103 107 14

Устойчивый экспорт: как развивать экспортно-импортный хаб в Краснодарском крае

4731
6 минут

Импортно-экспортный хаб страдает от ограничений и кадрового дефицита, но идея хорошая и её надо развивать, считают эксперты. Нужна господдержка и активность бизнеса и инвестиции в человеческий капитал

Устойчивый экспорт: как развивать экспортно-импортный хаб в Краснодарском крае

Южный экспортно-импортный хаб должен выстроить стратегию взаимодействия и комплексного развития с Транскавказским коридором и Каспийским хабом//Коллаж: lc-av.ru
Поделиться
Участники тематического круглого стола в рамках традиционного бизнес-форума «Устойчивое развитие: взгляд бизнеса» организованного Аналитическим центром «Эксперт Юг» высказались о будущем и настоящем самого амбициозного проекта Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края.

Что такое экспортно-импортный хаб

Система взаимосвязанных транспортных узлов, расположенных на территории Краснодарского края, в которых сходятся транспортные потоки. Южный экспортно-импортный хаб должен выстроить стратегию взаимодействия и комплексного развития с Транскавказским коридором и Каспийским хабом. В результате взаимодействия всех элементов регион получит глобальный конкурентоспособный механизм развития торгово-транспортно-логистической системы Юга России. Реализация данного проекта будет способствовать повышению связности курортных территорий внутри Краснодарского края, снятию напряженности на подъездах к Черному морю и увеличению пассажиропотока.

Краснодарский хаб.JPG

Поделиться

//Фото: lc-av.ru.

Планируется, что  Южный экспортно-импортный хаб будет состоять из нескольких транспортно-логистических узлов: Краснодар, Новороссийск, Темрюкский и Туапсинский районы и ряда инвестиционных проектов, выстроенных в единую систему южного транспортно-логистического комплекса.

В администрации Краснодарского края считают, что привлечение инвестиций в проект обеспечит региону 10,2 тыс. рабочих мест и сделает Краснодарский край «основными воротами страны для экспорта-импорта». «Развитие экспорта-импорта» в региональной Стратегии-2030 — приоритетное направление. Одна из главных задач проекта - увеличить объемы несырьевого и неэнергетического экспорта. Это — продукты питания, вторичная переработка. Все, что востребовано на мировых рынках, — говорит председатель экспертного совета министерства экономики Краснодарского края, управляющий директор Консорциума Леонтьевский центр - AV Group Алексей Крыловский. - В последние два года Краснодарский край (+1,4 млрд долларов) и Ростовская область (+2,2 млрд долларов) входит в топ регионов экспортеров страны по этому показателю. Основные партнеры Китай, Белоруссия, Казахстан, Турция. Мы видим, что потенциал колоссальный.

По оценке экспертов консорциума Леонтьевский центр — AV Group, потенциальный объем инвестиций, необходимых для реализации проекта — 1, 2 трлн руб.

Из-за инфраструктурных ограничений нужны межрегиональные программы

Но для того чтобы реализовать все имеющиеся экспортные возможности, необходимо снять инфраструктурные ограничения.

«Это отсутствие достаточной портовой инфраструктуры, политические барьеры, разные информационные системы учета товаров в странах-партнерах, санкции, — дополняет директор AV Group Наталья Иванова. — Иными словами если у нас сегодня появится какой-то большой системный партнер, которому нужно будет перевезти большой объем грузов, то наша инфраструктура просто треснет по швам. Мы должны с вами отдавать отчет, что необходимо, прежде всего, работать на уровнем сервиса. Система должна развиваться в межрегиональном контексте. Ведь грузы пересекают границы между субъектами РФ.

Трансчерноморское кольцо.JPG

Поделиться

//Фото: lc-av.ru.

По словам спикера, вливать деньги нужно и в развитие других регионов. Во-первых, государство должно поддерживать производство ориентированных на экспорт компанию, а бизнес инвестировать. Иначе нечего будет продавать.

Наличие инфраструктурных ограничений отмечают и представители экспортеров.

«Продукция нашей компании экспортируется в 27 стран мира, но проблемы, которые перед нами стоят — это неподготовленная инфраструктура экспорта из Новороссийска, — утверждает «руководитель отдела экспорта ГК «Абрау-Дюрсо» Иван Семендяев. — Например, мы каждый раз доплачиваем за хранение продукции дополнительно из-за того что порт до сих пор не имеет алкогольной лицензии.

