Координатор движения "МойФасад" Геннадий Крольман//Фото: ВКонтакте
Ранее «Эксперт Юг» подробно писал о диалоге власти и общественности в ходе разработки проекта объединенной охранной зоны, призванной защитить историческое наследие Ростова от хаотичной многоэтажной застройки.
Из выступления градозащитника, координатора движения «МойФасад» в Ростове Геннадия Крольмана, которое проходило в рамках совместного мероприятия благотворительного фонда «Внимание», «Том Сойер Феста» и кинотеатра «Горизонт CINEMA&EMOTION» на прошлой неделе, стало понятно, с чем сталкиваются общественные организации в деле сохранения исторического наследия и что им мешает.
Отметим, что фонд «Внимание» занимается спасением исторического наследия в России, принимает заявки на реставрацию ценных объектов по всей стране и собирает для этого средства. Учредителем организации является фонд «Городские проекты» блогеров Ильи Варламова и Максима Каца. «Том Сойер Фест» — это фестиваль, объединяющий людей, которые хотят улучшить облик своего города. К движению присоединилось уже более 60 городов России, в которых регулярно проходят волонтерские акции по восстановлению различных объектов.
Как фонд «Внимание» спасает историческое наследие
Фонд «Внимание» работает в России с 2018 года, за это время его сотрудникам удалось отреставрировать 36 объектов более чем в двадцати регионах страны, еще 23 находятся в работе, несколько из них – в Ростовской области. Это здание музея в селе Летник, мозаичный фонтан «Лиры» и надгробия на Таганрогском кладбище. Среди завершенных проектов — реставрация деревянных ворот конца 19 века на ул. Тургеневской, восстановление двери, дореволюционных оконных рам и кованого козырька в Доме Кобылиных на 1-й Майской, а также скульптуры «Рыбка и волна» совместно с «Том Сойер Фестом».
Подать заявку на восстановление какого-либо объекта может любой желающий, при этом не обязательно быть владельцем здания. Сложность в том, что с собственниками зачастую непросто договориться, особенно если речь идет о многоквартирном доме. Без их разрешения и протокола общего собрания общественники не имеют права начинать работы.
«Есть жители, которые хотят установить металлические двери, а кто-то хочет реставрировать. Пока внутри не договорятся, ничего не получится. К нам обращаются, а мы уже консультируем, как доработать заявку», — рассказывает координатор фонда Роман Ушаков.
К тому же, переложить ответственность на общественников не получится, рассказывает руководитель специальных проектов фонда «Внимание» Елена Чернышева. Отправляя заявку, нужно быть готовым к полноценному включению в процесс:
«Нам периодически присылают фотографию какого-нибудь здания: «Спасите, разберитесь, сделайте что-нибудь!». Но так, к сожалению, это не работает. Когда вы подаете заявку, вы должны быть готовы стать частью нашей команды, потому что это не всегда нужно собственникам. У нас было несколько моментов, когда люди со стороны обращали наше внимание на интересные артефакты, мы приходили, общались с собственниками и в итоге ничего не получалось».
Фонд живет на пожертвования, поэтому на масштабные реставрации надеяться не приходится. Как рассказал Роман Ушаков, самые дешевые проекты обходятся организации в 20-30 тысяч рублей. Самые дорогие из реализованных стоили два-три миллиона.
«Соответственно, если подается заявка на усадьбу, где нужно 500 миллионов, мы за это пока браться не можем. Потом — нужно найти мастеров, это огромная проблема, пройти все согласования. Если здание без охранного статуса, можно спокойно работать при согласии с собственником. Если это объект культурного наследия, там долгая процедура разработки проекта и его согласования с надзорными органами», — пояснил Ушаков.
