Основатель компании Wildberries Татьяна Бакальчук.// Фото с сайта BEICON.RU
«Вайлдберриз» (Wildberries) — российский международный интернет-магазин одежды, обуви, электроники, детских товаров, товаров для дома, основанный в 2003 году. Это крупнейший интернет-магазин России по итогам 2016-го, 2017-го и 2018 годов. Кроме России, компания представлена в Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении. По данным Wildberries, в 2018 году её оборот вырос на 72% — до 118,7 млрд рублей. В 2019 году журнал Forbes включил основателя компании Татьяну Бакальчук в рейтинг предпринимателей, построивших бизнес с нуля, изменивших жизнь страны и мира. В том же 2019 году, по версии Forbes, г-жа Бакальчук заняла 94-е место в рейтинге богатейших россиян. Сейчас её состояние оценивается в 1,4 млрд долларов. За минувший год оно увеличилось на 400 млн долларов.
О предоставлении компании «Вайлдберриз» в аренду муниципального земельного участка под строительство промышленного парка сообщила пресс-служба администрации Краснодарского края. Здесь уточнили, что территория общей площадью 65 гектаров расположена в Краснодаре. Инвестор получил её без торгов, в рамках соглашения о сотрудничестве, которое с компанией в марте 2020 года подписал губернатор Кубани Вениамин Кондратьев. Общий размер инвестиций собственник компании оценивает в 15 млрд рублей.
В соответствии с этим соглашением «Вайлдберриз» планирует построить два корпуса, в которых разместят коворкинг и производство товаров лёгкой промышленности. Продукцию, выпущенную в цехах промпарка, будут продавать через собственную сеть российского интернет-ритейлера: пункты выдачи товаров Wildberries расположены практически во всех крупных и средних по численности городах России. «На первоначальном этапе создание такого парка даст около тысячи рабочих мест. В долгосрочной перспективе — ещё порядка пяти тысяч», — утверждают в компании.
«Участок уже подготовлен, — приводит пресс-служба кубанской администрации слова руководителя департамента инвестиций и развития МСП края Виталия Воронова. — Здесь уже есть все необходимые коммуникации. В июне будет забита первая свая будущего промпарка».
Кубанские надежды
О намерении столичного ООО «Вайлдберриз» построить на Кубани крупный комплекс пресс-служба администрации региона сообщала ещё в ноябре 2019 года со ссылкой на гендиректора компании Татьяну Бакальчук. «Это будет один из наших крупнейших центров. Мы намерены вложить в его строительство 15 миллиардов рублей», — цитировала тогда пресс-служба г-жу Бакальчук. На предварительных переговорах стороны решили, что крупнейший интернет-магазин построит в восточной промзоне кубанской столицы логистический комплекс общей площадью 300 тысяч кв. м.
Необходимость строительства в крае крупного объекта логистики глава региона Вениамин Кондратьев объяснял тем, что Кубань является «центром потребительской активности России и входит в тройку регионов-лидеров по количеству интернет-покупок». «Многие мировые и российские компании открыли у нас свои логистические центры. Потому что регион обладает развитой транспортной инфраструктурой, широкими возможностями для выхода на рынки Европы и Азии через морские порты», — цитирует губернатора его пресс-служба. По мнению г-на Кондратьева, открытие нового центра даст дополнительный импульс развитию торговли, существенно увеличит объёмы грузооборота. А главное, уверен губернатор, крупный склад «Вайлдберриз» «позволит развиваться местным производителям — малому и среднему бизнесу, фермерам». «Надеюсь, что через новую площадку и наши производители продуктов питания смогут быстрее доводить их до конечного потребителя», — подытожил Вениамин Кондратьев в ходе ноябрьской встречи с Татьяной Бакальчук. При этом конкретные сроки реализации проекта в прошлом году не назывались.
Они были определены в марте 2020 года, когда стороны подписали инвестсоглашение. Заодно изменилась и концепция проекта. Стороны решили, что теперь это будет не просто один логистический комплекс, а целый индустриальный парк. На первой очереди будут построены помещения общей площадью 200 тысяч кв. м, а объём вложений в эту часть проекта составит 6,5 млрд рублей.
«Земельный участок уже практически готов, и вы как крупный инвестор получите его без торгов. Мы готовы предоставить вам налоговые льготы и возмещение затрат на подключение к сетям», — говорил уже в марте Вениамин Кондратьев (цитата пресс-службы главы региона).
В ходе мартовской встречи Татьяна Бакальчук сообщила, что в индустриальном парке местные предприниматели смогут не только выпускать продукцию, но и, например, получать консультации и поддержку как со стороны «Вайлдберриз», так и властей Кубани. Первые результаты, по мнению главы компании, можно будет увидеть уже к концу 2020 года.
«Несмотря на пандемию и ограниченную деятельность предприятий, работа над инвестиционными соглашениями не останавливается, — цитирует вице-губернатора Кубани Василия Швеца его пресс-служба. — Создание „Вайлдберриз“ промышленного парка в восточной экономической зоне Краснодара — масштабный инвестпроект, реализация которого важна для региона. Это позволит привлечь дополнительные налоговые поступления в краевой бюджет».
