В феврале на Российском инвестиционном форуме в Сочи губернатор Ростовской области Василий Голубев заключил соглашение о взаимодействии с руководством таганрогской компании «Лемакс». Крупнейший российский производитель бытовых напольных газовых котлов и аппаратов заявил программу развития на 6,5 млрд рублей. Созданная в 1992 году предпринимателем Леонидом Матусевичем компания сменила не одно направление деятельности, в итоге оставив в своём портфеле наиболее выгодное — производство котлов.
Три года назад на «Лемаксе» начался новый этап развития, связанный с уходом с руководящих постов её основателя. Управление компанией он передал своему сыну Максиму, который является и её совладельцем. А год назад на «Лемаксе» открыли новое производство — компания стала производить панельные радиаторы. Уже со следующего года, увеличив мощности этого производства вдвое, «Лемакс» будет претендовать на 25% рынка стальных радиаторов в России. Компания продолжает укреплять позиции и на традиционном для себя рынке бытовых котлов, инвестируя в развитие новой продуктовой линейки. При этом последние пять лет ООО «Лемакс» растёт по-настоящему «газельными» темпами — средний темп прироста с 2014 по 2018 годы составил 34%. О том, на какие рынки нацеливается компания и как она строится с помощью местных кадров и семейственности, рассказал гендиректор и совладелец ЗАО ТПО «Лемакс» Максим Матусевич.
— На инвестфоруме в Сочи компания заявила об инвестициях в 6,5 миллиарда рублей на открытие новых производств. Во что планируется инвестировать?
— В первом полугодии 2020 года «Лемакс» построит на своём заводе в Таганроге вторую очередь производства стальных панельных радиаторов (инвестиции 750 миллионов рублей), что позволит увеличить мощности существующего завода вдвое — до 1,2 миллиона радиаторов в год. Первую очередь завода мы открыли в марте 2018 года.
Ещё мы планируем вложить средства в расширение смежных производств. Более 400 миллионов рублей будет инвестировано в новый цех покраски и цех по раскрою и гибке металла для одного из направлений компании (ООО ПК «Меткор»), оказывающего услуги по всем видам металлообработки и изготовлению заказов сторонних организаций.
Также ранее мы приобрели соседний земельный участок площадью около 5 гектаров. На нём в перспективе планируется строительство современного складского комплекса площадью 20 тысяч квадратных метров и стоимостью более 800 миллионов рублей. Нынешний склад загружен полностью, так что уже не справляется с возросшим объёмом производства.
— На что пойдут оставшиеся средства?
— Основной объём инвестиций «Лемакса», 4,7 миллиарда рублей, мы направим на строительство нового завода по выпуску инновационного энергоэффективного отопительного оборудования и его компонентов. Этот проект «Лемакс» намерен реализовать совместно с итальянскими партнёрами.
Сейчас у компании два основных направления — производство стальных панельных радиаторов и производство отопительного и водогрейного оборудования. Мы планируем развивать оба эти производства по европейским стандартам и поставлять продукцию в страны Евросоюза. С ближним зарубежьем, Казахстаном, Белоруссией, Киргизией и Узбекистаном, мы работаем уже давно. На рынке бытового газового оборудования «Лемакс» занимает 30 процентов сегмента. По радиаторам планируем в перспективе занять 25процентов рынка (в категории «стальные панельные радиаторы»).
— На сайте компании «Лемакс» говорится, что она работает с 1992 года. В чём состоял изначальный замысел бизнеса?
— Компания основана Леонидом Матусевичем, который в первую очередь сформулировал принципы, по которым будет развиваться компания в дальнейшем. Это создание реальной экономики в регионе, социальная ответственность бизнеса и постоянное движение вперёд.
Первыми направлениями развития молодой организации были оптово-розничная торговля и ремонтно-строительная деятельность. В дальнейшем «Лемакс» пробовал себя в разных направлениях: от поставки металлопроката на российские заводы-производители и продажи грибов до выпуска керамического кирпича. К 2003 году менеджмент «Лемакса», проанализировав ситуацию на рынке и оценив свои возможности, пришёл к однозначному выводу: наступило время создать своё производство. Так появился завод по производству бытового газового оборудования. И сегодня мы лидеры в этом сегменте российского рынка.
— Как пришли к идее построить производство радиаторов?
