//Фото: "Юг Times".
В пятницу, 15 октября, табачная компания «Филип Моррис Интернэшнл» объявила о закрытии табачного производства в кубанской столице и о его переезде в Ленинградскую область – на другой завод компании «Филип Моррис Ижора». Произойдет это уже в феврале 2022 года. Производство работало на Кубани 29 лет. В октябре 1993 года компания «Philip Morris International Inc.» купила 49 % акций табачной фабрики «Краснодартабакпром». В сентябре 1996 года был введён в строй новый табачный цех с современным оборудованием. В 2000 году, после доведения доли «Philip Morris» в капитале «Краснодартабакпрома» до контрольной, фабрику переименовали в «Филип Моррис Кубань». На тот момент «Philip Morris» стал первым крупным иностранным инвестором в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах. В октябре 2021 года на предприятии работали около 240 человек.
Сокращение потребления и нелегалы
По словам топ-менеджеров компании, причин закрытия табачной фабрики две. Первая – сокращение общероссийского рынка табачных изделий. Вторая - высокая доля контрафактных сигарет. На юге страны за последние четыре года доля подделок на рынке выросла в 15 раз. По оценке компании Kantar TNS, во втором квартале нынешнего года доля контрафактных сигарет в Ростове-на-Дону составила 48,6 %, в Краснодаре – 9,8%.
Ранее «Эксперт Юг» писал о причинах роста доли нелегального табака на Дону и на Юге в целом.
«Эти рыночные изменения не позволяют обеспечивать постоянную загрузку мощностей на обеих фабриках – Филип Моррис Ижора и Филип Моррис Кубань, - комментирует «Эксперту Юг» управляющий по корпоративным вопросам региона аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» Алиса Андреева. - После всесторонней оценки компания приняла сложное решение о переносе всех производственных мощностей и объемов на фабрику «Филип Моррис Ижора» в Ленинградской области, которая в настоящее время продолжает свою работу в обычном режиме».
В компании подчеркивают, что в Ленинградскую область переносится только производство. Филиалы коммерческой организации, Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг, продолжат работу в Краснодарском крае.
«В Краснодарском крае два филиала организации (офисы продаж в 100 городах страны). Мы остаемся резидентами в регионе. И продолжим инвестировать в деловую и социальную активность региона, особенно в наши корпоративные программы в области устойчивого развития и поддержку социально-ориентированных проектов», - добавила г-жа Андреева.
Компания задавала высокие стандарты
Разумеется, ликвидация производства вызвала вопросы. Основные – что будет с земельным участком, на котором расположены производственные мощности и как отразится перенос завода на инвестиционной привлекательности региона.
На первый ответили в пресс-службе мэрии Краснодара: строительства жилого микрорайона там точно не будет.
Земельный участок, на котором расположена фабрика «Филип Моррис Кубань» (Краснодар, ул. Ипподромная, 10), находится в собственности у АО «Филип Моррис Ижора». Согласно генплану города, участок расположен в производственной зоне. А значит, о возведении на нем жилых домов не может быть и речи. На участке могут располагаться только объекты промышленности.
«Вопрос о дальнейшем использовании участка еще обсуждается в компании», - ответила на вопрос «Эксперта Юг» г-жа Андреева.
«Не думаю, что это ощутимо скажется на инвестклимате региона. Все же инвестклимат – это система госсопровождения, скорости и прозрачности процедур, внятного законодательства, - уверен профессор, доктор экономических наук, бизнес-консультант Александр Полиди. – Это история коммерческая. Другой вопрос, что одно из старейших предприятий мира, которое было представлено на Кубани, в значительной степени влияло на качество корпоративной среды. Говорить о том, что это позитивный тренд, я не буду».
Эксперт считает, что с заводом уходит целая эпоха. Компания «Филип Моррис Кубань демонстрировала высочайшие стандарты корпоративной культуры, социальной ответственности.
«Организация рабочих мест и высокий уровень производства. И поднимала планку для остальных. Компания стабильно была в числе лучших работодателей Краснодарского края – это то, о чем можно пожалеть», - резюмировал г-н Полиди.
Ситуация с контрафактом стала критичной
«Если доля подделок не превышает 3-5 % от оборота, то бизнес справляется с проблемой. Когда фальсификат по товарной категории составляет 10-20% необходимо принятие комплексных мер для стабилизации ситуации с привлечением бизнес сообщества, - уверен координатор гражданского проекта «За Честные Продукты» Александр Бражко. - В запущенных случаях, если жулики доминируют, они полностью вытесняют легальный бизнес с торговой полки. Предприниматели пока не готовы вести борьбу с теневым сектором, уходят в другие сферы».
Эксперт добавляет, что рост продаж контрафактной табачной продукции - сигнал для правоохранительных органов.
«Защита прав потребителей и интересов бизнеса на региональном уровне должна носить долгосрочный, системный характер. Мероприятия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции не должны оставаться планами и дорожными картами, а должны превращаться в реальные сроки по уголовным делам», - резюмирует г-н Бражко.