92 100 13

Сообщества Юга — стадии органического роста

ЭКСПЕРТ ЮГ №4 2021
1816
11 минут

Появление сообществ — относительно новое явление для юга России. Первый вопрос, который возникает при знакомстве с темой, — с чего начинается сообщество? И что значит быть сообществом? «Эксперт ЮГ» разбирался с этапами становления сообществ на примере Ростова и Краснодара

Сообщества Юга — стадии органического роста

Руководитель компании «Интегра» Оксана Барабицкая (в центре) ведёт форсайт-сессию по развитию экспертного сообщества на юге России. // Фото из архива «Эксперта ЮГ»
Поделиться

Социальная активность городов и регионов в существенной степени порождается именно сообществами. Они создают спрос на изменение среды, становятся драйверами для развития территории. Это большая тема, мы сравнительно мало знаем про сообщества, которые существуют на юге России. Поэтому «Эксперт ЮГ» задумал серию материалов с целью понять и то, как сообщества живут, и то, как они создаются. А создаются они и в некоммерческом секторе, и в бизнесе. Первый вопрос, который возникает при знакомстве с темой, — с чего начинается сообщества? И что значит быть сообществом? На эту тему «Эксперт ЮГ» пообщался с представителями сообществ Ростова и Краснодара.

Минимум для сообщества: совместная деятельность и лидер

«Если понимаешь, что группа людей, с которыми общаешься и что-то делаешь сообща, обладает одинаковыми представлениями о хорошем и плохом, о том, какими методами достигается цель, можно говорить, что это сообщество. Это деятельность, которая происходит сообща», — считает руководитель Ассоциации выпускников Южного федерального университета, общественный представитель Агентства стратегических инициатив в Ростовской области по направлению «Социальные проекты» Роман Хади.

«Бывает, что у участников есть общие ценности, их объединяет общий признак, есть культура, нормы и правила, есть общая деятельность, но при этом сообщество не осознаёт себя таковым», — утверждает комьюнити-менеджер АНО «Фирон» Вера Гвоздёва. По её словам, для осознания себя сообществом нужно, чтобы его члены понимали, кто они, что делают, для чего или против чего объединились, где общаются и как часто. Также нужно понимать, сколько человек состоит в сообществе и насколько люди знакомы друг с другом. Среди других обязательных условий для того, чтобы участники сообщества осознавали себя таковым — наличие лидера и ядра, которое предложило бы написать свод правил и принципов.

Люди могут не осознавать, что они являются членами сообщества, из-за отсутствия чётко выраженного ядра и задач, для которых оно сформировано. Большинство опрошенных экспертов и представителей сообществ считают, что важно наличие лидера и сформированного ядра.

В необходимости того, что в сообществе должны быть лидер и ядро, уверена и директор АНО «Атлас НКО» Анна Белан. Организация выступает в роли ресурсного центра для некоммерческих организаций, вокруг него уже сформировано сообщество представителей НКО — в общем чате организации 99 участников.

В краснодарском общественном движении «Помоги городу», которое действует с 2014 года и занимается развитием городской среды и местных сообществ, есть городской общественный совет, состоящий из 17 человек. Как рассказала координатор сообщества Елена Шувалова, каждый из членов совета ведёт определённые направления. Всего в сети движения более 20 локальных сообществ, которые связаны горизонтально и объединены общими ценностями.

По словам руководителя краснодарского сообщества «Транспортная инициатива» Марины Репещук, появление лидера было необходимым условием для формирования сообщества, чтобы муниципальные власти услышали предлагаемые идеи и решения. Также был предложен устав сообщества.

В ростовском сообществе маркетологов, которое создал Александр Ганаев, в общей сложности насчитывается более 270 человек. В качестве ядра выступают лидеры первого и второго уровня — их порядка 20 человек.

С чьей помощью создавать сообщества

«В современных условиях созданием сообщества может заниматься комьюнити-менеджер, — считает г-жа Белан. — У каждой крупной организации, которая формирует сообщество вокруг бренда, продукта, идеи или проблемы, есть такая должность в штате. Комьюнити-менеджер занимается формированием ядра сообщества, с которым вместе вырабатывается общая стратегия сообщества и цели. Это позволяет ему не быть стихийным».

Но есть и другой путь. Например, АНО «ФИРОН» уже несколько лет выступает в качестве организатора профессиональных сообществ в Ростовской области и помогает сложившимся сообществам осознать себя таковыми, а новым — сформироваться. Комьюнити-менеджер помогает спланировать и пошагово организовать сообщество от идеи до первого митапа, а затем на протяжении всего периода существования сообщества оказывает методическую и методологическую помощь. Так, при участии ФИРОНа в Ростовской области появились сообщества маркетологов, психологов, программистов на языке Python, мейкеров, технологических предпринимателей. При этом у АНО «ФИРОН» есть в распоряжении коворкинг «Рубин», который на безвозмездной основе предоставляется профессиональным сообществам для проведения митапов — это, кстати, позволило «Рубину» стать точкой кипения профессиональных сообществ.

