94 101 13

Стартап: зачем корове электрический ошейник

2298
7 минут

Одним из победителей Startup Tour 2016, прошедшем в Ростове-на-Дону стал Дмитрий Голубчиков с проектом «Пастух 2.0», разрабатываемым ООО «Системы Индиго». Это ошейник для крупного рогатого скота, имеющий широкий функционал: отслеживать местоположение животного, его самочувствие и служить электрической изгородью, посылая звуковой предупредительный сигнал и небольшой удар тока животному, подошедшему к границе разрешённой зоны.

Стартап: зачем корове электрический ошейник

Поделиться

Разработчик ошейника Дмитрий Голубчиков рассказал, как ошейник модернизирует работу пастуха, поможет бороться с вытаптыванием чужих полей и воровством и эффективно наращивать стадо.

Ошейник от вытаптывания

Что привело к созданию проекта? Насколько критичны те проблемы животноводства, которые решает ваше устройство?

— Проект создавался так: мы собрались с коллегами, пили кофе, и человек, вовлечённый в животноводство, сказал: «Я видел у одного австралийца, как используют ток, чтобы коровы не выходили за границы пастбища. Сможете сделать что-то подобное?» Мы произвели расчёты и поняли, что можем. Для эксперимента он предоставил нам свое небольшое стадо, на тысячу голов. С нас технические возможности, у него — его актуальные потребности. Так и появилось решение создать комплексное устройство, которое поможет решить многие сельскохозяйственные проблемы.

— Ваше устройство — единственное в своём роде? Есть ли конкуренция, включая конкуренцию на международном рынке?

— В России это первая подобная коммерческая разработка. Электричество для выпаса используется довольно давно, но на данный момент используют стандартные электроизгороди. Мы подумали: «А почему бы не повесить “забор” непосредственно на корову?» Нынешние технологии это позволяют. На зарубежном рынке есть отдельные спонсируемые государством разработки, но коммерческого продукта сегодня нет. Разумеется, зарубежных учёных в первую очередь волнует вопрос гуманности этого метода. Тем не менее, они доказали, что можно применять подобные технологии, как электричество, так и звуковые сигналы. Есть научное доказательство как эффективности, так и безопасности таких методов.

— Отличаются ли проблемы животноводов от региона к региону?

— В каких-то регионах скотоводы пытаются избежать вытаптывания соседних полей и посевов, потому что из-за этого они платят компенсации своим коллегам. У кого-то главная проблема — воровство, и лучше, пока корову не увели, иметь возможность её перехватить.

В нашем регионе, по словам тех, с кем мы общались, не так много хороших пастбищ, но вокруг пастбищ очень много сельхозугодий, где растут посевы. Зачастую участки земли имеют сложную форму из-за ландшафтных особенностей, и иногда физически невозможно поставить ограждения. В связи с этим на проблемных участках необходимо держать двоих-троих пастухов. Это накладно.

Модульный пастух

— Каков был ваш стартовый капитал?

— Компания «Системы Индиго» с 2010 года занимается инновациями, и этот проект стал опытным стартапом в рамках компании. Это были исключительно внутренние ресурсы компании, поэтому трудно сказать про инвестиционный капитал. Сложно сказать на этапе работы над разработкой, выделится ли она в отдельный бизнес.

— Единичный экземпляр вашего устройства стоит от 4 до 9 тысяч рублей. Как вы оцениваете платёжеспособность ваших потенциальных клиентов?

— Мы уверены, что потенциальные клиенты смогут позволить себе наше устройство. Эти цифры выходят из потребностей скотоводов. Изначальная цена, из которой мы исходили — 100 долларов. 100 долларов — приемлемая цена для того, чтобы мониторить состояние коровы, управлять коровой, не терять её в стаде. Стоимость хорошей племенной коровы составляет порядка 70–80 тысяч рублей, что несравнимо дороже нашей разработки. Кроме того, данное устройство многоразовое: те, кто выращивает коров для мясной промышленности, понимают, что устройство пройдет через множество особей. Мы проводили большой анализ рынка по нескольким хозяйствам. Цена приемлема, вопрос в том, что далеко не весь функционал важен отдельным хозяйствам: кто-то не хочет использовать электрошок — им достаточно просто получать информацию о коровах, кто-то — наоборот. В разных регионах свои проблемы. Устройство специально сделано модульным, чтобы давать людям тот функционал, за который они готовы заплатить.

— Сможет ли себестоимость быть снижена при условиях массового производства? Если да, то в какой перспективе это может быть сделано?

