103 107 14

«Способствовать самовыражению человека»: мэр Ростова презентовал проект города будущего

8776
7 минут

Администрация Ростова-на-Дону представила стратегическую программу развития города до 2035 года, которую мэр Алексей Логвиненко отстаивал в рамках образовательной программы «ВЭБ.РФ» и бизнес-школы «Сколково».

«Способствовать самовыражению человека»: мэр Ростова презентовал проект города будущего

Поделиться
Команда ростовской мэрии, в которую входили мэр Алексей Логвиненко, а также заместители мэра и должностные лица, курирующие вопросы градостроительной и архитектурной политики, защитили «стратегическую ставку» (проект) развития города до 2035 года в рамках образовательной программы для городских управленцев, запущенной «ВЭБ.РФ» и Московской школой управления «Сколково», сообщает пресс-служба администрации.
Ростовские управленцы проходили обучение по программе «Сколково» с ноября 2020 года.

В представленном проекте развитие донской столицы планируют проводить по двум направлениям: экономическому и пространственному. Экономическое развитие города подразумевает плотное сотрудничество с ведущими ВУЗами региона для формирования технологического предпринимательства и промышленности нового типа. Власти также планируют стимулировать развитие цифровых технологий. По информации пресс-службы ведущие университеты и институты региона также работают над созданием новых кампусов по европейскому типу.   

Пространственное развитие предусматривает создание комфортной и безопасной городской среды. Инфраструктура должна, по мысли создателей «стратегической ставки», способствовать самовыражению человека.
1.jpg
Поделиться


Из презентации опубликованной мэром в Инстаграме, следует, что в планах властей увеличение валового городского продукта (ВРП) с 505,8 млрд рублей до 1,637 трлн рублей.
2.jpg
Поделиться

Наибольшие надежды в увеличении доли ВРП возлагаются на торговлю, связь и научную деятельность.
Увеличить долю высокотехнологичного производства планируется с 5% до 15%, то есть нарастить объем отрасли с 29 до 246 млрд рублей.
4.jpg
Поделиться

3.jpg
Поделиться

Помочь в этом должно развитие производства нетканых материалов, радиочастотных микроэлектромеханических систем, проектов «ядерной медицины». Партнерами в этом направлении выступят крупные исследовательские центры региона – ЮФУ, НОЦ «Материалы» ДГТУ, Южный IT-парк, Фаблаб.
5.jpg
Поделиться

Существующая инфраструктура поддержки наукоемких технологий включает городские программы и программы Фонда содействия инновациям.

6.jpg
Поделиться

В рамках пространственного развития планируется развитие транспортной системы, проекты реновации и ревитализации бывших промышленных зон, таких как Табачная фабрика, Мукомольный завод № 2, Кондитерская фабрика, Ростовский вино-водочный завод, а также промышленная зона «Ковш». Промышленные зоны планируется заменять современными новыми жилыми микрорайонами с единой архитектурной концепцией, современной инфраструктурой и территориями для отдыха.
7.jpg
Поделиться


Проект развития также предусматривает строительство крупных дорожных магистралей, которые позволят наладить логистику в городе, в их числе – Ростовское транспортное кольцо протяженностью 130 км.
8.jpg
Поделиться

В презентации также поднимается тема застройки старого аэропорта. На территории площадью 350 га планируется создать 3,5 млн кв метров жилых площадей. Также новой «точкой роста» названа зона на Левом берегу Дона. Здесь планируется сформировать спортивно-рекреационный кластер, жилую и социальную инфраструктуру.

9.jpg
Поделиться


Также в рамках совместного проекта с «ВЭБ.РФ» планируется реконструкция и строительство линий рельсового транспорта.

10.jpg
Поделиться
11.jpg
Поделиться
12.jpg
Поделиться


Всего ростовская команда предложила 18 проектов. Ранее совместная работа с «ВЭБ.РФ» уже проводилась на территории Ростовской области. Участок трассы М-4 «Дон» на отрезке от Ростова до Краснодара реконструировался с поддержкой данной структуры. На осуществление проекта «ВЭБ.РФ» выделил 2 млрд рублей.

13.jpg
Поделиться
Из презентации, продемонстрированной сити-менеджером, следует, что комплексное  развития подразумевает трехэтапную реализацию. На первой ступени в 2020-2024 годах инвестиции составят 86 млрд рублей. На втором этапе в 2025-2029 годах на развитие города будет потрачено порядка 104 млрд рублей. На заключительной стадии развитие города потребует 146 млрд рублей (итого 336 млрд рублей).

Образовательная программа, разработанная «ВЭБ. РФ» и Московской школой управления «Сколково», направлена на повышение эффективности управленческих структур городов РФ. Планируется, что обучение пройдут 500 управленцев из 100 крупнейших городов России.

«Цифровая экономика опирается не на денежный капитал, а на человеческий, считает член Ассоциации консультантов по экономике, эксперт по маркетингу территорий Елена Ищенко. — Вопрос: сможет ли Ростов использовать свой человеческий капитал?»