Рекомендуемый уровень — общие взгляды и ценности

После того, как люди осознали себя в качестве сообщества, им предстоит сформировать общую культуру и договориться о ценностях. Однако в этом случае немаловажно, как было создано сообщество: стихийно или вокруг лидера.

Как считает Вера Гвоздёва, если сообщество было сформировано стихийно, назначить ценности «сверху» не получится. Люди начинают общаться и взаимодействовать, и уже в процессе появляются общие культурные ценности, цели, нормы, правила.

«В этом случае культура должна появиться как результат их совместной деятельности, осознания себя, результат выработки ценностей и конечной цели. Они договариваются о ценностях, появляются механизмы вступления и выхода из сообщества, а также взаимодействия между его членами», — объяснила г-жа Гвоздёва.

Как рассказала Марина Репещук, участников «Транспортной инициативы» объединяет стремление к улучшению работы общественного транспорта, а также дорожно-транспортной инфраструктуры. Деятельность сообщества также связана с вопросами озеленения, поскольку оно влияет на общую температуру города и, в конечном счёте, на работу транспорта. По словам Марины Репещук, культура сообщества держится на осознании цели, взаимопонимании и доверии.

«С определённой периодичностью цели и задачи нужно мониторить, — рассказывает она. — Изначально мы собирались сохранить троллейбусную линию на улице Красной, но затем расширили цели и задачи. Если бы не наша активность, в Краснодаре не начали бы крупноузловую сборку троллейбусов и не были бы закуплены троллейбусы с автономным ходом. Формально это сделала администрация. Но мы формируем запрос общества на такого рода изменения, помогаем горожанам осознавать смысл происходящего и вникнуть в нюансы. После этого люди становятся нашими союзниками и помогают».

Если сообщество было сформировано стихийно, назначить ценности «сверху» не получится. Люди начинают общаться и взаимодействовать, и уже в процессе появляются общие культурные ценности, цели, нормы, правила

В случае же, если сообщество было сформировано с нуля, а её ядро было создано лидером, он может сам сформировать культуру, а также прописать правила и принципы, присущие ему. Тогда члены сообщества могут проходить отбор или приглашаться теми, кто уже состоит в нём. Первый из этих приёмов использовался при формировании бизнес-сообщества «Эквиум» в Ростове. Как рассказала его руководитель Алёна Щербак, все ценности были прописаны в кодексе и регулярно напоминаются в рамках встреч. Они включают в себя созидательное мышление, отдающий контекст, открытость и стремление к развитию. В целом сообщество формировалось, чтобы каждый из участников мог получить доступ к более широкому кругу единомышленников, найти себе подобных и быть среди них.

В ростовском «Клубе 2015», который функционирует с 2000 года, существуют своеобразный этический кодекс и внутренняя система ценностей. Новых членов клуба приглашают только по рекомендации двух существующих участников. «Люди, которым было некомфортно, сами уходили, или сообщество их не принимало. Но нельзя искусственно, скажем, на проектной сессии установить ценности сообщества. Это естественный и эволюционный процесс, отвечающий желаниям тех, кто в него входит», — рассказала исполнительный директор «Клуба 2015» Марина Шустова. В своё время благодаря таким принципам сформировалось уникальное сообщество единомышленников, которым комфортно друг с другом. Люди делятся опытом, обсуждают, какие проблемы или сложности существуют в их компаниях. Участники клуба поддерживают друг друга, делятся репутационными ресурсами, связями, рекомендациями, эксклюзивными предложениями. Каждый участник здесь может рассчитывать на экспертизу своей бизнес-идеи или проекта, объективный и непредвзятый взгляд со стороны. Участники клуба ценят конфиденциальность общения и актуальность информации внутри сообщества.

Экспертное сообщество аналитического центра «Эксперт ЮГ» начало формироваться в 2020 году — компания предложила определённые правила более тесной работы тем экспертам, опыт взаимодействия с которыми уже имелся. Ключевое в формировании экспертного сообщества — отбор экспертов, которые осуществляется через подтверждение экспертизы в своей сфере в разных формах — через рекомендацию, результаты публичной активности, достижения. Потенциальные участники заполняют анкету, позволяющую выявить сферы, в которых они являются экспертами. Основная ценность сообщества — убеждённость в том, что публичная экспертиза имеет значение. Фактически участникам предлагается возможность реализовать себя в качестве публичного эксперта.

«Те, кто уверен, что все вопросы решаются в кабинетах, к нам не пойдут, — говорит генеральный директор “Эксперт ЮГ” Владимир Козлов. — Наша профессиональная обязанность — видеть смысл в публичных дискуссиях, экспертизе. Это, наверное, и есть базовая ценность. А дальше мы предложили инструменты для реализации себя в качестве эксперта. Ведь людям, которые хотят видеть себя экспертами, для приобретения такой репутации, как правило, нужно пройти значительный путь. Это иногда очень непросто. Такой путь может быть очень разным — через развитие личного бренда, корпоративный рост, медиактивность — это часто индивидуальная траектория. Мы даём инструменты для того, чтобы двигаться быстрее».

