Глава минтранса региона Андрей Иванов уверен, что кольцевая дорога решит многие транспортные проблемы Ростова.// Фото https://www.donland.ru/
Больше, чем МКАД
«Это — масштабный инфраструктурный проект, — подчеркнул Иванов. — В его состав войдут четыре обхода (Аксая, Северный, Западный и Южный, так называемая “Южная хорда”), транспортная развязка на девятом километре федеральной дороги А-280 “Ростов-Таганрог”, западное шоссе (дорога А-135 от М-4 “Дон” к южной столице), включая транспортную развязку на улице Луговой (в черте города). Общая протяженность кольцевой дороги вокруг Ростова-на-Дону составит 130 километров. Для сравнения, протяженность Московской кольцевой автодороги — 108,9 километра. Так что, ростовская кольцевая будет больше, чем МКАД».
Со слов Андрея Иванова, на реализацию такого крупного проекта, как РТК потребуются серьезные деньги — «не менее 190 миллиардов рублей». Министр уточнил, что 126 млрд рублей — это средства федерального бюджета, а порядка 64 млрд — областного. «Большая часть этих средств уже есть, она запланирована, работы ведутся, — считает Иванов. — В указанном (общем) объеме вложений учитываются и затраты на строительство автомобильного обхода Аксая».
«Одна из самых востребованных и одновременно загруженных артерий — участок федеральной автодороги “Южный подъезд к Ростову-на-Дону”, — объясняет Андрей Иванов. — Количество автомобилей здесь доходит до 80 тысяч в сутки. Реконструкция Южного подъезда, которую по заданию Росавтодора проводит ФКУ “Москва-Волгоград”, предполагает доведение параметров дороги до первой категории с тремя-четырьмя полосами движения в каждом направлении, дополнительным разворотным путепроводом, новым пойменным мостом и освещением на всем протяжении. Это — вторая очередь реализации проекта. Первая была построена в рамках подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Завершить работы планируется до конца 2023 года. Общая стоимость только этого объекта составляет 4,2 миллиарда рублей. Все работы ведутся в соответствии с графиком».
Планово-внеплановые сложности
А вот со строительством третьей очереди Северного обхода, напротив, возникли сложности. Автодорога должна соединить две федеральные трассы — М-4 «Дон» и А-280 «Ростов-на-Дону – Таганрог» в обход села Чалтырь в Мясниковском районе региона. Протяженность участка — 12,8 км. «Строительство приостановлено в связи с необходимостью переустройства инженерных коммуникаций (высоковольтных линий электропередач, ниток магистральных газопроводов и одного нефтепровода). На сегодня проектная документация откорректирована. В этом году, после получения заключения госэкспертизы, работа на объекте продолжится», — прокомментировал Иванов.
Это заявление прозвучало на фоне скандала: подрядчик строительства Северного обхода — АО «Донаэродорстрой» — намерен через суд расторгнуть контракт с минтрансом Ростовской области. Исковое заявление руководство компании уже подало. Свое решение оно объясняет тем, что при строительстве дороги были обнаружены ошибки в проектной документации, а министерство не смогло их вовремя устранить. Это, уверены в «Донаэродорстрое», привело к срыву сроков выполнения строительных работ, которые должны были завершиться еще в октябре 2019 года. По данным «Коммерсанта-Юг», стоимость госконтракта, заключенного минтрансом с АО «Донаэродорстрой», составляет 1,241 млрд рублей.
Схема Северного обхода.// Страница из презентации Андрея Иванова
По данным «СПАРК-Интерфакса», АО «Донаэродорстрой» было зарегистрировано в 1992 году в Ростове-на-Дону. В 2018 году выручка компании составила 6,5 млрд рублей (на 40,5% меньше, чем годом ранее). Прибыль превысила 223 млн рублей, сократившись, по сравнению с 2017 годом, более чем вдвое. В 2018 году «Донаэродорстрой» заключил контрактов почти на 3,4 млрд рублей, в то время как в 2017-м эта сумма составляла 9,9 млрд рублей.
Как ранее писал «Эксперт Юг», в сентябре 2019 года стало известно о том, что «Донаэродорстрой» переносит головной офис в Москву. Этот факт в компании объяснили тем, что она выходит на федеральный уровень. Так, в 2019 году сумма заключенных контрактов уже составила почти 19,7 млрд рублей. Такой объем был обеспечен за счет крупного проекта: «Донаэродорстрой» выиграл контракт на строительство первого этапа обхода Волгограда. Закупка была объявлена 15 июля, заказчиком выступило подконтрольное Росавтодору ФКУ «Упрдор Москва — Волгоград». На конкурс поступила только одна заявка — от «Донаэродорстроя». Стоимость контракта составила 18,8 млрд рублей.
В Ростовской области компания с начала 2000-х годов построила такие значимые объекты, как восточный обход Ростова-на-Дону, автодороги «Морозовск – Волгодонск», «Ростов – Азов», подъезд к международному аэропорту «Платов». Так что, ее участие в строительстве Северного обхода Ростова было вполне логичным.
«Мы предложили подрядчику продолжать работы до территории переустройства (коммуникаций), но он обратился в суд с требованием расторгнуть контракт, — говорит Андрей Иванов. — По результатам судебных процедур, мы либо продолжим работу с этим подрядчиком, либо, если суд примет решение расторгнуть (контракт), внесем изменения в проектно-сметную документацию и проведем торги по объекту на оставшийся объем (работ). Средства в бюджете предусмотрены. Срок завершения строительства сместится на 2021 год. При этом, работа будет синхронизирована с Росавтодором. В частности, в рамках строительства новой транспортной развязки в разных уровнях на девятом километре федеральной дороги А-280. Эта развязка станет связующим звеном, между Северным обходом и трассой “Ростов-Таганрог”».
Губернатор как мотиватор
Представителям минтранса губернатор пожелал «надеть сапоги и быстро-быстро двигаться», оперативно решать вопросы, которые не терпят отлагательства. «Вы говорите: будем заниматься. Да, но закончить-то надо в строго определенное время. Определите приоритеты. Добавьте оборотов. Работайте так, чтобы вы понимали: разбираться прежде всего надо с тем, что создает проблемы», — резюмирует Голубев.