На проходящем в северной столице XX Санк-Петербургском международном экономическом форуме ФГУП «Росморпорт» заключил ряд соглашений с инвесторами о взаимодействии при реализации проектов развития портовой инфраструктуры на Таманском полуострове. Соглашения подписаны с группой компаний «ОТЭКО» и ПАО «НМТП». Первое касается строительства терминала навалочных грузов и зернового терминала ООО «Агрохолдинг Тамань», перевалочной базы крупногабаритных и тяжеловесных грузов, Таманского нефтяного терминала и Таманской базы СУГ ЗАО «Таманьнефтегаз» (входит в «ОТЭКО»). Второе носит более обтекаемую форму и скорее упорядочивает правила игры для участия «НМТП» в предполагаемом порядке взаимодействия сторон при реализации проекта строительства и эксплуатации сухогрузного района морского порта Тамань. Создание сухогрузного района морского порта Тамань предусматривает строительство морских терминалов по перевалке угля, серы, металлов, минеральных удобрений, а также терминалов для перевалки масличных и бобовых культур на Таманском полуострове.
Первый документ был подписан генеральным директором ФГУП «Росморпорт» Андреем Тарасенко и его коллегой из АО «ОТЭКО» Сергеем Губинцом. Инвестор намерен развивать свою перевалочную базу на Тамани за счёт строительства ряда терминалов, что к 2020 году должно увеличить портовые мощности Азово-Черноморского бассейна почти на 60 млн тонн.
Со своей стороны участвовать в проектах намерена и группа «НМТП». Накануне «Эксперт Юг» уже сообщал, что его руководство достигло понимания с «Росморпортом» о разделении грузопотоков между Новороссийском и Таманью. На долю первого должны отойти зерновые и контейнерные грузы, на долю второго – насыпные и навалочные.
По мнению генерального директора аналитической компании «INFRANEWS» Алексея Безбородова, в настоящее время на Тамани пока не завершён проект строительства сухогрузного порта, так что вопрос о разделении грузопотоков с Новороссийском может быть вполне актуален. С другой стороны, и для государства в лице Росморпорта важен контроль над грузопотоками, что и может послужить причиной "диктовки" принципов их разделения между крупнейшими портами региона.
Предполагается, что общая проектная мощность порта Тамань после реализации всех проектов составит 91,4 млн тонн, в том числе на первом этапе, планируемом к реализации до 2020 года, – 46,7 млн тонн.
Кроме того, дочка «ОТЭКО» компания ЗАО «Таманьнефтегаз» (занимается перевалкой СУГ в порту Тамань) подписала подписали первое в России концессионное соглашение о строительстве железнодорожной инфраструктуры с Федеральным агентством железнодорожного транспорта РФ.
Для увеличения объёма перевозки грузов в сторону терминалов ГК «ОТЭКО» до 70 млн тонн в год компания в будущем году построит за 362 млн рублей
Как сообщили в пресс-службе «ОТЭКО», необходимость строительства новых железнодорожных путей обусловлена увеличивающимся экспортным грузопотоком и планами «ОТЭКО» по строительству новых перегрузочных комплексов. В 2018 году компания планирует ввести в эксплуатацию Таманский терминал навалочных грузов (ТТНГ) общей мощностью 35 млн тонн, в феврале 2018 года – уже осуществить отгрузку первой экспортной партии.
Следующим проектом «ОТЭКО» станет строительство зернового терминала на 14,5 млн тонн грузов в год.
«Развитие железнодорожного сообщения на Тамани даёт необходимый толчок не только для улучшения транспортной обстановки на полуострове, но и для создания новых экспортных и экономических возможностей на юге России, - уверен Сергей Губинец. - Безусловно, факт подписания первого в России концессионного соглашения по строительству железнодорожной инфраструктуры – знаковое событие для отрасли. Отмечу и ещё один факт – это первое концессионное соглашение, подписанное в рамках частной концессионной инициативы.
Совместно с Минтрансом мы продемонстрировали, что законодательство о концессии работает и даёт выгоды всем: и государству, и бизнесу».