В недалёком будущем почти вся трасса М-4 «Дон» будет соответствовать первой технической категории: она станет четырёхполосной, с разделёнными встречными потоками движения и разноуровневыми развязками. Для этого госкомпания «Автодор» планирует реконструировать и построить дополнительные участки общей протяжённостью 796,2 км, что составит более половины трассы (длина всей М-4 — 1517 км).
— Каково сегодня состояние М-4, которую реконструируют уже не первый год?
— На сегодняшний день трасса М-4 «Дон» на территории Ростовской области нуждается в серьёзном обновлении. К примеру, предстоит реконструировать участок дороги с 933-го по 1024-й километр. Это будет первый в России скоростной участок дороги, который полностью спроектирован по нормам Евросоюза — плод совместной работы российских и немецких проектировщиков. Там появится совсем другой «пирог» покрытия. Меняться будет лишь верхний слой покрытия, а сама дорога останется на долгие годы. Не будет «плыть».
— Что мешало начать строительство современных дорог раньше?
— Действующие нормы и СНИПы, ещё 50-х годов. Количество документов измеряется сотнями. Процесс замены нормативного законодательства очень сложен. Сейчас мы заняты разработкой и введением новых норм дорожного строительства Таможенного союза, которые максимально приближены к нормам Евросоюза. Хотя и там строят дороги в зависимости от климата и рельефа местности. Дороги у нас надёжные и служат долго, гарантийный срок на них — 25 лет, как в Европе. Но следует учесть, что там климат более мягкий, более подходящий для строительства дорог, если можно так сказать. У нас же природные условия более жёсткие, поэтому дорожники вынуждены в асфальт добавлять специальный гудрон, который демпфирует суточные и годовые температурные колебания, не позволяя дороге ломаться. Да, дорожное полотно «ползёт», но держится там, где его положили, достаточно прочно.
Строить дороги в Мурманске и в Краснодаре, строить в горах на Кавказе и в болотах под Питером — как говорится, большая разница. Температуры, переход через «ноль», влага, дожди, плавящийся асфальт и пр. Поэтому необходимо не менять полотно, а переходить на новую систему нормирования.
— Какие сложности были при проектировании нового участка?
— Мы почти три года не могли получить положительного заключения Главгосэкспертизы: нас всё пытались загнать под российские нормы дорожного строительства. Но перед нами стояла задача получить хотя бы первый опыт современной дороги, который впоследствии можно было бы распространить на другие проекты. В августе положительное заключение было получено, так что можно начинать строить.
— Какие ещё участки М-4 предстоит построить и реконструировать в ближайшее время?
— У нас в планах крупное строительство — обход Аксая. Здесь М-4 проходит в зоне жилой застройки, город давно слился с мегаполисом, его нужно разгружать. Проект этого участка уже готов, сейчас он находится в Главгосэкспертизе. Ожидаем, что в середине осени будет получено заключение, и мы начнём строительство и здесь. В этом случае трасса М-4 от МКАДа до 1346 километра будет четырёхполосной, категории 1 «А» на всём протяжении. Настоящий автобан. Не будет проходить по населённым пунктам. Разрешённая скорость на большинстве участков достигнет 130 километров в час.
Пилотный проект подобного строительства был реализован тоже в Ростовской области — это обход посёлка Тарасовский, где постоянно возникали пробки. Также объявлен конкурс на строительство спецучастка в Воронежской области. Это основные проекты.
— Обход Аксая будет платным участком?
— Проект состоит из трёх частей. Реконструкция участка с 1024 по 1038-й километр, въезд со стороны нового ростовского аэропорта и непосредственно обход Аксая. Участок с 1038 по 1072-й километр, где планируется возведение ещё одного моста через Дон в зоне Ростова-на-Дону, будет платным, ибо здесь мы начнём практиковать использование новой технологии укладки пористого асфальтобетона. Мостовой переход будет располагаться южнее Аксая. Долго выбирали место, где его разместить. А с 1072 по 1091-й километр будет проходить реконструкция уже бесплатного участка.
Строительство обхода Аксая начнётся не ранее 2019 года. Слишком серьёзные ограничения бюджета были в 2015–16 годах, это вынудило отодвинуть реализацию планов. К примеру, срочно нужно строить дороги к чемпионату мира по футболу.
— Какова стоимость этого проекта?
