
Руководство вьетнамской нефтегазовой компании PetroVietnam (оборот 14 млрд долларов) намерено приобрести 49% акций АО «Государственная нефтегазовая компания Республики Дагестан» (ГНК, 100% в собственности Минимущества РД).
Вьетнамская сторона планирует создать совместное предприятие, которое будет допущено к работе на каспийском шельфе и построить в республике нефтеперерабатывающий завод мощностью производства 6 млн тонн в год. PetroVietnam уже два года изучает возможность входа на дагестанский рынок, но теперь уже окончательно определилось со своими планами: закрыть сделку планируется в середине 2018 года. По данным близких к руководству республики источников, стоимость пакета оценивается в сумму 300-400 млн долларов без учёта вложений в НПЗ.
Впервые об интересе PetroVietnam к ТЭКу Дагестана заговорили в 2015 году, когда в предварительных переговорах с недавно созданной ГНК (в 2014 году) звучала цифра 300 млн долларов. Тогда же у вьетнамцев возникла идея поучаствовать в строительстве НПЗ. Тогдашний заместитель руководителя республиканского министерства промышленности и торговли Александр Гальмуков рассказывал, что будущий завод ГНК сможет ежегодно перерабатывать до 6 млн тонн нефти, доведя её глубину до 95% с получением моторных топлив стандарта «Евро-5». В качестве сырья для переработки будет использоваться нефть, добываемая сегодня на шельфе Каспийского моря.
Руководство Дагестана уже не первый год планирует налаживать собственную нефтепереработку в республике. Несколько лет назад компания ООО «Дагестанские новые технологии» выступила в роли разработчика проекта строительства мини-НПЗ мощностью переработки 1 млн тонн нефти и парком хранения нефтепродуктов на 100 тысяч тонн. Его предполагалось разместить на территории нефтебазы ОАО «Дагнефтепродукт», где постановлением правительства РД в 2011 году был выделен земельный участок площадью 3 гектара. На предприятии должны были выпускать бензин, керосин, дизельное, судовое и котельное топливо, остаточный дорожный битум, сжиженные углеводородные газы, вакуумный газойль, топливный мазут.
Общая стоимость проекта оценивалась в 7,1 млрд рублей, из которых на первом этапе предполагалось потратить 2,544 млрд рублей.
По расчетам отраслевого аналитики Андрея Толстоусова, строительство современного завода стоит порядка 100 млн долларов на каждый 1 млн тонн мощности без учета инфраструктуры.
- Заявленных в проекте инвестиций может хватить лишь на строительство мини-НПЗ, работающего только на основные потребители в ЮФО и СКФО, - считает аналитик Газпромбанка Иван Хромушкин, - проблем с реализацией продукции у него не будет.
Однако, пока «ЛУКОЙЛ» переваливал нефть в порту Махачкалы, проблем с сырьём у будущего НПЗ не предполагалось. Но нефтехолдинг после ряда скандалов в порту с воровством нефти вынужден был перевести свои потоки в Азербайджан. Лишь выход на шельф самого PetroVietnam смог бы гарантировать загрузку НПЗ.