92 100 13

«В целом отрасль преодолела кризис»

2125
8 минут

Как кубанские отельеры спасают курортный сезон и чего ждать отдыхающим

«В целом отрасль преодолела кризис»

Поделиться
Как кубанские отельеры спасают курортный сезон и чего ждать отдыхающим

С 21 июня в Краснодарском крае возобновили работу все курорты, отели и гостиницы, независимо от количества мест. Туристы из России смогут перемещаться по региону без ограничений, а обязательная 14-дневная изоляция остается в силе только для прибывших из-за рубежа. На Кубани продолжает действовать режим повышенной готовности.

Однако не все отельеры успели вовремя подготовиться к открытию после отмены ограничений. Основная борьба за туриста развернется уже в июле. По словам председателя совета директоров ГК Undersun, которая управляет отелями на Кубани, Евгения Бромберга, в целом отрасль преодолела кризис, хотя выручка отелей и сократится по итогам года на 40-50%. Важнее извлечь из кризиса и ряд уроков, связанных с законодательным регулированием и объединением основных игроков в мощное сообщество, способное отстаивать свои интересы на государственном уровне.

— В каком виде сегодня после почти трехмесячного простоя находится санаторно-курортный комплекс Кубани?
— Самый большой вызов заключался в том, что об открытии гостиниц объявили не заблаговременно. Думаю, большинство крупных гостиниц откроется только к 1 июля. Тем более, что есть требования Роспотребнадзора, по соблюдению санитарных норм в текущей ситуации, которые необходимо удовлетворить, чтобы начать работу. Никто этого, разумеется, не делал заблаговременно, поэтому необходимо будет провести определенные мероприятия. Со стороны гостей тоже есть проблемы. Когда в мае-июне начали смягчать режим карантина, предприятия стали отменять отпуски — их сотрудникам пришлось выйти на работу. В некоторых регионах до сих пор действуют ограничения, еще не полностью возобновилось авиа и железнодорожное сообщение. Поэтому у тех объектов, которые были открыты даже с 1 июня (пансионаты, санатории, а с 12 июня — мини-отели до 50 мест), загрузка слабая. По данным некоторых игроков рынка, в июне среднемесячный показатель по загрузке составлял 30%. В июле они планируют выйти на 50% загрузку. Мы тоже рассчитываем на такие же показатели. Хотя ряд объектов загружаются достаточно бодро, так что можем выйти и на 70%. Традиционно в этот месяц среднемесячная загрузка составляет 90%.
Red Royal.jpg
Поделиться

— Некоторые туроператоры отмечают, что уже выходят на уровень прошлого года по показателям бронирования туров, а некоторые рассчитывают их превысить. Вы согласны с такой оценкой?
— Вопрос только в том, на какие периоды бронируют. Я разговаривал с представителями крупного туроператора «Алеан», который говорит, что они уже подходят к уровню прошлого года. Но это бронирование на вторую половину июля, август и далее. Понятно, что август традиционно продается хорошо, но за счет этого месяца мы вряд ли можем компенсировать потери. Спрос в сентябре ожидается только при условии хорошей погоды. За счет сентября мы можем забрать немого больше, но в лучшем случае, это компенсирует потери июня. Мы прогнозируем по этому году по своим объектам прибыль на уровне 30-50% от прошлого года. Выручка тоже сократится, в зависимости от бизнеса, на 40-50%. У нас объекты сезонные в основном, поэтому картина в целом лучше, чем в санаторно-курортном комплексе, который работает круглогодично. Там потери существенные.

— В целом ситуацию по отрасли нельзя считать критической?
— Я бы с большим недоверием отнесся к словам некоторых руководителей бизнеса о том, что они уйдут в убыток и будут 10 лет отбивать его. Это лукавство или плохая экономика объектов. Те, кто обеспечивает среднерыночную рентабельность на уровне 30%, у них убытков быть не должно.

— На какую величину, по вашему, снизится в этом году турпоток?
— Была информация, что Краснодарский край в этом году планирует принять 7 млн туристов. В прошлом году, по данным властей, было 17 млн. Сейчас много слухов о том, будет ли вторая волна коронавируса, однако, на мой взгляд, ситуация с распространением болезни показывает, что ограничительные меры существенно влияют только на экономику, но не на заболеваемость. Вполне логично предполагать и весеннее обострение ОРВИ. Насколько оно скажется на потоке, пока сказать сложно.

— Как отельеры переживали этот период? Всем ли удалось выжить?
— Во-первых, мы боролись за деньги. Проводили сокращение расходов. Изучали возможности получения помощи от государства, сейчас в полном объеме ими пользуемся. Благодаря этому и выживаем в этот период без серьезных потерь персонала. Поскольку прибыли нет, мы генерировали убытки. Отчасти они будут компенсированы государственными кредитами под 2% (их погашает государство при условии сохранения 90% коллектива на период пользования кредитом). Благодаря этому финансовое положение у нас устойчивое. В городских отелях, которыми мы управляем, положение стабильное. По отелям на побережье есть накопленные обязательства по отмененным на июль и другие периоды путевкам. Пока мы их не можем выполнить. Будем гасить эти задолженности по мере возобновления финансовых потоков. Безусловно, мы предложим гостям перенести поездки, а тем, кто не сможет, будем производить возвраты за счет будущих поступлений. По истечению сезона полностью все эти вопросы закроем. Фактически бронирования продолжались и в период ограничений, но теперь пришлось весь июнь аннулировать, так как полноценно все заработает только с июля.