— Это вопрос диверсификации бизнеса. Просто обратили внимание на смежное направление. Наши котлы греют воду, которая поступает в батареи. Всё логично. Мы проанализировали рынок стальных панельных радиаторов, и анализ показал, что доля российских производителей очень мала. Сегодня политика государства направлена на снижение зависимости российской экономики от ввозимых в страну товаров, а значит, направление в рамках импортозамещения очень перспективно.
Мы открыли новое производство в марте прошлого года и уже в июле вышли на плановую мощность. Это даже меньше, чем за полгода. Когда мы начинали, соотношение алюминиевых и стальных радиаторов на рынке было 85 к 15 процентам в пользу алюминиевых. Сейчас это соотношение составляет 74 процента к 26. То есть рынок не растёт, но происходит постепенное замещение алюминиевых радиаторов стальными.
— Какие ещё у вас были идеи относительно производства?
— Была также идея выпускать автоматику, которая сейчас используется в производимом нами оборудовании, а также горелочные устройства, но всё-таки это пока не наш профиль.
— В чём заключены конкурентные преимущества вашей компании сегодня?
— Мы производим дешевле, чем многие производители в России и в мире. Например, некоторые европейские производители радиаторов перенесли свои производства в Турцию, но издержки производства там выше, чем в России. Мы делаем нашу продукцию из российского металла с российскими затратами на производство, а это всё себестоимость. С Китаем мы не конкурируем, так как они в основном производят радиаторы из алюминия и биметалла. Всё наше производство сегодня размещается на 15 гектарах, и мы стараемся компактно, по-европейски, строить всю логистику производства. Посмотрите на карту нашего завода (разворачивает снимок с воздуха. — «Эксперт ЮГ») Вот подстанции мощностью четыре мегаватта. Вот цех с покрасочной линией, вот цех со сварочной линией. Нам нужно в него поставить ещё одну сварочную линию и расширить прессовый участок. Планируем построить газопоршневую станцию.
— Правильно ли я понимаю, что ваш бизнес тесно связан со строительной активностью?
— Да, действительно, наш бизнес связан со строительством, но большая часть оборудования, которое мы производим, поставляется на замену устаревшего оборудования.
Безусловно, падение доходов сказывается на покупательской способности. Это товар не первой необходимости, но есть отложенный спрос.
— А в России кто ваши конкуренты?
— Наши конкуренты — это европейские и турецкие производители.
— Какие цели ставите перед собой и компанией в перспективе 5-10 лет?
— Стать компанией международного уровня, присутствующей на всех основных рынках. Без международных рынков и опыта мы мало чего сможем достичь. Соревноваться и сравнивать себя надо с лучшими. Мы должны производить продукцию, аналогичную европейской. На сегодняшний день мы ведём переговоры о поставках с Германией, Бельгией и Венгрией. Наша цель: довести экспорт до 50 процентов.
— Как в компании налажен сбыт продукции?
— Сбыт идёт через существующую дилерскую сеть «Лемакс», насчитывающую в настоящее время более четырёх тысяч торговых точек. Дилеры подсказывают нам, какие изменения в продукцию внести, какую модель выпустить, и мы прислушиваемся к их мнению.
— Как относитесь к различным мерам господдержки? Например, к инициативе Минэкономразвития России по отбору национальных компаний-чемпионов, которые в перспективе могли бы стать транснациональными?
— Конечно, такие идеи есть. Мы бы с удовольствием воспользовались такой поддержкой. Только пока мы маловаты для того, чтобы называться транснациональной компанией.
Выручка по итогам 2018 года у нас около 2,7 миллиарда рублей, и просматривается положительная динамика. Вот как выйдем по выручке за 100 миллионов долларов, тогда о чём-то можно будет разговаривать. Конечно, примеры отечественных компаний, которые нас вдохновляют, есть. Например, ставропольский «Монокристалл», ставший компанией с мировым именем.
— А какого рода поддержка вам была бы нужна?
— Весьма эффективной формой поддержки являлось субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам, но и от других форм поддержки мы никогда не отказываемся.
— А что касается доступности финансов?
— Это, безусловно, проблема. Для инвестиций необходимы денежные средства сроком до 10 лет и по ставке не выше 5 процентов.
— Кстати, откуда берёте кадры, как их выращиваете?
