«Тольяттиазот» намерен изменить маршрут экспортного трубопровода

596
3 минуты

Руководство ОАО «Тольяттиазот» (ТоАЗ, основной бенефициар – менеджмент компании во главе с многолетним президентом Владимиром Махлаем – более 76%) планирует изменить маршрут своего экспортного трубопровода по перевалке аммиака «Тольятти-Одесса». Новую ветку предполагается проложить от Воронежа до Тамани, где у компании уже много лет строится терминал по отгрузке аммиака и карбамида на мысе Железный Рог. В компании своё намерение объясняют сложностями в переговорах с украинской стороной, из-за чего завод в Тольятти неоднократно останавливался в 2012-15 годах.

«Тольяттиазот» - крупнейший в мире производитель аммиака (около 3 млн тонн, 90% этого идёт на экспорт), доля компании в мировом производстве составляет около 8%. С начала 80-х годов прошлого века отгрузка на экспорт осуществлялась по трубопроводу Тольятти-Одесса (2417 км), мощностью перевалки 2,12 млн тонн.

Однако с середины «нулевых» годов Украина ввела квотирование на перекачку аммиака, что привело к снижению перевалки компанией ОАО «Трансаммиак» (дочернее предприятие ТоАЗ) почти на 50%. В последующие годы политические разногласия и сложности в переговорах с украинской стороной приводили к тому, что на участке соседней страны перекачка вовсе останавливалась. Из-за этого приходилось приостанавливать деятельность самого ТоАЗа.

Поэтому в руководстве компании приняли решение разрабатывать альтернативные маршруты экспорта аммиака и карбамида. Одно время предполагалось экспортный терминал разместить неподалёку от Азова (Ростовская область), однако протесты экологов и нерешённость земельных вопросов привели к провалу проекта. Второй маршрут на Таманский полуостров оказался более выигрышным.

Реализация проекта на мысе Железный Рог началась в 1995 году. На первом этапе строительства перевалочного комплекса были построены железнодорожная ветка от станции Вышестеблиевская до поселка Волна длиной 36 км, железнодорожная станция и т.д. Вторая очередь строительства предусматривает создание причала для перевалки генеральных грузов - для этого приобретены и смонтированы три крана, в том числе - два портовых крана «Либхер» грузоподъемностью 100 тонн и производительной мощностью 1 000 тонн в час.

Строительство не раз вызывало нарекания у экологов. А в 2004 году работы были приостановлены, в частности, из-за конфликта предприятия с районной и краевой администрацией. Кроме того, руководство ОАО «РЖД» распорядилось демонтировать построенную «Тольяттиазотом» железнодорожную ветку к терминалу.

В прошлом году «Тольяттиазот» возобновил строительство перевалочного комплекса на мысе Железный Рог.

По информации заместителя гендиректора ТоАЗа Николая Фёдорова, проект второй очереди терминала в порту Тамань включен в скорректированную федеральную программу «Развитие транспортной системы России» и должен быть завершен к 2020 году. Ранее сообщалось, что суммарная мощность комплекса составит 5 млн тонн в год (2 млн тонн аммиака и 3 млн тонн карбамида). Инфраструктура перегрузочного комплекса предусматривает три основных блока: гидротехнический комплекс, рассчитанный на прием судов дедвейтом до 50 тыс. тонн, береговой терминал, включающий объекты по перевалке аммиака и сыпучих грузов, а также ряд вспомогательных сооружений.

Общая сумма инвестиций в проект - свыше 300 млн долларов.

Приостановка работ по строительству терминала вызвала незначительный перенос сроков сдачи объекта. «По декларации, утвержденной в Минтрансе РФ, общая дата будет проставлена в федеральной программе. Предварительно, 2017 год - это ввод по аммиаку, 2020 год - ввод по карбамиду», - рассказали в ТоАЗе.

Идея строительства новой ветки на Таманский полуостров с перспективой перевалки всего экспортного объёма через Железный Рог была высказана в беседе с президентом РФ Владимиром Путиным губернатором Самарской области Николаем Меркушкиным. По его словам, «Украина ставила дополнительные условия и за два года цена перекачки увеличилась более чем в три раза».

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1