Важным моментом ведения экспорта является и финансовая инфраструктура сделок. Здесь также есть свои особенности. Старший менеджер транзакционных продуктов «Райффайзенбанка» Александр Глебов обозначил ключевые запросы бизнеса, занимающегося ВЭД: «За счет того, что у нас есть возможность общаться с большим количеством компаний из разных областей, мы хорошо понимаем запросы экспортеров. Важна простота валютного контроля, отсутствие нарушений и штрафов, скорость обмена информацией, получение качественной консультации, а также оптимизация расходов. У нас есть большая линейка бесплатных и платных продуктов, позволяющая решать каждую из обозначенных проблем. Кроме того, наш банк обладает экспертизой в сфере ВЭД и регулярно проводит обучающие вебинары».

В то же время по мнению директора представительства Банка «Санкт-Петербург» в Краснодаре Вадима Подобедова системное развитие такого экспортного хаба предполагает не только решение инфраструктурных вопросов, но и поддержку ориентированных на экспорт компаний, а также стимулирование роста их количества. Задачу можно реализовать только при системном подходе всех участники этого процесса, в том числе и банков.

«Существует достаточное количество программ, стимулирующих развитие экспорта для различных сегментов бизнеса. В то же время знает о них и умеет их использовать ограниченное количество компаний. Повышение осведомленности и помощь в получении такой поддержки – важный этап в реализации стратегической задачи. Наш банк имеет большой опыт сопровождения компаний с помощью специального акселератора – это фактически сопровождение начинающих участников ВЭД до их первых сделок. У нас сейчас десятки компаний на таком сопровождении, что сильно облегчает им жизнь», — отмечает г-н Подобедов.

Китайский город-хаб как ориентир для Новороссийска

Советник по Японии и странам АТР Ассоциации индустриальных парков России Ивао Ахаси рассказал о многофункциональном парке комплексного индустриального развития и многофункциональной зоне свободной торговли в городе Сунчжоу (Китай). Количество резидентов в парке — более 8 тысяч. Это город, в котором проживает более миллиона человек. Это не просто индустриальный парк, а современный город, в котором развиваются туризм, инновации, образование, спорт, строительство комфортного жилья и транспортная инфраструктура (железная дорога, автомагистраль, аэропорт).

«Это соединение транспортного коридора, промышленности и городского пространства. У Краснодарского края очень высокий уровень конкурентоспособности и есть все возможности организовать такой хаб на своей территории. Уже сейчас кубанская продукция пользуется популярностью в Китае: подсолнечное масло, продукция мясопереработки, консервы, мороженое и краснодарский чай», — перечисляет Ивао Ахаси.

Еще один перспективный рынок — это США. Его потенциал огромен, пришли к выводу участники рынка. «Объем рынка российских товаров очень перспективен, особенно если говорить о мигрантах из России и СНГ.

«Этнический рынок в США мы оцениваем в 5 млн человек, — говорит организатор экспорта и логистики компании IMT Research Inc Марк Рахлин. — Большинство бывших россиян готовы к таким продуктам. Следующий шаг — выход на массовый рынок. Это довольно сложный процесс, связанный с требованиями американских ритейлеров, например, к упаковке и объемам.

Креативная индустрия: готов ли Юг к ее экспорту

Основную долю добавленной стоимости различных товаров и услуг во все большем количестве секторов экономики обеспечивают результаты интеллектуальной, творческой деятельности. В России это направление уже генерирует 4,37% ВВП. «Эксперт Юг» писал об амбициях Юга в этой сфере. В стране реализовано несколько крупных проектов в этом направлении (Сколково, «Сириус», «Иннополис»).

Креативные услуги.JPG

Поделиться

//Фото: lc-av.ru.

В конце сентября в России утвердили концепцию развития креативных индустрий до 2030 года. Мы получили меры государственной поддержки и векторы развития. Краснодарский край и Ростовская область могут стать лидерами в стране по развитию сектора экономики. Кубань занимает первое место в ЮФО по экспорту туристических услуг, Ростов — по плате за интеллектуальную собственность.

У регионов России есть преимущество в сравнении, например, с европейскими странами: невысокая стоимость проживания в городах. Но для рывка в секторе реактивных индустрий необходимо преодолеть несколько барьеров, говорят эксперты

«Это низкий уровень вовлеченности и предпринимательская активность, отсутствие бюджетной поддержки, сфокусированность основных участников на внутреннем рынке, высокая конкуренция за кадры», — отметила руководитель направления «Образование» Консорциума Леонтьевский центр - AV Group Анна Ефремова

Исполнительный вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров Павел Долгов выделил то, что уже есть в стране. Например, портал «Учи.ру» работает в восьми странах мира. Объем инвестиций в проект — 3,75 млрд рублей.

Партнер сессии «Устойчивый экспорт: как развивать экспортно-импортный хаб»:  Банк «Санкт-Петербург»

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1