«Донской табак» в Ростове борется с нелегальными сигаретами при помощи «цифры»

6801
6 минут
«Донской табак» в Ростове борется с нелегальными сигаретами при помощи «цифры»

Гендиректор табачной фабрики Валерий Митрофанов.

Собственник «Донского табака», компания JTI, вложила более 5 млн долларов в новую систему маркировки сигарет, выпускаемых на расположенной в Ростове фабрике. Это отчасти позволит защитить продукцию от контрафакта, противодействовать нелегальному рынку. Его обороты стремительно растут, особенно в приграничных регионах РФ, к которым относится и Дон.  

О переходе «Донского табака» на цифровую маркировку сигаретных пачек и блоков сегодня рассказал гендиректор фабрики Валерий Митрофанов на встрече с журналистами. Напомним, Japan Tobacсo International (JTI) летом 2018 года закрыла сделку по покупке «Донского табака» у ростовского предпринимателя Ивана Саввиди. За активы «Донского табака» и входившие в его структуру две фабрики («Переславль-табак» в Ярославской области и Sekap в Греции) один из крупнейших в мире производителей табачных изделий заплатил 1,6 млрд долларов (по данным самой JTI). За минувшие 11 месяцев новый собственник «Донского табака» внедрил принципы бережливого производства (Kaizen), вложил дополнительные средства в оптимизацию портфеля брендов, социальную инфраструктуру и в персонал (зарплата выросла в среднем на 15%), приступил к выполнению инвестиционного плана. Так, более 5 млн долларов (или 325 млн рублей по текущему курсу) JTI вложила в цифровые технологии, позволяющие табачникам бороться с контрабандой и контрафактом.

«Обязательная система цифровой маркировки предусмотрена федеральным законодательством и является важным элементом противодействия распространению нелегальных сигарет, доля которых, например, в Ростове-на-Дону составляет 44% . Это — самый высокий показатель в стране (среди городов-миллионников)», — подчеркнул Митрофанов. Он привел данные исследования агентства TNS Kantar, согласно которым в первом квартале 2019 года доля нелегальной табачной продукции превысила 10,3% и продолжает расти. При этом наиболее высокая доля контрабанды и контрафакта зафиксирована в территориях, граничащих с Белоруссией, Украиной, Казахстаном и с Закавказьем. На Юге к таким приграничным территориям относятся Ростовская область и некоторые республики Северного Кавказа.

Основная мал, сайт.JPG

На всех сигаретных линиях «Донского табака» действует новая система маркировки продукции. 

«Сейчас в Ростове нелегальной является практически каждая вторая пачка (продающихся) сигарет, а каждая пятая пачка является подделкой. Мы уверены, что система цифровой маркировки и отслеживания табачной продукции станет эффективным инструментом противодействия нелегальной продукции и борьбы с криминальным рынком, ущерб от которого (для государственного бюджета) оценивается в 70 миллиардов рублей. Еще десятки миллиардов рублей теряют добросовестные производители и ритейлеры», — отметил менеджер по коммуникациям российского подразделения JTI Дмитрий Сергеев.

Сергеев добавил, что сейчас объем легального табачного рынка в натуральном выражении с 2014 года по первый квартал 2019-го снизился в полтора раза: с 315 млрд штук сигарет до 218 млрд штук. Один из главных факторов такого падения, уверен гендиректор «Донского табака», является рост акциза (в три раза за последние пять лет), что привело к увеличению средних розничных цен на сигареты, которые в четыре раза превысили уровень инфляции. Это дает предпосылки для дальнейшего увеличения рынка нелегальной продукции (незаконного оборота табачных изделий).

Склад, мал, сайт.JPG

Директор по производству фабрики «Донской табак» Сергей Лавриков уверен, что потенциально на складе готовой продукции предприятия может храниться более 2 млрд сигарет. 

«С 2013 года этот рынок вырос в России в десять раз. Основные поставщики нелегальных сигарет — страны ЕврАзЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения и др.), подпольные фабрики внутри России и государства, работающие за пределами ЕврАзЭС. Например, Арабские Эмираты, Сербия и Румыния», — сообщил Митрофанов.

С его слов, новая система маркировки кодами в формате Data Matrix позволяет прослеживать перемещение табачной продукции от производства до кассы в магазине. Система обеспечивает онлайн-контроль за полнотой начисления и уплаты акцизов, блокирует незаконное производство сигарет на территории России, связанное, в том числе, и со «злоупотреблениями со специальными марками, а также предотвращает проникновение контрабанды и контрафакта в легальную розницу».

Топ-менеджер уточнил, что в «Донском табаке» оборудование для маркировки продукции установлено на всех сигаретных линиях, в том числе и высокоскоростных (до 12 тысяч сигарет в минуту). «По действующему законодательству, с 1 июля 2020 года, после переходного периода, который требуется для естественного “вымывания” из каналов продаж легальных немаркированных сигарет, реализация их без маркировки будет запрещена», — уверен гендиректор фабрики.   

Запуск здесь системы цифровой маркировки сигаретных пачек и блоков произошел в рамках инвестпрограммы, о которой руководство Japan Tobacсo International заявило в июне 2019 года, на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2019). Тогда же было зафиксировано, что в течение двух лет JTI намерена инвестировать в развитие «Донского табака» около 12 млн долларов.

Голубев и Мацуко.JPG

На ПМЭФ-2019 глава Дона Василий Голубев и вице-президент JTI Муцуо Иваи (справа) обсудили дальнейшие перспективы сотрудничества.// Фото пресс-службы губернатора Ростовской области.

«Донской табак» один из ведущих российских производителей в своем сегменте. До момента совершения сделки это — крупнейшая в стране частная табачная фабрика, занимающая в левобережной промзоне около 78 тысяч кв. метров. На момент приобретения «Донского табака» JTI была лидером на российском рынке. Покупка ростовской фабрики позволило японской компании увеличить долю на рынке РФ с 35% до 44% (стать абсолютным лидером по объемам производства и продажи сигарет), диверсифицировать собственный продуктовый портфель за счет недорогих брендов ростовской фабрики («21 Век», «Петр I», Kiss, Continent и др.), расширить географию продаж за счет поставок донских марок по всей территории России, а также увеличить экспорт такой продукции в страны Европы, Африки и Ближнего Востока.

По оценкам руководителя Медиа-группы «Русский табак» Максима Королева, начиная с 2012 года объемы производства табачных изделий в России стремительно падали. Сейчас они находятся на уровне 240-250 млрд единиц сигарет против 400 млрд штук, которые были восемь лет назад. «На таком уровне (400 млрд сигарет) объемы производства в стране держались десять лет. А потом началось падение рынка, — уточнил эксперт. — Одна из главных причин — повышение акцизов, которые за минувшие 20 лет в России выросли в 300 раз. Ни в одной другой отрасли нет такого увеличения налоговых сборов, как в табачной. Естественно, рост акцизов привел к подорожанию легальных сигарет для большинства населения страны, что заметно снизило спрос на табачные изделия (добросовестных предприятий). В итоге вырос спрос на более дешевые сигареты, поступающие в страну по нелегальным каналам. В частности, из соседних государств».

Королев полагает, что в ближайшие год-два объемы рынка сохранятся на существующем уровне (240-250 млрд штук) или даже упадут. «Роста однозначно не будет. Конечно, новая система маркировки, которую, в соответствии с законом, обязаны применять любые легально работающие фабрики, будет способствовать обелению рынка. Однако более мелкие предприятия вряд ли смогут позволить себе такие (существенные) затраты. Придется выбирать: уходить с рынка вообще или переходить в серый или даже черный сектор», — резюмирует эксперт.