— У нас развит внутренний корпоративный рост. Вот, например, директор завода Анатолий Волхов, который в свое время и построил этот завод, пришёл к нам обычным коммерсантом. Главный инженер Артём Добрынин также пришёл к нам обычным строителем. А вот Евгения Козлова, начальник производства котлов, директор по персоналу, являющаяся председателем наблюдательного совета, начинала в нашей компании секретарём. То есть мы берём человека и обучаем его, предоставляем свободу действий. Наши кадры, наши люди — наше главное достижение.
— Как вы прошли кризис 2014-2015 годов?
— Это не кризис, это изменение внешних факторов. Мы быстро адаптировались к изменившимся условиям. Одной из главных проблем была расслабленность и нежелание каждый день становиться эффективнее и работать над собой.
— Какие же методы повышения эффективности вы тогда опробовали?
— Самый выгодный способ — создать условия, в которых людям будет интересно работать, плюс мотивация. У нас можно прийти работать грузчиком, а стать директором по производству. Любое производство — это динамичный и постоянный процесс развития. Поэтому и улучшения должны происходить постоянно. Вот сейчас мы рассматриваем, какое оборудование сегодня эффективнее или какие решения необходимо внедрять.
— Этим занимается какой-то специальный отдел или вы лично?
— Это вообще функциональная обязанность каждого сотрудника — искать постоянные улучшения. За историю нашего существования чего у нас только не было: создавали разные коллективные творческие советы, платили за новаторские решения отдельным сотрудникам, — в общем, это всегда был живой процесс.
— В чём, на ваш взгляд, ваша компания сегодня отличается от кон-
курентов?
— Мы «семейная» компания, имеющая свою корпоративную культуру и традиции. Такая компания — более сплочённая, и решения в ней принимаются быстрее. Я знаю лично каждого сотрудника нашей компании и каждого собственника компании-партнёра. Поэтому все отношения формируются на доверии друг к другу, что полностью отвечает нашему девизу: «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли».
— Насколько важен региональный фактор в обеспечении роста компании?
— Ростовская область — богатый, щедрый и перспективный край, в котором живут талантливые, трудолюбивые и сильные духом люди. Недаром Ростовская область вошла в тройку самых трудолюбивых регионов. Вот люди и есть самый важный фактор.
Что касается роста компании в контексте взаимодействия с региональной властью, то, по большому счёту, какой бы вопрос у нас ни возникал, на уровне власти он решается. Если делаешь прозрачный бизнес, то проблем нет.
— А каковы сильные стороны Таганрога, в котором расположено ваше производство?
— Таганрог — город с уникальным многообразием перспектив развития. В нём органично сочетаются высокий промышленный и научный потенциал с богатым историческим прошлым. В городе много крупных предприятий, много хороших кадров, большинство из которых получили образование в ТРТИ (сейчас Инженерно-технологическая академия ЮФУ). Научные учреждения Таганрога занимаются разработкой и внедрением перспективных направлений в сфере радиосвязи и микроэлектроники, нанотехнологий и робототехники. Поэтому мы всегда можем рассчитывать на партнёрские отношения с другими производителями или на выбор хороших кадров.
— Занимаетесь ли вы цифровизацией производства? В чём она заключается для предприятия?
— Если кратко, то мы некоторые вещи по обработке данных и по их хранению применяли впервые на Юге. Наше оборудование позволяет в режиме онлайн обмениваться данными с итальянцами — нашими партнёрами. Штрих-кодирование, онлайн-управление производством — всё это мы постоянно внедряем. Автоматизация должна приводить к положительному экономическому эффекту. Но бывает так, что с точки зрения косвенных затрат автоматизация не очень-то и выгодна. В любом случае, на цифровизацию производства направляем достаточный объём средств.
— Какие технологии в будущем заменят котлы и радиаторы отопления?
— Сколько технологий уже существует, но вся Европа всё равно на радиаторах. Пока что стальной радиатор — самый выгодный из всех элементов отопления.
— А какие технологии будут востребованы в вашем секторе? Что будет с производством котлов?
— Будущее — за конденсационными котлами. Мы первыми в России разработали такой котёл, кстати. Сейчас он проходит испытания. Такой котёл повторно использует тепло отходящих газов и на 20 процентов эффективнее обычного, потому что расходует меньше газа. В Европе эта технология уже применяется. Надеемся, что и наши разработки в итоге будут воплощены в жизнь. Так что конденсационный котёл и стальной радиатор — это наше будущее на ближайшие 10-15 лет.