Ростовские власти создадут инициативную группу по строительству Багаевского гидроузла

315
3 минуты

Ростовские власти создадут инициативную группу из числа местных жителей, с которой власти и будущие проектировщики будут вести диалог по строительству Багаевского гидроузла, сообщил замгубернатора Ростовской области Вячеслав Василенко. Заявление министр сделал на первой встрече местных жителей и чиновников по поводу строительства гидроузла.

Строительство Багаевского гидроузла начнется в 2016 году. Проект предполагает строительство на реке Дон гидроузла в составе судоходного шлюза, рыбопропускных сооружений, плотины, инженерных защитных сооружений от затопления и подтопления территорий, гидроузла- регулятора на реке Аксай с оснащением объектов инженерно- техническими средствами обеспечения транспортной безопасности и социальной сферы. Реализация проекта направлена на устранение инфраструктурных ограничений на Единой глубоководной системе европейской части Российской Федерации. Объем инвестиций в проект составит 22 млрд рублей. Сроки реализации – 2016-2020 годы. Багаевский гидроузел будет построен в рамках федеральной стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации до 2030 года.

С новостью о строительстве Багаевского гидроузла у жителей Багаевского района Ростовской области связаны вопросы возможного подтопления из-за подъема воды в Доне, выплат компенсаций и их размеры, возможности использования населением береговой зоны после строительства гидроузла.

По словам руководителя федерального бюджетного учреждения «Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей» Сергея Гайдаева, все вопросы, которые задавали жители, будут учтены в техническом задании по проектированию гидроузла. «Мы намерены минимизировать возможные риски», сказал г-н Гайдаев.

По данным Сергея Гайдаева, суммарные потери флота из-за неполного использования грузоподъёмности и простоя судов на участке от Кочетовского гидроузла до устья притока Дона реки Манычсоставили за 2014 год 2,56 млн тонн. В 2015 году общий объём перевезённых грузов в границах Азово-Донского бассейна в целом составил 8,4 млн тонн — и это лишь 62% к уровню 2014 года.

Сегодня речь уже идёт об уходе грузов с внутренних водных путей на другие виды транспорта. В частности, по оценкам экспертов, Азово-Донской бассейн может лишиться нефтепродуктов группы уфимских НПЗ (более 1 млн тонн в год), минеральных удобрений из Соликамска и Березников на порт Кавказ (порядка 500 тысяч тонн), продукции Магнитогорского металлургического комбината (500 тысяч тонн), а также хлоркалия из Соликамска, серы из Астрахани, граншлака и огарков из Череповца. Это огромные потери для грузоперевозчиков Ростовской области – свыше 3 млрд рублей. «Такого не было никогда за историю существования Нижнего Дона, — говорит заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Вовк. — Если не принять решение о включении проекта Багаевского низконапорного гидроузла в ФЦП и не начать его проектирование, то это может полностью перекрыть движение грузов на юг нашей страны».

«Низкая вода» создаёт проблемы водоснабжения городов и населённых пунктов по акватории Дона, а также поливного земледелия в столь знойном регионе, как Ростовская область. Немалую сложность представляет обеспечение водой Новочеркасской ГРЭС, которая уже не раз была вынуждена делать аварийные остановки, хотя все гидросооружения станции находятся на проектных отметках.

В конце марта экспертный совет при коллегии Федерального агентства морского и речного флота России одобрил техническое задание на выполнение проектных работ по строительству гидроузла.