— Как удавалось сохранить персонал и есть ли сложности с его поиском сейчас, когда сезон стартует так скомкано?
— Это существенная проблема. Некоторые ведомственные объекты вообще не планировалось открывать. Предполагалось, что на рынке будет много рабочей силы. Однако пансионаты и санатории открыли раньше. В Анапе мы испытывали стресс в связи с тем, что не могли быстро укомплектовать средства размещения. Но сейчас эти проблемы практически сняты, нам удалось укомплектовать штат. Многие старые сотрудники остались. Основная проблема – транспортная. Люди не могли выехать из своих регионов. Постепенно эта проблема уходит, и к 1 июля мы на 100% укомплектуемся.

tornado-main-21.jpg
Поделиться


— Как текущая ситуация отражается на зарплатах?
— По каким-то позициям стараемся снизить, но в целом остается на уровне прошлого года.

— Как изменились цены на отдых? На каком уровне они остались?
— Пока цены также на уровне прошлого года. Но они формируются динамично.

— Как собственники бизнеса, которым вы управляете, воспринимают текущую ситуацию?
— В нашей компании было три модели развития ситуации. Собственники одного городского отеля сказали: «ребята, делайте что хотите, у нас денег нет вас поддерживать». У них у самих арендный бизнес. Но мы смогли справиться и их помощи — помогло получение льготных кредитов. По некоторым объектам нас собственники финансировали. Плюс потом подоспели субсидии. По сезонным объектам у нас не было кассовых разрывов в связи с тем, что были предоплаты. Но мы сейчас переутверждаем бюджеты. Паники никакой нет, работаем. Бизнес никто не продает.

— Чему данная ситуация научила бизнес?
— Сейчас мы понимаем, что заработаем меньше, но существенных потерь бизнес не понесет. Каких-то критичных моментов, которые поставят бизнес на грань выживания, у нас не возникнет. Какие уроки мы извлекли? Необходимо иметь финансовые запасы. Нужно об этом думать, прогнозировать и всегда иметь четкие резервы. Сейчас мы об этом будем думать более структурно. Безусловно, часть офисного персонала перевели на удаленку. Это стало дополнительным инструментом оптимизации расходов.
Также в критической ситуации выяснилось, что достучаться до местных властей сложно. Мы закидывали их предложениями, большинство из которых были исполнены. Но, мне кажется, скорее не благодаря, а вопреки. Региональная власть оказалась, на мой взгляд, неготовой к диалогу с бизнесом. Федеральная власть оперативней реагировала и подталкивала к более динамичным действиям.

— Что вы предлагали для поддержки отрасли?
— Мы предлагали депонирование средств предоплаты, говорили о субсидиях, острочках по налогам. Обсуждали ситуацию с поддержкой предприятий по номеру ОКВЭД, которая был не всем понятна. Власть не может смоделировать ситуацию, чтобы понять, что нужно бизнесу, а механизма обратной связи нет. В основном какие-то структуры диктовали свои условия. Это не было разумным и логичным, что подтверждает текущая ситуация. Те требования Роспотребнадзора, что вышли в конце апреля, были подвергнуты серьезной критике.

Я высказывал предложения о том, что нужно либо расширять закон о туризме, либо выходить на другие законодательные инициативы. Многие аспекты оказались вне правового регулирования, что не дает возможности более интенсивно управлять подобной ситуации.

Есть закон о защите прав потребителей, но нет закона, который бы мог урегулировать ситуацию подобного форс-мажора. Изучая международный опыт, мы видим, что в некоторых странах этот вопрос проработан лучше. Мы же по факту имели ситуацию форс-мажора, которая де-юре не была признана таковой. В этой ситуации стороны не освобождаются от выполнения обязательств и от возврата средств. А ведь в данной длительной ситуации форс-мажора возврат становится невозможен. В текущей ситуации форс-мажор был длительный период, не было понятно, когда он закончится и на каких условиях возобновится работа сектора. Должен быть иной юридический статус в этой ситуации. Необходимо законодательно закрепить возможность депонировать средства, переносить предоставление услуг по согласованию с гостем.

— Сейчас канал коммуникаций с властью налажен?
— Пока нельзя так сказать, хотя со стороны бизнеса были попытки. Вопрос в том, что бизнес-сообщество не консолидировано. Есть крупные или мелкие ассоциации, объединения, но организации, которая могла бы вести диалог с властью на одном уровне и требовать что-то, как это происходит в Турции, нет. Там бизнес активно принимает участие в своей судьбе. Поэтому они нас пока опережают. Одна из проблем нашей неконкурентности именно в этом.

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наша группа в Facebook, формат «без галстука» в канале Telegram, наш канал на Youtube, наш Instagram, наш Яндекс.Дзен

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1