В конце марта участники сообщества, в которое сейчас входят более 80 человек, провели двухдневную форсайт-сессию для выработки общих ценностей и создания общего образа будущего — исходная модель сообщества, таким образом, будет эволюционировать. Например, одна из дополнительных ценностей, которую планируется создать, — диалог внутри сообщества между экспертами Ростовской области и Краснодарского края. На данном же этапе в нём пока преобладают ростовчане.

Третья стадия — правила и хозяйственная деятельность

Как считает директор АНО «Интегра» Оксана Барабицкая, при формировании ценностей сообщества следует выделять три–пять принципов, которым следуют участники сообщества и выяснить, как они проявляют это, взаимодействуя как внутри, так и вовне сообщества. «Ценности могут быть продекларированы и выделены или нет, но они есть в каждой группе. Как свидетельствует опыт нашего форсайт-движения, выявление и объединение неравнодушных людей вокруг общих ценностей, например, решения социальных проблем, которые невозможно решить с помощью муниципальных инструментов и бюджетов, — это ценный ресурс для муниципальных образований», — подчеркнула г-жа Барабицкая.

Стратегические форсайт-сессии, проводимые АНО «Интегра», позволяют формировать сообщества вокруг определенных задач и целей развития, а также определять «дорожную карту» по достижению желаемого образа будущего.

Иллюстрирует этот подход культура сообщества маркетологов Ростова-на-Дону, созданного Александром Ганаевым. Его участники не продают друг другу свои услуги, они помогают находить качественных подрядчиков, а также толковых сотрудников для замещения вакансий. В сообществе делятся полезными и ценными материалами для развития, статьями, ссылками на ресурсы, возможностями друг с другом, в то же время под запретом негативные темы и обсуждение политики.

0001111111 Сообщества Юга (сайт).png

Поделиться

// Фото из архива «Эксперта ЮГ»

«Тому, кто создаёт сообщество, важно понимать, для чего оно делается и какой должен быть результат его работы, — поясняет Оксана Барабицкая. — Должна быть идея, вокруг которой люди будут собираться. Хотя сообщество отличается от других социальных групп наличием лидера, но при этом важно и большое количество горизонтальных связей, когда люди общаются друг с другом, сами выдвигают инициативы. Сообщество работает тогда, когда его кто-то модерирует или ведёт».

Так, экспертное сообщество аналитического центра «Эксперт ЮГ» создавалось как инструмент более эффективного формирования информационной повестки в регионе. Чтобы участники видели результат деятельности, был предложен общий чат, в который сотрудники издания присылают публикации, выходящие по результатам работы сообщества.

Правильное определение ценностей важно и для того, чтобы сообщество не прекращало работу. Если сообщество было сформировано стихийно для решения каких-то проблем, оно может развалиться после её решения. Так, изначально созданное для решения проблемы с ликвидацией деревьев на центральной улице Краснодара сообщество «Помоги городу» расширило декларируемые ценности.

«На проблемах формируются “быстрые” сообщества. Когда проблема решается, сообщество разваливается. Если же людей в сообществе объединяют общие ценности, то люди готовы работать над этим системно, — говорит Елена Шувалова. — Наши основные ценности – создание зелёного и здорового города, приятного для жизни, с честными и доброжелательными жителями, соблюдающими законы, которые создают условия для развития города и принимают участие в проектах, которые делают город более здоровым и зелёным. Мы участвуем в разработке генплана, проекта землепользования и застройки, разработке социально-экономической стратегии города, часть участников входят в общественный совет при мэре и при губернаторе Краснодарского края, что позволяет сообществу влиять на городскую политику и отстаивать право жителей на комфортную и здоровую среду».

Диалог с властью действительно важен для сообществ, подчёркивает Анна Белан. По её словам, чтобы эффективнее выполнять свои задачи, сообщества могут организовываться в НКО.

«Представители НКО могут взаимодействовать с органами власти, действуя в интересах определённой целевой аудитории, и системным образом решать её проблемы. Также это возможность привлечь дополнительное финансирование», — поясняет г-жа Белан.

Однако НКО требует отдельного хозяйства. Преображение сообщества в автономную хозяйственную структуру происходит не всегда, однако сообщества действительно являются одним из главных «поставщиков» новых некоммерческих организаций. С такими организациями в регионе уже работает «Атлас НКО» — ресурсный центр, который помогает некоммерческим организациям эффективнее использовать существующие механизмы господдержки, привлекать грантовое финансирование, решать вопросы стабильного функционирования.

Партнёр проекта «Сообщества юга России» — Центр инноваций социальной сферы «Атлас НКО». 

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1