В конце января в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях прокатились акции протеста перевзочиков грузового автотранспорта, которые выразили недовольство сложившейся на рынке ситуации. Главные проблемы — коррупция, низкие тарифы на транспортировку зерна, недобросовестная конкуренция среди перевозчиков. По оценкам президента ассоциации «Грузавтотранс» Владимира Матягина, в забастовках участвовало несколько тысяч водителей грузовиков, что составляет около 70% всех перевозчиков зерна. Во время акции, по мнению местных активистов «Грузавтотранса», только в Ростовской области была приостановлена отгрузка около 90 тысяч тонн зерна. Примерно такую же картину наблюдали и в других крупных регионах юга. По данным «Грузавтотранса», всего на время акции остановилась отгрузка почти 30% от месячного объема экспортируемого зерна, и это грозило сорвать часть поставок. По данным аналитического центра «Совэкон», в январе 2019 года общие объёмы зернового экспорта составили 2,3 млн тонн.
«Сейчас острой фазы нет, большинство перевозчиков работает, — комментирует Владимир Матягин. — Главная задача акции — обратить внимание федеральной власти на существующие в нашей сфере проблемы: поставки с перегрузом, недобросовестной конкуренции на рынке, низкие тарифы, которые не менялись уже восемь лет, финансовую и экономическую неграмотность многих индивидуальных предпринимателей, которые работают сами на себя в грузоперевозках. В Минсельхозе, Минтрансе, ФАС и Администрации Президента внимание на кризис в сфере перевозок обратили. Сейчас идётпоиск путей решения проблем».
Сразу несколько крупных зернотрейдеров сообщили «Эксперту ЮГ», что на данный момент угрозы срыва поставок не существует. «Сложности существуют всегда. Это и плохие погодные условия, и сложившиеся на рынке высокие цены на зерно. Однако это вполне рабочая ситуация, катастрофы нет», — отмечают в офисе ТД «Риф» (один из крупнейших в РФ экспортёров сельхозпродукции). По мнению представителей компании, волнение автоперевозчиков также сильно не повлияло на работу, «это было в большей степени искусственное раздувание конфликта». «Акция перевозчиков нам абсолютно не помешала, поскольку мы возим зерно своим транспортом», — говорят в ГК «Астон».
По словам директора центра «Совэкон» Андрея Сизова, сейчас на рынке происходит сокращение темпов поставок зерна на экспорт. Так, если в декабре 2018 года за рубеж было отравлено 3,7 млн тонн российской пшеницы, то в январе 2019-го это на 1,4 млн тонн меньше. «Это связано не с забастовкой перевозчиков, а со снижением конкурентоспособности российской пшеницы на внешнем рынке (из-за высокой стоимости нашего зерна) и, во вторую очередь, с плохими погодными условиями. В частности, штормами на Черном море (которые мешали своевременной отгрузке и отправке судов)», — считает Сизов. По его оценкам, за семь месяцев текущего сезона за рубеж было отправлено 26,9 миллиона тонн пшеницы. Всего же, по прогнозам центра «Совэкон», общий объем российского экспорта пшеницы за весь сезон составит 35,6 миллиона тонн. Таким образом, оставшиеся 8,7 млн тонн это — выполнимая задача даже в текущих непростых условиях, уверен эксперт.
Гендиректор ООО «Прозерно» Владимир Петриченко считает, что в целом для рынка акция автопреревозчиков прошла незамеченной. Снижение экспорта в январе и феврале 2019 года Петриченко оценивает, как естественное и закономерное, поскольку «в первой половине текущего сезона на зарубежные рынки была отправлена большая часть от запланированного на этот сезон объёма». «Темпы были значительно выше, чем в 2017 году, вот и результат», — резюмирует эксперт.