По данным «Коммерсанта», восточная экономическая зона Краснодара (другое название — Восточная промышленная зона, ВПЗ) расположена в северо-восточной части города, между железнодорожными магистралями «Краснодар — Тихорецк», «Краснодар — Кропоткин» и «Кропоткин — Тимашевск». Стратегически важно, уверены представители краевой власти, что земельный участок промзоны общей площадью 340 гектаров расположен недалеко от административных, деловых и научных центров, важнейших транспортных узлов.
По данным РБК, история Восточной промзоны началась ещё в 2013 году. Тогда предполагалось, что ВПЗ станет на Кубани пилотным проектом развития государственных промпарков. Это инвестиционная площадка по типу greenfield (англ. «чистое поле») — свободная от застройки. Эти земли передавали из федеральной собственности в краевую. Предполагалось, что инфраструктура будет проводиться за счёт естественных монополий, а также отдельной краевой целевой подпрограммы. В 2014 году власти региона заявили, что планируют сформировать в ВПЗ кластер по производству и сборке сельхозтехники. Но конкретных проектов не появилось. В 2016 году власти Краснодара приняли решение о строительстве на территории ВПЗ нескольких подстанций. Работы по возведению начались в 2016 году. Чуть позднее территорию в качестве площадки рассматривал ритейлер «Магнит». Предполагалось, что он за 10 лет откроет здесь 14 производств. Но позднее торговая сеть пересмотрела свои планы и выбрала площадку в посёлке Индустриальном. В 2016 году администрация края сообщила о новом инвесторе ВПЗ, которым должен был стать «местный производитель керамической плитки». С ним было заключено инвестсоглашение, а ещё 14 компаний намеревались вложить в площадку свои деньги. Общий объём инвестиций власти оценивали в 970 млн рублей. Позднее Вениамин Кондратьев заявил, что инвесторы начнут осваивать территорию в 2017 году. Тогда краевая администрация и руководство ООО «Дега Девелопмент» подписали на Петербургском международном экономическом форуме два соглашения о сотрудничестве по развитию ВПЗ. Предполагалось, что индустриальный парк «DEGA Краснодар» войдёт в портфель DEGA Development на правах партнёрской франшизы. Компания должна была заняться продвижением площадки среди российских и зарубежных инвесторов, привлекать в парк новых резидентов. Предполагалось, что проекты планировки и межевания территории будут согласованы и утверждены до 29 декабря 2017 года, а к 1 июля 2018 года ожидался ввод в эксплуатацию всех объектов инженерной инфраструктуры. Но ни к каким конкретным результатам такое сотрудничество не привело. По сути, ООО «Вайлберриз» стало единственным потенциальным инвестором ВПЗ, который не просто подписал соглашение, а уже приступает к его реализации.
«Этот проект даст “Вайлдберриз” дополнительные доходы при сравнительно небольших расходах, — уверен аналитик ГК “Финам” Алексей Коренев. — Короткое логистическое плечо в совокупности с поддержкой региональной власти, дополнительный ассортимент продукции — это вполне реальное конкурентное преимущество для такой крупного игрока рынка интернет-торговли».
Юг как центр e-commerce
Сергей Роскошный, директор по работе со специализированными каналами компании MARS в сегменте кормов для домашних животных, считает логичным усиление «Вайлдберриз» на Юге, которое происходит на фоне развития в России электронной коммерции. «E-commerce набирает темпы, — подчёркивает эксперт. — В России есть проблемы со складской инфраструктурой для интернет-продаж с возможностью доставки товара в любую точку за один-два дня. И намерение инвестировать дополнительные средства в развитие складской инфраструктуры, логистики воспринимается позитивно. Это интересно производителям товаров и в целом будет усиливать развитие e-commerce в РФ».
На Юге собственные логистические мощности активно развивает один из крупнейших игроков на поле интернет-торговли — ГК «Яндекс.Маркет» (совместное предприятие «Яндекса» и «Сбербанка»). В мае 2019 года гендиректор компании Максим Гришаков рассказывал «Эксперту ЮГ», что они не будут строить новые склады в ЮФО и СКФО, а комплекс в Ростовской области (открыт в конце 2018 года) станут развивать как южный логистический хаб, усиливая сотрудничество не только с донскими предпринимателями, но и с их кубанскими, волжскими и северокавказскими коллегами. «Мы рассмотрели ряд регионов Юга и остановились на Ростовской области. Для нас были важны такие параметры, как, например, скорость доставки, а также покупательская способность людей в данном регионе», — пояснил г-н Гришаков.
Согласно исследованиям «Яндекс.Маркета» и международной компании Gfk, до пандемии коронавируса покупки в интернете делали 40% жителей юга России — почти 3 млн онлайн-покупателей. 60% жителей ЮФО и СКФО считали, что товары в интернете стоят дешевле, чем в обычном магазине. Примерно столько же предпочитали онлайн-шопинг из-за возможности сравнивать цены, искать и находить выгодные предложения. Однако после введения в регионах ограничительных мер, из-за которых покупка непродуктовых товаров в обычной торговле стала невозможна, рынок e-commerce вырос многократно.
«Точные цифры ещё не определены. По итогам 2020 года они явно будут выше, поскольку уже с марта львиную долю покупок продуктов и все покупки одежды, обуви, электроники и других непродовольственных товаров россияне совершают в интернете. По некоторым прогнозам, после пандемии многие офлайновые продавцы так и останутся в сети. А те, кто не стал развивать интернет-торговлю во время карантина, уходят с рынка», — резюмирует Алексей Коренев.