Первая линия Геленджика, по мнению краевых властей, не выглядит фешенебельно//Фото: "Эксперт Юг"
Геленджик — это один из крупнейших и популярнейших курортов российской части побережья Черного моря. Десять населенных пунктов и около 100 тысяч жителей.
Как сообщал ранее «Эксперт Юг», 2021 год стал годом разработки проектов генеральных планов в крупнейших городах региона — Краснодаре, Сочи, Геленджике, Анапе, Горячем Ключе, Армавире и Новороссийске. Разработку доверили питерскому ООО «НИИ ПГ» («Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства»). Эта компания, по данным ЕИС «Закупки», в 2021 году взялась разрабатывать генеральные планы многих городов и районов страны — от Кингисеппа в Ленинградской области до одного из районов Хабаровска, от муниципального образования Аксарское в Ямало-Ненецком автономном округе до Горячего Ключа и Сочи в Краснодарском крае. Небольшая компания, в которой, судя по открытым данным, работает около 50 человек, разрабатывала проекты для 92 населенных пунктов (подсчеты проводила член сформировавшейся инициативной группы Наталья Лесоволова). Что же тревожит владельцев небольших гостевых домов и апарт-отелей? Первое — это запрет на новое строительство в зоне 500 метров — так называемая «первая линия», на которой в перспективе можно разместить самые вкусные и самые дорогие объекты индустрии гостеприимства. Но с этой мерой практически все согласны. И больших претензий к этой новелле нет. А второе, о чем уже который месяц говорят предприниматели: изменилось назначение некоторых участков земли. Так, многие владельцы домов с удивлением обнаружили, что живут теперь не в зонах ИЖС, а в рекреационных.
Позже, во время прямой линии губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев пояснил, что хотел бы, чтобы Геленджик прекрасно смотрелся с дорогих яхт.
Вне желтой зоны: как жить дальше
В Кабардинке, которая находится от Геленджика в 15 км, изменения затронули 630 участков, в Архипо-Осиповке (тоже часть муниципального образования города-курорта Геленджика) — больше 80.
«Местные власти знают каждый двор и каждый угол, — говорит Лариса Бугаевская из Дивноморского. — У меня участок в три сотки, и построены давно. Мы платим налоги с доходов. У нас шесть комнат, которые мы сдаем, и имеем дополнительный доход к тем копейкам, которые мы зарабатываем на основной работе. Доходы наши совсем не велики, они позволяют нам всего лишь не жить в нищете».
Такое развитие не устраивает мэрию Геленджика, которая стремиться к дорогим инвестпроектам//Фото: "Эксперт Юг".
Представить заработки владельцев апартаментов и гостевых домов, на самом деле, не так уж и сложно.
«У нас в доме 12 апартаментов, в которых мы принимаем гостей, — рассказывает предприниматель Анна Чарочиди из Кабардинки. — В основном, это одни и те же люди, которые приезжают к нам ежегодно — с середины июня и по конец сентября. Это четыре месяца. Чистая прибыль, которая остается нам после уплаты налогов и «консервации» на зиму комнат — это примерно 1,5 млн рублей. Это те деньги, на которые мы живем до следующего сезона».
Анна Чарочиди один из лидеров «геленджикского сопротивления»//скриншот видео Натальи Лесоволовой.
Одна комната в месяц, если разбить на год, приносит семейству Чарочиди по 10,2 тыс. рублей.
«Почему власть, вместо того чтобы создавать условия и подумать над нашим правовым статусом, делает все, чтобы мы перешли в разряд наемных рабочих, а не тех, кто эти места создает? — задает риторический вопрос владелица комнат.
Власть разрешила договориться с соседом
В октябре 2021 года владельцам ИЖС Росреестр разрешил сдавать помещения для временного проживания, хотя почти все, с кем общался «Эксперт Юг» оформлены в качестве ИП, платят налоги и администрируют курортный сбор.«Именно изменение назначения участка с «для ИЖС» на «рекреационный» снова выкидывает «гостевой дом» из правового поля, — рассказывает «Эксперту Юг» предприниматель из Геленджика Денис Елфимов. — Я задавал этот вопрос представителю заказчика генплана вице-мэру Андрею Грачеву. — Власти Геленджика, отвечая на наши вопросы, говорят, что приводят генеральный план в соответствие с федеральным законодательством и определяют стратегию развития города. Но на самом деле убивают малый бизнес».
Недовольные жители в декабре записали несколько видеообращений//Скриншот: «Эксперт Юг».
Предприниматели сделали полные многочасовые видеозаписи публичных слушаний в разных населенных пунктах Геленджика. И практически на всех встречах Андрей Грачев говорит, что главная задача — убрать коммерцию из зон рекреации. В одном из эпизодов замглавы города отвечает на вопрос предпринимателя о том, как изменение назначения с «ИЖС» на рекреационный» повлияет на его бизнес. Ведь гостиница должна располагаться минимум на 10 сотках, а у большинства участки от трех до шести.
«Выхода нет. Нужно увеличивать участок. И как вариант: договариваться с соседом и строить гостиницу», — предложил вице-мэр на общественных слушаниях в Кабардинке в декабре.
Чиновники не выгонят людей из домов, считают предприниматели. Они просто лишают нас основных активов.«Они таким нехитрым способом лишат нас средств заработка, и мы будем вынуждены покинуть дома, которые строили большую часть своей жизни», — сетует Анна Чарочиди.
Владельцы гостевых домов и апартаментов уже провели несколько протестных акций. Их обращение на площадке change.org подписали более 3,5 тысячи человек. Сняли несколько протестных видеороликов и обращений к губернатору и президенту. Их активность заставила краевую власть приостановить процесс принятия генплана.
Как стало известно «Эксперту Юг» от источника в администрации Краснодарского края, в департаменте внутренней политики вопросы по генпланам курортных городов Кубани отложили до следующего года. Организаторы народных сходов продолжают деятельность на территории курорта. «Решено доработать информационную кампанию для противодействия подобным случаям», отметил источник.