31 марта Тверской суд Москвы арестовал владельца группы «Сумма» Зиявудина Магомедова, его брата Магомеда Магомедова и экс-главу компании «Интэкс» (входит в «Сумму») Артура Максидова. Следствие обвиняет фигурантов дела в растрате государственных средств при подготовке площадки под строительство к ЧМ-2018 стадиона в Калининграде. Структура «Суммы» — «Глобалэнергосервис» занималась подготовкой площадки к строительству, работы были признаны некачественными. Другой эпизод, который раскрывает следствие, связан со сделкой «Объединенной зерновой компанией» (входит в «Сумму») и украинской компанией New Bay, прекратившей оплаченные заранее поставки в Россию. В сделке были задействованы госсредства. Всего в деле семь эпизодов по разным структурам группы. Общая сумма хищения, называемая следствием, — 2,5 млрд рублей. А самая тяжелая статья — организация преступного сообщества появилась, по данным «Коммерсанта», по показаниям двоих бывших управленцев фирм, входящих в группу, которые заявили о том, что все хищения были совершены в пользу Зиявудина Магомедова. Фигуранты дела свою вину отрицают. Защита назвала обвинения абсурдными и просила выпустить предпринимателей под залог в 2,5 млрд рублей. Но суд удовлетворил ходатайство прокуратуры и отправил фигурантов дела в СИЗО. Им инкриминируют деяния, предусмотренные ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества), ст. 159 (Мошенничество) и ст. 160 (присвоение или растрата чужого имущества).
По словам общественного уполномоченного по защите прав предпринимателей, содержащихся под стражей, Александра Хуруджи, аппарат бизнес-омбудсмена пока не получал заявок от братьев Магомедовых, но г-н Хуруджи рассматривал уголовное дело, связанное с подготовкой площадки для строительства арены в Калининграде. Тогда аппарат делал заключение в отношении замгендиректора компании «Глобалэлектросервис» Хачима Эристова, арестованного летом 2017 году по делу о хищении 752 млн рублей в ходе строительства стадиона в Калининграде. «Дело носило гражданско-правовой характер, а не уголовный, мы давали заключение по этому поводу. Что касается, других эпизодов, не могу их комментировать без изучения всех документов уголовного дела», — прокомментировал г-н Хуруджи.
Источник, знакомый с ситуацией, сообщил «Эксперту Юг», что сумма хищений будет расти многократно. Следствие будет разбираться, каким образом «Сумма» получила госконтракты, и был ли задействован административный ресурс. Например, личное знакомство с Аркадием Дворковичем, вице-премьером, с которым г-н Магомедов учился в МГУ.
У ГК «Сумма» есть активы в портовой логистике, инжиниринге, строительстве, телекоме и нефтегазовом секторе. На юге группа имеет пакеты акций в таких активах, как ПАО «Новороссийский морской порт» (третий по объёму грузооборота порт в Европе), «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» (крупнейший российский терминал по перевалке зерна). Подрядные организации Зиявудина Магомедова («Стройновация» и «Глобалэлектросервис») были связаны с крупными госзаказами, такими как строительство транспортного узла Восточный — Находка в Приморском крае (24 млрд рублей), строительство железнодорожных парков и развитие железнодорожной станции Новороссийск (10,5 млрд рублей), строительство аэродрома в Храброво (3,1 млрд рублей) и другие.
Дагестанский экономистМаир Пашаев говорит, что проблемы «Суммы» возникли не вчера. «Проблемы стали возникать, начиная с 2011-2012 годов в связи с предельно высоким, недопустимым уровнем закредитованности бизнеса. Компания взяла курс на быстрый рост, а быстрый рост опасен. В то же время, в последние годы закончились провалом ряд крупных проектов «Суммы» — терминал в порту Роттердам, курорт Матлас, порт Зарубино. Проблемы были и с эффективностью дочерних компаний в РФ. Некоторые были убыточны, также с партнерами по бизнесу возникали трения (НМТП), были проблемы и с неисполнением ряда господрядов (калининградский стадион и аэропорт). В целом, были допущены серьезные просчеты в стратегии группы. Братья были хорошие дельцы, но плохие управленцы», — считает Пашаев.
В самом Дагестане уголовное дело против Магомедова вызвало удивление и недоумение. В республике нет бизнес-активов предпринимателя. Впрочем, ранее в интервью Forbes он говорил, что инвестировал в республику «сотни миллионов долларов» в развитие социальных программ. Строил детские сады, школы, восстанавливал музеи, которые связаны с сохранением культурно-исторического наследия. Кроме того Зиявудин Магомедов строит в Махачкале инновационный центр для поддержки талантливой молодежи «Периметр» – по аналогии с «Сириусом» в Сочи, параллельно развивая программы по роботехнике программированию в школах республики, в том числе в горных селах. По программам его благотворительного фонда «Пери», обучилось более 14 тысяч детей в 2017 году.
«Это неожиданно и вызывает огромное удивление, — комментирует арест предпринимателя директор института экономики Дагестанского научного центра РАН Сергей Дохолян. — Сразу возникает вопрос, будут ли и дальше финансироваться образовательные проекты братьев в республике». По его словам, у Магомедова не было ни образа, ни репутации бандита. Он инвестировал в образовательные проекты, и считается человеком с передовыми взглядами. «Будет очень жаль, потерять такие проекты в регионе», — добавил он.
«Дело выглядит достаточно быстро слепленным, хотя следователи и уверяют, что не первый год идет разработка. Почему тогда эти вещи нельзя было решить в рабочем порядке, чтобы не раздувать дело. Там масса вопросов к информации, озвученной следователем», — говорит обозреватель дагестанской газеты «Новое дело» Андрей Меламедов. — Дагестанцы выражают поддержку братьям Магомедовым. Большинство выражают сожаление, потому что Магомедов осуществляет достаточно интересные, грамотные и продуманные проекты в области образования в Дагестане. Боятся, что теперь они свернутся. Надеемся, что следствие разберется, и это не поставит крест на их бизнесе».