— Общий объём средств, которые планируется вложить в участок с 1024 по 1091-й километр — 60 миллиардов рублей. Львиная доля стоимости — затраты на сам обход, так как мост достаточно дорог. К тому же в пойменной части придётся строить эстакаду, так как весенним половодьем там часто заливает местность. Как раз в том районе, под станицей Старочеркасской, будет создаваться и новая ростовская киностудия, киношникам будет легко туда добираться.
— Сегодня много говорят о развитии транспортной системы Таманского полуострова в связи со строительством моста через Керченский пролив. Что планируется делать в этом регионе?
— Мы получили поручение правительства России разработать новую транспортную схему Краснодарского транспортного узла — от Ростова до черноморского побережья. Предложим варианты изменения дорожной сети, позволяющие построить новую скоростную дорогу первой категории к М-4, севернее Краснодара. Сегодня специалисты ведут расчёты и делают предварительные наброски. Есть три маршрута, по которым движется основной поток транспорта. Появится четвёртый, платный, который возьмёт на себя основную нагрузку в этом регионе. Водителям тоже можно будет выбирать свой маршрут.
Основная задача — развести два транспортных автомобильных потока с трассы М-4, один из который идёт севернее Краснодара, на Крым, другой — южнее, через Джубгу на Сочи. Необходимо их правильно смоделировать, найти точки их разделения. Рассматривались различные варианты. В том числе — возрождение забытого на сегодня Шаумяновского тоннеля (альтернативная дорога под Шаумяновским перевалом на участке Майкоп — Туапсе. — «Эксперт ЮГ»), дорога через Майкоп, через Карачаево-Черкесию и др. К началу следующего года мы уже будем иметь предварительные расчёты. Будет предложено несколько вариантов, требующих различного финансирования и по-разному решающих социальные потребности. После чего правительство сможет принять решение, ориентируясь на нынешние реалии.
Транспортный поток в этом регионе очень увеличился, внутренний туризм начал развиваться. Если раньше, по счётчикам замеров, в районе Горячего Ключа ежедневно проходило около 40 тысяч автомобилей, то в этом году в пиковые дни конца июля — начала августа — 69 тысяч. Дорога захлёбывается, она не рассчитана на такие потоки. Тем более что старые дороги идут через населённые пункты. От этого страдают и жители этих мест, и автолюбители, у которых снижается скорость. Надо идти по цивилизованному пути — выводить дороги за населённые пункты, что позволит перераспределить транспортные потоки.
— Недавно стало известно о планах перевода участка «Дона» в районе Краснодара на платную основу. Что это за проект? Как работают платные участки на М4?
— Сама двухсоткилометровая дорога до Краснодара практически реконструирована, за исключением участка М4 от 1091 до 1119 километра (от Ростова до границы с Краснодарским краем). Сейчас налаживаются автоматические системы управления движением. Второй этап реконструкции предусматривает ввод системы электронных информационных знаков, метеостанций, освещения всех крупных развязок и пунктов взимания платы. Тогда весь этот участок протяжённостью 200 километров и начнёт эксплуатироваться на платной основе.
Стоимость проезда будет варьироваться в зависимости от времени суток и типа транспортного средства. Так, в дневное время суток проезд будет стоить 150 рублей для легковых автомобилей и мотоциклов, в ночное время — 100 рублей; водителям грузовых фургонов придётся отдать 220 рублей днём и 150 ночью, водителям автобусов — 300 и 200 рублей соответственно, а водителям тяжёлых грузовиков — 450 и 300 рублей.
— Как платными участками будут пользоваться местные жители?
— Система взимания платы будет открытой. Местные жители будут ездить бесплатно, платят только транзитные проезжающие. В мире сегодня существует большое количество способов, регулирующих возможность проезда местного и транзитного транспорта по платным участкам. Это могут быть абонентские билеты типа бесконтактных карточек метро, транспондеры и пр. Сейчас эти моменты ещё дорабатываются.
Если местный житель едет по трассе из одной станицы в другую, он ничего не платит на этом участке. Но если он решит ехать в Краснодар, то платить придётся, ибо в такой ситуации он уже сам становится транзитным проезжающим.
— Будут ли существовать дороги, альтернативные платным участкам?
— Без этого по закону нельзя принимать решения по взиманию платы. Местные дороги уже существуют, мы тщательно изучили и согласовали все маршруты с руководителями муниципальных образований. Они будут включены в системы спутниковой навигации, и пользователь сможет сам выбирать себе маршрут с учётом платных и бесплатных дорог.