаре. «Тандер» — идеальный пример того, на что способны «газели» и за что их ценят. Эта компания не выбывала из нашего рейтинга ни разу, несмотря на свой масштаб. Конечно, любая территория была бы счастлива вырастить на своей территории компанию такого размаха.

Однако в последние годы для того, чтобы иметь возможность наблюдать за структурными изменениями в рейтинге динамичных компаний, мы все расчёты проводим без учёта «Тандера». А без него мы видим очень скромную совокупную выручку в 98,4 млрд рублей — это вдвое меньше, чем год назад. Действительно, в последние годы большую часть рейтинга — около 60% — составляли компании крупного бизнеса. В этом году компаний с выручкой более 2 млрд рублей — мы взяли уже новые критерии среднего бизнеса — в рейтинге всего десять. Остальные 36 — предприятия среднего бизнеса, причём 25 из них — с выручкой 500–800 млн рублей. По сути, это новая генерация перспективных компаний, ещё не успевших нагулять вес.

Показатели прибыльности самого динамичного бизнеса региона тоже весьма красноречивы. Все вместе эти компании заработали в 2014 году 45 млрд рублей, но 38 из них пришлись на «Тандер», ещё 4 млрд — на «Агрокомплекс», и ещё 1,15 млрд — на зерновой терминал (КСК). Итого оставшиеся 43 компании заработали 1,85 млрд рублей. Нужно заметить, что у целого ряда компаний прибыль измеряется не в миллионах, а в тысячах рублей. И, тем не менее, они быстро растут, отвоёвывая во время кризиса доли на рынках. Год назад ситуация с совокупной прибылью была гораздо лучше, благодаря хорошей представленности крупного бизнеса в рейтинге — без учёта «Тандера» прибыль составляла почти 22 млрд рублей. Хотя концентрация этой прибыли была почти такой же высокой.

Отраслевой портрет с чертами кризиса

Если не учитывать компанию «Тандер», в рейтинге 2014 года расклад между отраслями, по сути, определила нефтегазовая промышленность. Эта отрасль была представлена в рейтинге всего тремя предприятиями — ООО «ЛУКойл-Нижневолжскнефть», ведущим добычу углеводородов на шельфе Каспийского моря в Астраханской области, Туапсинским НПЗ «Роснефти» и сравнительно небольшой компанией «Спецпетросервис» из Волгоградской области, которая оказывает услуги по инженерному сопровождению буровых растворов при проводке нефтяных скважин. Однако совокупной выручки этих компаний хватало, чтобы перевесить всю торговлю. Но из нынешнего рейтинга отрасль ушла в полном объёме.

А главной точкой роста, если смотреть в объёмах, стала сфера АПК. Правда, представлена она всего двумя компаниями, но одна из них — «Агрокомплекс им. Н.И.Ткачёва» с выручкой в 26,5 млрд рублей в 2014 году, увеличившейся за год на 7 млрд. Но при этом 6 из 16 оптовых компаний торгуют сельхозпродукцией. Все четыре предприятия пищевой промышленности — типичные средневесы: производитель детского питания из Адыгеи («Комплекс-Агро»), минеральной воды из Карачаево-Черкесии («Аквалайн»), кормов для животных с Кубани («НТК») и настоек со Ставрополья («Стрижамент»).

В целом позиции промышленности в рейтинге очень слабые. На все промышленные компании приходится лишь около 6% совокупной выручки рейтинга. И всё это — средний бизнес: производитель лекарств («Промед»), небольшой производитель приборов для радиоэлектроники («Фаза»), три компании, выпускающие стройматериалы. А год назад здесь была, например, «Глория Джинс» — крупный производитель одежды. Но в 2014 году компания выросла лишь символически, оставшись на уровне 27 млрд рублей. В рейтинг входила крупная компания «Дервейс», собирающая автомобили в Черкесске. Можно также назвать Исаевский машиностроительный завод, крупного производителя патоки и крахмалов — компанию «Амилко», ряд крупных производителей алкогольной продукции. Это всё промышленные компании, которых рейтинг лишился.

Зато рекомендуем обратить внимание на почти втрое большую долю, которую занимает в общей выручке новая отрасль, которую мы обозначили как «прочие услуги». В ней есть две весьма колоритных компании — ООО «Фортуна», занимающееся, по всей видимости, тотализаторами, и федеральная сеть ломбардов «Южный экспресс» с «головой» в Новочеркасске. Эти две компании хорошо подходят на роль своеобразных вестников кризиса.

