«Транснефть» выкупает акции НМТП через кипрскую компанию Омирико Лимитед». «Совершение сделки приведет к установлению косвенного контроля ПАО «Транснефть» над 50,1% голосующих акций ПАО НМТП, — говорится в сообщении ФАС.
Мы, как стратегический инвестор, заинтересованы в контроле в своих активах. При этом приватизация НМТП до сих пор не состоялась. Время идёт, мы бы хотели потратить его на развитие бизнеса. «Транснефть» сделала нам хорошее предложение, и мы его обсуждаем», — прокомментировали возможную продажу акций порта в пресс-службе ГК «Сумма». В НМТП действия акционеров не комментируют.
В ИК «Финам» оценивают пакет из 50,1% акций НМТП оценивают в $2,8 млрд. «Мы не исключаем, что "Транснефть" может заплатить хорошую премию к текущей рыночной цене. Напомним, что в 2010 "Сумма" и "Транснефть" заплатили около $2 млрд за 50% группе НМТП, а значит общая рыночная капитализация порта оценивалась примерно в $4 млрд», сообщается на сайте «Финама». Аналитики компании считают, что «Транснефть» может заплатить, как минимум, ту же цену «Сумме», что предполагает премию 38% к текущей рыночной капитализации ($2.8 млрд) и соответствует мультипликатору P/E около 10x, который представляется оправданным для такого высококачественного актива. «Тем не менее, сделка скорее всего не подразумевает обязательной оферты миноритариям, так как, вероятно, будет структурирована на уровне офшора, поэтому акции порта никак не отреагировали на новость»,— говорится в сообщении «Финама».
ГК «Сумма» и ПАО «Транснефть» на паритетной основе владеют 50,1% акций НМТП. 20% акций порта принадлежит Росимуществу, остальной пакет принадлежит миноритариям.
«НМТП» контролирует три ведущих порта России — Новороссийский порт в Краснодарском крае, порт Приморск на Балтике и контейнерный терминал в порту Балтийск Калининградской области. Компания является третьим по грузовым мощностям оператором в Европе. По данным годового отчета 2016 года, рыночная доля компании от грузооборота всех морских портов России составила 20,3%.
В 2013 году между акционерами разгорелся корпоративный конфликт, связанный с развитием НМТП. «Сумма» была заинтересована в развитии перевалки навалочных и контейнерных грузов, в «Транснефти» считали, что это ущемляет их интересы. Корпоративный конфликт угас только после вмешательства государства к 2016 году. Обе стороны объявили: «взаимные консультации прошли в конструктивном русле, были согласованы практические шаги по оптимизации схемы управления портом». При «оптимизации» особое внимание планируется уделить развитию нефтерайона Шесхарис, подконтрольного «Транснефти».
Генеральный директор агентства Infranews Алексей Безбородов считает, что в рамках постоянно тлеющего акционерного конфликта «Сумме» инвестировать в сухогрузные, контейнерные и прочие мощности очень сложно, поэтому компания может продать свой пакет «Транснефти». По его словам, для «Суммы» на сегодняшний день приоритетным проектом является «Трансконтейнер», а не Новороссийский порт.
При этом группа НМТП летом 2017 года приняла новую программу развития на пять лет, в которой заявлено 65 млрд рублей инвестиций в расширение и модернизацию Новороссийского порта. Как рассказывал «Эксперту Юг» бывший генеральный директор компании Султан Баталов: «Ввиду снижения экспорта наливных грузов — прежде всего сырой нефти — основной целью концепции стало расширение мощностей для увеличения перевалки сухих грузов на 31 миллион тонн к 2023 году — при условии подтверждения подводящей инфраструктуры». Крупнейшие проекты новой программы — реконструкция нефтерайона «Шесхарис», реконструкция специализированного терминала перевалки зерна на пристани № 3 порта Новороссийск, создание универсального перевалочного комплекса навалочных грузов на территории Новороссийского судоремонтного завода и строительство глубоководного контейнерного терминала на Широком пирсе №1.
«Программа развития — это поддержание современного уровня порта, а не точка роста. В теории порт можно расширять, но в рамках постоянно тлеющего акционерного конфликта инвестировать в сухогрузные, контейнерные и прочие мощности очень сложно. Кроме того, проект Тамань запущен, который перехватит грузовые потоки, поэтому для НМТП ситуация становятся в плане развития напряженной», — говорит Алексей Безбородов.
В «Финам» говорят о том, что НМТП является непрофильным активом для «Транснефти», поэтому вопрос о развитии порта пока не ясен: «Нефть и нефтепродукты приносят всего около 30% в EBITDA порта, а оставшаяся часть приходится на контейнеры и сухогрузы. Есть несколько вариантов: сохранить статус-кво; консолидировать 100% порта, купив долю государства и миноритариев; разделить нефтяные и ненефтяные терминалы, а затем продать последние инвесторам; приватизировать порт».
По данным НМТП, консолидированный грузооборот терминалов Группы в 2017 году составил 143 517 тысяч тонн, что на 2,3% меньше, чем в 2016 году. Перевалка наливных грузовв 2017 году снизилась на 6,7% и составила 106 066 тысяч тонн. Перевалка навалочных грузовв 2017 году выросла на 33,1% и достигла 17 181 тысяч тонн. Перевалка генеральных грузов в 2017 году снизилась на 4,6% и составила 13 843 тысяч тонн. Контейнерооборот НМТП в 2017 году увеличился на 23,2% TEU составил 5 952 тысяч тонн.
Выручка компании в 2016 году составила 58 млрд рублей, чистая прибыль — 42,3 млрд рублей.