Что особенного в Ростовской архитектуре
Как рассказал Геннадий Крольман, Ростов занимает третье место в стране по количеству жилых многоквартирных дореволюционных домов и даже обгоняет Москву. Если говорить об общем количестве дореволюционных зданий в городе, жилых и нежилых, он окажется на четвертом месте после Петербурга, Москвы и Самары. Другое дело — состояние и внешний облик этих зданий. Однако, несмотря на небрежное отношение к ним, во многих до сих пор сохранились лепнина, метлахская плитка, кованые перила и козырьки, а также старинные двери, которых, по словам Крольмана, в Ростове около двухсот. Кроме того, в Ростове много кирпичных фасадов, что тоже редкость.
«Стоит помнить, что во время Великой Отечественной войны 85% зданий в городе было разрушено, и лепной декор в них не восстанавливали. Поэтому все, что мы видим — подлинное, еще из дореволюционной России», — уверяет градозащитник.
Исторический центр Ростова неоднороден, и это необычно, рассказывает Крольман. Его можно разделить на районы, каждый из которых имеет неповторимый колорит и собственную историю — Богатяновка, Нахичевань, Солдатская Слобода, Ленгородок и так далее.
Но главная ценность Ростова — люди, когда-то его населявшие. Среди них множество имен, прогремевших на весь мир — Солженицын, Шолохов, Сабина Шпильрейн и еще множество других не менее значимых фигур. Один из ярчайших примеров — дом на Шаумяна, 13, который хранит память, как минимум, о пяти знаменитостях.
«Просто загибаем пальцы. Александр Фадеев, автор «Молодой гвардии», писал «Разгром» на четвертом этаже этого здания. Вера Панова — советская писательница, лауреат нескольких сталинских премий. У нее секретарем долгое время работал Сергей Довлатов, а она сама дала путевку в жизнь Георгию Данелии, который после того, как снял фильм по ее повести «Сережа», начал снимать «Я шагаю по Москве», «Кин Дза Дза» и многое другое. Полиен Яковлев, который написал повесть «Первый ученик», Сабина Шпильрейн, соратница Карла Юнга и Зигмунда Фрейда, которая стала в каком-то смысле создателем терминов «коллективное бессознательное» и «влечение к смерти», Ирина Аллегрова, которая здесь свое детство провела», — рассказывает Крольман.
Диалог с властями решает градостроительные проблемы
К сожалению, в последнее время старинные здания активно сносят. Так, весной Ростов лишился целого квартала на Семашко. О намерениях властей снести эти здания стало известно еще в конце 2021 года. Это породило волну возмущений общественников и местных жителей.
«С 2009 по 2019 годы было снесено 150 дореволюционных домов. Какие-то из них ценности не имеют, но их меньшинство. Большая часть, так или иначе, ценность имела», — считает Геннадий Крольман.
Сейчас общественники выделяют несколько важных проблем. Во-первых, некачественное проведение капитального ремонта, который зачастую ухудшает внешний облик исторических зданий.
«Я вхожу в комиссию по сохранению исторического облика. Минус в том, что комиссия имеет рекомендательный характер, но мы пытаемся найти диалог с фондом капитального ремонта и показать, какие технологии нужно использовать при ремонте исторических зданий», — пояснила Елена Чернышева.
Две другие проблемы взаимосвязаны. Это уже упомянутый снос и разработка проекта объединенной охранной зоны, которая будет регулировать высотность застройки в историческом центре и закрепит перечень старинных зданий, не подлежащих уничтожению.
«На конец 2021 года в Ростове было 230 аварийных домов. Сейчас силами администраций районов список пополняется. У нас разрабатывается проект объединенной охранной зоны, к ней тоже очень много вопросов. В рамках рабочих групп мы дискутируем с Комитетом по охране памятников и выносим это в общественную плоскость. Какое-то количество зданий мы уже поставили в реестр как объекты культурного наследия, и их нельзя будет снести», — рассказывает Елена Чернышева.
У Ростова есть огромный ресурс для привлечения туристов, ведь в России не так много городов, в которых сохранилось столько дореволюционных зданий. Однако этот ресурс исчерпаем, и если вовремя не озаботиться сохранением исторической среды, через несколько десятков лет от нее мало что останется, считают градозащитники.