— Я думаю, может. Однако, если снижается цена для оптовых покупателей, это должно компенсироваться наценкой в розничной торговле. Кроме того, мы можем найти технологический метод снижения стоимости, либо, как я уже говорил, использовать его модульность. Вопрос не в снижении цены. Устройство должно стоить столько, на сколько денег мы решаем проблему заказчика в перспективе. Если на соседних полях у скотовода растёт золотая кукуруза, то за каждое вытаптывание возьмут как минимум 10 тысяч. Если же человеку важно будет знать состояние коровы, и это поможет ему сэкономить в будущем, то он получит необходимые ему данные за деньги, которые он готов платить за устройство.

— Есть ли те, кто уже готов покупать вашу разработку? Сколько уже достигнуто договорённостей?

— Предзаказов с предоплатой нет, однако заинтересованность мы видим. Есть несколько договорённостей о том, что мы можем приехать и тестировать устройство на стаде. К сожалению, это не всегда близко и удобно, нужно снаряжать командировку. Скотоводам интересно посмотреть на устройство, ведь не у всех в голове укладывается его принцип работы, и мы идём навстречу. Наше устройство ещё не готово на 100 процентов, есть много вещей, которые можно выявить только экспериментальным и опытным путём. Например, сила удара может быть разной. На это влияют погодные условия, и в дождь нужно бить слабее, чем в хорошую погоду. Но, несмотря на технические несовершенства, у нас хороший проект, хорошие опытные образцы, проведен ряд тестирований, и сейчас начинается самый важный этап — полевые исследования.

Ошейник от волков

— Повлечёт ли внедрение вашей разработки потерю рабочих мест в селе?

— Не думаю. С одной стороны, один из наших заказчиков из Липецкой области вообще не использует русскую рабочую силу, а только профессиональных погонщиков скота из Европы. Соответственно, с точки зрения рабочих мест больших изменений не произойдет. С другой стороны, когда мы сокращаем низкоквалифицированные рабочие места, мы компенсируем их местами с более высокой квалификацией: должен же быть работник, который за всем этим присматривает, заменяет при необходимости ошейники, решает проблемы. Производителям в такой ситуации приходится либо обучать своих собственных людей, либо отдавать часть работы на аутсорсинг другим организациям. Рабочие места в любом случае создаются, и у нас, и на местах. По крайней мере, восполняются.

— Ваше устройство помогает отследить местоположение животного, его самочувствие, управлять им до некоторой степени. Но это — решения тактического характера. А какие стратегические проблемы скотоводческих хозяйств может решить ваше устройство?

— Как я уже говорил, к этому относится вытаптывание и воровство. Однако есть проблемы, которые один прототип ещё не решает, но серийное производство решило бы. Например, своевременная случка скота. Если скотовод вовремя получает информацию о том, что корова готова к воспроизводству, то не надо ни ждать, ни осматривать каждую корову, ни приглашать ветеринара. Когда эти данные получены, можно эффективно наращивать объём стада. Другая проблема, которая встает перед скотоводами — волки. Пастух может заметить и отогнать, а может и пострадать, особенно если нападает стая волков. Если мы идентифицируем возбужденное состояние у одной коровы, то это не страшно, но если у массы коров — значит, что-то случилось. Если пастух успел вовремя отреагировать, потери будут минимальны, но если нет, то стадо может очень сильно пострадать. Таким образом, устройство хранит в безопасности не только соседние посевы, но и стадо. У устройства есть базовые функции, а есть и дополнительные, которые мы сейчас развиваем и которые надо отрабатывать в коллективном взаимодействии, на стаде.

— При подходе к опасной зоне в ошейнике животное будет получать звуковое предупреждение и удар током. Может ли подобная практика повлиять на качество мяса и молока?

— Пока что мы начинали работать только с мясными коровами. Однако и для мясных, и для молочных коров на сегодняшний день используются стандартные электрические изгороди. Наше устройство бьет током с идентичной силой. Принцип работы одинаков, за исключением того, что у каждой коровы своя «изгородь». Кроме того, зарубежные исследователи доказали, что это не влияет на качество мяса. На качество молока тоже не влияет, но влияние на его количество во время дойки еще не изучено. В конце концов, на надой влияет столько параметров, что если это корова свободного выпаса, то учесть их все практически невозможно. Поэтому мы не беремся гарантировать, что устройство не повлияет на количество молока у коровы — мы заранее честны с заказчиками. Но технология подтверждена, дальше надо проводить собственные испытания, выходить в поля. Сейчас ищем для этого партнёров.

— Планируете ли вы выходить на международный рынок?

- Возможно. Однако это отдельная практика и свои сложности: мы не работали с международным рынком раньше. Думаю, мы будем заниматься этим вопросом после того, как устройство распространится внутри страны. Кроме того, мы планируем участвовать в различных выставках. Зная зарубежный опыт, могу сказать, что если подобные технологии применяют в какой-либо стране, это действительно дает эффект и пользу. А благодаря высокому курсу доллара мы будем очень конкурентоспособными на внешних рынках.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1