Доля оптовой торговли заметно выросла — с 17,6% в прошлом рейтинге до 27% в нынешнем. Вообще выдвижение торговли на первый план уже не первый раз для Юга становится своеобразным симптомом кризисного времени, когда проблемы переживают все, кто работает вдолгую. И напротив — максимально гибкая оптовая торговля очень быстро подстраивается под изменения конъюнктуры.

В оптовой торговле выделяются сразу три бункеровочных компании, две из которых работают в Новороссийском порту («Новотрейд», «Русбункер»), третья — в Астраханском порту («Бункеровочная компания “Лидер”»). Вообще возникновение растущей компании при крупной — стандартный сценарий. Например, при «Тандере» возникает ООО «Сельта», которое занимается грузовыми перевозками — компания немного не дотянула до статуса «газели», но имела в 2014 году выручку в 24 млрд рублей. В Ростовской области менее масштабный пример — в рейтинг попала компания «Промэкспедиция» из Азова, которая занимается транспортными услугами. Её рост — производная от развития всего азовского транспортного узла, в том числе — и от успеха крупного экспортёра зерна, появившегося в городе, Торгового дома «РИФ». А «Роста-Трейдинг» за развитие своего бизнеса в сфере грузоперевозок должна быть в существенной степени благодарна структурам «Роснефти». Кореновский молочно-консервный комбинат учреждает ООО «Лидер», которое специализируется на торговле молочными продуктами, выручка — почти миллиард.

Позиции строительства хотя и сократились, но остались весьма солидными. Нужно, правда, заметить, что у существенной части стабильно растущих строителей есть постоянные государственные подряды на уровне своих регионов — как в дорожной сфере, так и в строительстве социальной инфраструктуры.

Стоит отметить и появление новой категории — компаний, занимающихся инжинирингом. Несмотря на средний масштаб, все они имеют долю на федеральном рынке — ростовский «Ингениум» на рынке промышленного холода, новочеркасский «Экос» — на рынке очистных сооружений, волгоградская «Энергия Юга» — на рынке электротехнических решений. Появление этой группы компаний, занимающихся интеллектуальным бизнесом, весьма обнадёживает: рынок в кризисное время имеет склонность не только к упрощению.

Региональный разрез рейтинга несколько смещает активность в Ростовскую область, хотя для Краснодарского края даже без учёта «Тандера» остаётся выше. Вторым темпом идут сразу три региона — Волгоградская область, Ставрополье и Карачаево-Черкесия. В целом мы по-прежнему можем говорить о том, что на юге России есть два региона, которые стабильно порождают всё новые динамично растущие компании.

Методология

На первом этапе отбора с помощью системы «СПАРК-Интерфакс» была сформирована многотысячная база компаний, зарегистрированных в ЮФО и СКФО. Затем были отобраны те компании, чья выручка по итогам 2014 года была не ниже 400 млн рублей, условно разграничивающих малый и средний бизнес. На этом этапе осталось почти три тысячи компаний. Далее были отобраны компании, фактически начавшие свою деятельность позднее 2009 года, после чего осталось чуть более двух тысяч юрлиц. Были также исключены предприятия, показавшие нулевые доходы хотя бы раз за пятилетку. Следующим шагом исследования стали расчёты по вычислению средних темпов прироста выручки за последние пять лет. В число претендентов не попали компании, у которых этот показатель оказался ниже 30%. Затем, следуя уже не раз апробированной методологии, список был очищен от некоммерческих партнёрств, фондов, ГУПов и МУПов. Потом последовало несколько этапов «ручной» работы, которая позволила удалить фирмы, находящиеся в стадии реорганизации и банкротства, а также компании, выросшие исключительно за счёт присоединения или объединения с иными юридическими лицами. Кроме того, были исключены дочерние структуры холдингов, уже присутствовавших в списке в виде головной структуры (чтобы избежать двойного учёта). Как традиционно показывает данный этап исследования, ряд дочерних структур особо крупных «газелей» зачастую сами являются представителями динамичного бизнеса. Это может быть объяснено синхронностью роста. В результате осталось 46 фирм, которые и сформировали очередной рейтинг южных «газелей».

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1