ТАНТК стал на путь исправления госконтракта

441
4 минуты

Первый самолёт-амфибия таганрогской сборки ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М.Бериева» (входит в состав «Объединённой авиастроительной корпорации», ОАК) в русле выполнения госконтракта с МЧС России будет сдан заказчику в конце мая. Первые же амфибии для Минобороны РФ будут поставлены лишь в следующем году, хотя по госконтракту военные их ожидали в 2014 году. Госконтракт предусматривал поставку 12 самолетов Бе-200 для МЧС и Минобороны России (по 6 каждому ведомству). На предприятии задержку с выполнением контракта объяснили сложностями перевода производства из Иркутска в Таганрог и импортозамещения комплектующих с украинских на российские.

Как сообщили в ОАК, в 2016 году должен поставить по госконтракту первые две амфибии для МЧС. До конца месяца одна из них уже должна подняться в воздух, а в сентябре принять участие в Гидроавиасалоне-2016 в Геленджике.

«Предприятию обеспечена текущая и перспективная загрузка - существующие и перспективные работы по самолетам Ту-95МС и Ту-142 позволяют твердо смотреть вперед. На этот год запланирован выпуск первых самолетов Бе-200ЧС таганрогской сборки и я надеюсь, что этот год будет переломным для предприятия. Уверен, что Таганрогские авиастроители справятся с поставленными перед ними задачами. ОАК, в свою очередь, окажет ТАНТК им. Г.М. Бериева всестороннюю поддержку, как в организационном, так и в финансовом плане», - считает президент «Объединённой авиастроительной корпорации» Юрий Слюсарь.

Впрочем, на таганрогском предприятии не всё так гладко. Менеджменту предприятия тяжело дался процесс перевода производства с мощностей Иркутского авиазавода (собирались там до 2008 года) в Таганрог. В Иркутске высвободившиеся мощности сегодня полностью заняты сборкой боевых самолётов семейства «Сухой» в экспортном исполнении, и на «Бериева» просто не оставалось ресурсов.

В Таганроге же под эгидой ОАК были объединены конструкторские силы ТАНТК и авиастроительные – соседнего завода «Тавиа». Однако отладка оборудования, согласования, распределения обязанностей, обучение персонала и пр. заняло так много времени, что это привело к срыву сроков выполнения подписанных в 2011 и 2013 годах двух госконтрактов на общую сумму 8,4 млрд рублей.

Кроме того, на деятельность авиастроителей повлиял отказ от закупки украинских двигателей (каждая амфибия оснащена двумя двухконтурными турбореактивными двигателями Д-436ТП производства «Запорожского машиностроительного конструкторского бюро «Прогресс» имени академика А.Г.Ивченко»). Аналог подобного уже несколько лет в руководстве ОАК пытаются отыскать у компании «ПауэрДжет» (совместное предприятие российского НПО «Сатурн» и французской компании Société Nationale d'Étude et de Construction de Moteurs d’Avions), производящей турбовентиляторный двигатель PowerJet SaM146 (СМ146), которым оснащаются воздушные суда семейства «Сухой». На предприятии утверждают, что по ряду показателей он превосходит украинские аналоги и даже двигатели, которые устанавливают на бразильские «Эмбраер».

Военные уже сетовали на действия авиастроителей, но каждый раз им обещали, что вот-вот первые борты выйдут из таганрогских цехов.

В июле прошлого года заместитель министра обороны по вооружению Юрий Борисов заявил, что «ТАНТК не поставил Минобороны РФ в установленные сроки самолет-амфибию Бе-200ЧС. Под угрозой срыва находится и второй самолет программы».

«В целом ТАНТК Бериева справляется с реализацией госконтрактов. Однако по ряду позиций есть предпосылки для несоблюдения намеченных сроков. Это в свою очередь требует объединения усилий органов военного управления, руководства ОАК и комплекса Бериева», - сообщил министр обороны РФ Сергей Шойгу.

Тогда же в июле в руководстве ТАНКТ им обещали, что до конца 2015 года первая амфибия будет передана в ВКС, но и этот срок оказался сорванным. Теперь уже речь идёт о том, что первые амфибии для армии будут поставлены лишь в 2017 году. Два из них должны быть с функцией пожаротушения, остальные четыре предназначены для чисто военных целей. В руководстве Минобороны не исключают, что сегодня речь может идти о сокращении заказа на одну амфибию.

Пока же в Таганроге собираются выполнять первый госконтракт с МЧС, собирая 2-4 машины в год.

Максимальная взлетная масса самолета Бе-200ЧС составляет 42 т. Масса полезной нагрузки - 12 т. Скорость полета - до 710 км/ч. Дальность полета - 3600 км. Мореходность - 3 балла (максимальная высота волны до 1,2 м ). Самолет позволяет перевозить на бортовых откидных сидениях до 50 человек или 30 человек на носилках.

Возможно, срыв госконтракт стал причиной смены руководства ТАНТК, в декабре 2015 года генеральным директором и генеральным конструктором предприятия на ближайшие три года был назначен бывший советник президента ОАК Юрий Грудинин. Контракт с экс-главой компании Игорем Гаривадским (представитель РСК «МиГ») был расторгнут досрочно (занимал эту должность с марта 2014 года).

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1