В представленном проекте развитие донской столицы планируют проводить по двум направлениям: экономическому и пространственному. Экономическое развитие города подразумевает плотное сотрудничество с ведущими ВУЗами региона для формирования технологического предпринимательства и промышленности нового типа. Власти также планируют стимулировать развитие цифровых технологий. По информации пресс-службы ведущие университеты и институты региона также работают над созданием новых кампусов по европейскому типу.
Пространственное развитие предусматривает создание комфортной и безопасной городской среды. Инфраструктура должна, по мысли создателей «стратегической ставки», способствовать самовыражению человека.
Проект развития также предусматривает строительство крупных дорожных магистралей, которые позволят наладить логистику в городе, в их числе – Ростовское транспортное кольцо протяженностью 130 км.
Всего ростовская команда предложила 18 проектов. Ранее совместная работа с «ВЭБ.РФ» уже проводилась на территории Ростовской области. Участок трассы М-4 «Дон» на отрезке от Ростова до Краснодара реконструировался с поддержкой данной структуры. На осуществление проекта «ВЭБ.РФ» выделил 2 млрд рублей.
Образовательная программа, разработанная «ВЭБ. РФ» и Московской школой управления «Сколково», направлена на повышение эффективности управленческих структур городов РФ. Планируется, что обучение пройдут 500 управленцев из 100 крупнейших городов России.
«Цифровая экономика опирается не на денежный капитал, а на человеческий, считает член Ассоциации консультантов по экономике, эксперт по маркетингу территорий Елена Ищенко. — Вопрос: сможет ли Ростов использовать свой человеческий капитал?»
По ее словам, модернизация — это в значительной степени изменение ценностей и поведенческих установок людей.
«Прошедший год обучил нас цифровизации, причем, самым жестким образом. Инновации ведь всегда проходят под принуждением, их никто не любит. Для бизнеса инновации – это угроза потери части капитала, смены еще не отслужившего оборудования. Для общества инновации – угроза нестабильности. А для потребителя – смена привычных шаблонов поведения на новые, что требует усилий для адаптации. У администрации города, судя по всему, есть план восстановления и развития экономики города, и это качественный документ с постановками серьезных задач и по цифровизации, и по ключевой роли вузов, и по запуску «строительного» мультипликатора. Но этого недостаточно. Проблема доверия — вот центральный вопрос, ключевой вызов. Для того чтобы люди доверяли друг другу, важно, чтобы кто-то гарантировал, что обмана не будет, что обязательства будут выполнены», — говорит Елена Ищенко.
«Презентация Логвиненко в школе Сколково — это всего лишь заявление о намерениях, — говорит координатор сообщества «Урбанистика» Артемий Зайцев. — Картинки взяты из различных проектов, которые нарисовали застройщики. Относиться к этому серьезно нельзя. Когда Логвиненко сменит другой чиновник, начнется тоже самое.«Заявлена задача сделать экономику «умной», при этом цифровизация (цифровые сервисы) городской среды и системы управления, должны появиться только на третьем этапе в 2030 году. Как это понимать?», — недоумевает исполнительный директор «РНДСОФТ» Роман Забродин.
Чтобы развивать городскую среду и инфраструктуру нужна современная и эффективная система управления городом и муниципальными служащими. Текущей системе управления необходима настоящая модернизация, считает Забродин.
«Касаясь городских сервисов, в Ростове-на-Дону еще в 2014 году до принятия МинЖКХ стандарта «Умного города» был запущен ряд цифровых сервисов «Активный ростовчанин», «Благоустройство города», «Паспорт застроек города» и другие. Они позиционировались как инструменты управления инфраструктурой города. И в первые годы так и было. Инициативы оперативно рассматривались, сообщения граждан по городским проблемам отрабатывались в течение 10 дней. И это в 2014 году! Администрация города имела полную статистику участия граждан и работы муниципальных служащих по обработке сообщений граждан.
Но что мы видим сейчас? Контроль потерян, на каком этапе множество не отработанных инициатив в сервисе, не понятно. Сообщения в сервисе «Благоустройство города» обрабатываются некачественно. Статистика и накопленные за годы данные не используются в управленческих решениях.
Палочкой выручалочкой стал запуск федеральной «Платформы обратной связи»(ПОС) частично дублирующей функционал сервиса «Благоустройство города». При этом муниципалитет стал чистым исполнителем, он не видит всю статистику, он не может влиять и развивать платформу.
В презентации упоминается модель частно-государственного партнерства. Так еще до внедрения ПОС разработчиками существующих городских сервисов предлагалось бесплатно модернизировать их. На это никто не откликнулся. На текущий момент технологии в их основе устарели, из-за этого, например, перестали работать мобильные приложения. Были попытки реанимировать тему, но они растворились в административной рутине.
В процессе модернизации новые бизнес процессы должны оцифровываться, т.е. чтобы достигать поставленных целей, цифровая трансформация должна идти рука об руку с трансформацией системы управления.
Поэтому в целом структура и реализация заявленной программы вызывает пока больше вопросов. И важно помнить: федеральные институты, предоставляющие доступ к своим платформам, никогда не работают безвозмездно. Городу такие дары могут обойтись в разы дороже, а будут они не всегда эффективнее. В целом нужны эффективные цифровые каналы взаимодействия», — говорит Роман Забродин.