92 99 13

Таманский порт профинансируют из госбюджета

759
5 минут
Таманский порт профинансируют из госбюджета

Поделиться
Сергей Кисин

Министерство финансов России до 2018 года выделит на реализацию проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань» на условиях государственно-частного партнерства 25,2 млрд рублей. Средства заложены в федеральном бюджете в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», согласно которой из государственной казны предполагается выделить на строительство порта 76 млрд рублей. При этом ещё в мае 2014 года Минэкономразвития РФ предлагало заморозить проект, а высвободившиеся средства перенести на развитие экономики нового Крымского федерального округа.

В пресс-службе Минфина пояснили, что в текущем году на строительство порта Тамань в бюджете предусмотрено выделить 2,8 млрд рублей, в 2016 году – 11,7 млрд рублей, в 2017 году – 10,7 млрд рублей. Указанные суммы предусмотрены Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

«Несмотря на значительные сокращения бюджета в связи с текущим кризисом, финансирование проекта строительства сухогрузного района порта Тамань государство сохранило, проект по-прежнему является приоритетным и его финансирование предусмотрено в соответствующей федеральной целевой программе на период 2018-2020 годы», - считает генеральный директор ООО «РМП-Тамань» Игорь Русу .

Интересно, что на этой неделе руководство Минтранса РФ выступило с инициативой сокращения госрасходов на ряд портов. В частности, в министерстве предложили сократить финансирование расположенного на Таманском же полуострове порта «Кавказ» на 2,5 млрд рублей. Таким образом, по сути сэкономленные на «Кавказе» средства в 2015 году пойдут на строительство соседнего порта.

Ситуация достаточно показательная, ибо ещё полгода назад всё могло быть наоборот. Россия вернула Крым «домой», и в правительстве взялись налаживать транспортное сообщение с находящимся в экономической блокаде полуостровом. Для этого потребовались средства на развитие паромных перевозок через Керченский пролив и вместе с этим бесперебойного функционирования порта «Кавказ», на который легла главная нагрузка в пиковый период.

Весной прошлого года руководство Министерства экономического развития России выступило за перевод средств государственного финансирования строительства глубоководного порта Тамань и мостового прохода через реку Лена в районе Якутска на развитие экономики Крыма. Сомнение в целесообразности реализации этих проектов высказал глава МЭР Алексей Улюкаев , сославшийся на необходимость вложить в экономическое развитие Крыма в ближайшие три года порядка 526 млрд рублей.

По данным главы МЭР, секвестирование предусмотренных на их строительство 112 млрд рублей вполне могут стать «дополнительными средствами» для Крыма с учётом имеющегося резерва в 243 млрд рублей. В итоге 355 млрд рублей в кризисное время вполне могут стать устойчивым резервом для недавно появившегося нового федерального округа России.

Минтранс РФ со своей стороны выступил противником инициативы коллег из МЭР. Его глава Максим Соколов заметил, что представляет себе новый глубоководный сухогрузный порт в Тамани «частью будущей Керченской портовой агломерации».
«Тамань – это первый в современной России сухогрузный портовый проект, который реализуется комплексно и с нуля», - считает заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский , курирующий проект Тамани. По его мнению, новый порт Тамань, в отличие, например, от проекта создания порта Усть-Луга на Балтике, строится изначально по единому проекту. Поэтому к реализации такого порта государство оказывает особое внимание.

Следует отметить, что сам Минтранс несколько лет не мог утвердить в правительстве проект развития порта. По плану министерства, его предлагалось реализовывать в два этапа: первый — строительство причалов, берегозащитных сооружений, автомобильной и железной дорог за счет государства (115,5 млрд рублей), второй — развитие терминалов за счет частных инвесторов (около 113 млрд рублей) до 2020 года. Сложность состояла в том, что в бюджете удалось найти не более 76 млрд рублей, а остальное «Росморпорт» (собственник 75% акций РМП «Тамань») обещал добрать за счет частных инвестиций.

Заинтересованность в Тамани в разное время неоднократно высказывали крупнейшие российские инвесторы (УК «Металлоинвест», «Базэл», Global Ports Investments PLC, «Еврохим», UCL Port B.V., «Объединенная зерновая компания», группа «Дело», «СУЭК», НКК, «Газпром экспорт»). По мнению Виктора Олерского, наиболее серьезными сегодня являются проекты строительства угольного, зернового и контейнерного терминалов. Предполагается, что средства инвесторов для их реализации из-за важности объектов будут привлекаться под государственные гарантии.

Программой развития порта предусматривалось, что в ближайшие несколько лет Тамань должна выйти на проектную мощность 30 млн тонн наливных и 3,5 млн тонн сухих грузов. А в перспективе, по утверждению г-на Олерского, подтвержденный грузооборот порта Тамань к 2025 году составит 98 млн тонн.

В начале сентября 2013 года президент РФ Владимир Путин поддержал проект строительства порта Тамань на условиях государственно-частного партнерства, а премьер Дмитрий Медведев даже подписал распоряжение о расширении его границ до мыса Тузла за счёт создаваемых искусственных земельных участков.

До конца февраля федеральные министерства должны представить в правительство доклад, определив параметры и виды господдержки по проекту сухогрузной части порта.
Сторонники переключения средств федерального бюджета на Крым называют капиталовложения в Тамань «нецелевым использованием бюджетных средств» (глава Минрегионразвития Николай Слюняев ). Адепты строительства порта настаивают на необходимости финансирования и дальнейшей реализации проекта. «Исходя из умеренно-оптимистического и консервативного сценариев, на Южном направлении к 2030 году совокупная грузовая база, тяготеющая к Азово-Черноморскому бассейну, оценивается в размере до 360 млн тонн, в том числе, по наливным грузам до 160 млн тонн, по сухим грузам – до 200 млн тонн», – поясняет необходимость реализации этого проекта заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Вовк.

Не последнюю роль в конкурентном преимуществе Тамани являются большие глубины порта ( 18 м), позволяющие подходить под погрузку судам большего дедвейта (100-160 тысяч тонн), а руководству порта — не тратиться на дорогостоящие дноуглубительные работы. В прошлом году разработчик проекта институт «Ленморниипроект» получил положительное заключение Главгосэкспертизы по проекту строительства Тамани. Теперь при наличии утверждённых Минфином средств можно говорить о том, что проект строительства порта всё же не будет заморожен.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1