По ее словам, модернизация — это в значительной степени изменение ценностей и поведенческих установок людей.

«Прошедший год обучил нас цифровизации, причем, самым жестким образом. Инновации ведь всегда проходят под принуждением, их никто не любит. Для бизнеса инновации – это угроза потери части капитала, смены еще не отслужившего оборудования. Для общества инновации – угроза нестабильности. А для потребителя – смена привычных шаблонов поведения на новые, что требует усилий для адаптации. У администрации города, судя по всему, есть план восстановления и развития экономики города, и это качественный документ с постановками серьезных задач и по цифровизации, и по ключевой роли вузов, и по запуску «строительного» мультипликатора. Но этого недостаточно. Проблема доверия — вот центральный вопрос, ключевой вызов. Для того чтобы люди доверяли друг другу, важно, чтобы кто-то гарантировал, что обмана не будет, что обязательства будут выполнены», — говорит Елена Ищенко.

«Презентация Логвиненко в школе Сколково — это всего лишь заявление о намерениях, — говорит координатор сообщества «Урбанистика» Артемий Зайцев. — Картинки взяты из различных проектов, которые нарисовали застройщики. Относиться к этому серьезно нельзя. Когда Логвиненко сменит другой чиновник, начнется тоже самое.

По словам Зайцева, ростовских урбанистов особенно беспокоит сокращение зеленых зон в городе, которых «и так не хватает по нормативам». Застройщики не скрывают, что мечтают застроить все рощи и парки, чтоб дороже продать «эко-жилье». «Мы не видим, чтобы кто-нибудь высаживал леса и парки. В частности, нас беспокоит очередная вырубка рощ на Левом берегу, — говорит Зайцев. —
Строительство на затапливаемых территориях, осудили многие архитекторы, мы предполагаем, что строительство это банальное продолжение застройки зеленых территорий. У нас нет ответственного человека, который бы составлял градостроительные документы и требовал их исполнения».

В 2018 году был принят новый генеральный план, но на сегодня огромное количество территорий предназначенных для создания рабочих мест уже отдано под жилую застройку, говорит Зайцев. 

«Застройщики просто приносят в администрацию свои проекты, и администрация их утверждает без учета мнения архитекторов. Так потихоньку, шаг за шагом, мы уходим от генерального плана без всякой логики», — говорит Зайцев.

«Заявлена задача сделать экономику «умной», при этом цифровизация (цифровые сервисы) городской среды и системы управления, должны появиться только на третьем этапе в 2030 году. Как это понимать?», — недоумевает исполнительный директор «РНДСОФТ» Роман Забродин.

Чтобы развивать городскую среду и инфраструктуру нужна современная и эффективная система управления городом и муниципальными служащими. Текущей системе управления необходима настоящая модернизация, считает Забродин.

«Касаясь городских сервисов, в Ростове-на-Дону еще в 2014 году до принятия МинЖКХ стандарта «Умного города» был запущен ряд цифровых сервисов «Активный ростовчанин», «Благоустройство города», «Паспорт застроек города» и другие. Они позиционировались как инструменты управления инфраструктурой города. И в первые годы так и было. Инициативы оперативно рассматривались, сообщения граждан по городским проблемам отрабатывались в течение 10 дней. И это в 2014 году! Администрация города имела полную статистику участия граждан и работы муниципальных служащих по обработке сообщений граждан.

Но что мы видим сейчас? Контроль потерян, на каком этапе множество не отработанных инициатив в сервисе, не понятно. Сообщения в сервисе «Благоустройство города» обрабатываются некачественно. Статистика и накопленные за годы данные не используются в управленческих решениях.

Палочкой выручалочкой стал запуск федеральной «Платформы обратной связи»(ПОС) частично дублирующей функционал сервиса «Благоустройство города». При этом муниципалитет стал чистым исполнителем, он не видит всю статистику, он не может влиять и развивать платформу.

В презентации упоминается модель частно-государственного партнерства. Так еще до внедрения ПОС разработчиками существующих городских сервисов предлагалось бесплатно модернизировать их. На это никто не откликнулся. На текущий момент технологии в их основе устарели, из-за этого, например, перестали работать мобильные приложения. Были попытки реанимировать тему, но они растворились в административной рутине.

В процессе модернизации новые бизнес процессы должны оцифровываться, т.е. чтобы достигать поставленных целей, цифровая трансформация должна идти рука об руку с трансформацией системы управления.

Поэтому в целом структура и реализация заявленной программы вызывает пока больше вопросов. И важно помнить: федеральные институты, предоставляющие доступ к своим платформам, никогда не работают безвозмездно. Городу такие дары могут обойтись в разы дороже, а будут они не всегда эффективнее. В целом нужны эффективные цифровые каналы взаимодействия», — говорит Роман Забродин.


0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1