94 101 13

Вице-губернатор в сочинских сетях

976
6 минут
Вице-губернатор в сочинских сетях

Поделиться
Уголовное дело против заместителя губернатора Краснодарского края Вадима Лукоянова — это самый крупный коррупционный скандал на Кубани за те 15 лет, что регионом руководит Александр Ткачёв. Впервые под следствием оказывается действующий краевой чиновник такого ранга

Фабула уголовного дела по ч.2 ст.201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями»), возбуждённого против Вадима Лукоянова , довольно банальна. Чиновника обвиняют в том, что в 2011 году он инициировал включение в инвестпрограмму ОАО «Кубаньэнерго» строительство электросетей для сочинского торгового центра «МореМолл», что нанесло государственной энергетической компании ущерб в 32 млн рублей.

Учитывая то, какие «хлебные» сферы курировал Лукоянов в кубанской администрации — ТЭК, тарифы, транспорт, природные ресурсы, ЖКХ, промышленность, — эпизод, предъявленный следствием суду, выглядит не слишком весомо. К тому же защита вице-губернатора заявляет о наличии платёжных документов, из которых следует, что подключение торгового центра к сетям было оплачено за счёт самого «МореМолла», а инвестпрограмма «Кубаньэнерго» утверждалась в правительстве РФ, и Лукоянов не имел к ней отношения. Наконец, пока непонятно, в чём состояла его личная выгода.

Поэтому дело против вице-губернатора провоцирует разные интерпретации, выходящие далеко за рамки непосредственного повода. Не исключено, что конечным адресатом в этом деле является не один арестованный чиновник, а более широкий круг начальственных лиц.

Переполох в коридорах власти

Уголовные дела против высокопоставленных чиновников кубанской администрации возбуждались и раньше: из наиболее нашумевших сюжетов можно, например, вспомнить пятилетний приговор бывшему вице-губернатору Николаю Дьяченко в 2011 году или прошлогодний трёхлетний срок для другого экс-вице-губернатора — Эдуарда Кутыгина. Но если раньше в фокусе правоохранителей оказывались бывшие замы губернатора Александра Ткачёва, то Вадим Лукоянов стал первым действующим вице-губернатором Краснодарского края, попавшим под следствие. Одновременно с ним взяли и ещё одного бывшего зама — Александра Иванова, который также обвиняется в превышении должностных полномочий. Следствие установило, что он совершал махинации с землёй при строительстве одного из спортивных комплексов в Краснодаре.

В кубанских коридорах власти этот двойной арест вызвал шоковое состояние. На следующий же день после задержания Лукоянова и Иванова в одном из сетевых СМИ появилась информация об отставке ещё одного вице-губернатора — Галины Золиной, очень влиятельной чиновницы, курирующей социальную сферу и информационную политику. И хотя это сообщение было быстро опровергнуто, официальных комментариев по делу Лукоянова до сих пор нет. «Официальные лица вам ничего не расскажут. Они все перепуганы и не знают, где рванёт следующий раз», — рассказывает о первой реакции на арест вице-губернатора человек, близкий к кубанской администрации. «Копают под первого», — добавляет ещё один наш собеседник.

Ситуацию усугубляло и то, что целых две недели не было доподлинно известно, в чём именно обвиняется Вадим Лукоянов. В момент задержания и последующего ареста чиновника была названа только вменяемая ему уголовная статья, затем в прессу просочилась информация, что в деле фигурирует «Кубаньэнерго», но в подробностях фабула дела была озвучена только на заседании суда 17 февраля. «Так обычно происходит, когда идут или ожидаются переговоры между сторонами», — говорит московский адвокат Владимир Постанюк, хорошо знакомый с «кухней» дел против чиновников (в прошлом году он выступал защитником на процессе бывшего мэра Махачкалы Саида Амирова).

Олимпийское наследие

Ещё до того, как подробности дела против Вадима Лукоянова стали достоянием общественности, неофициальные источники допускали, что оно может быть связано с Сочи, поскольку вице-губернатор курировал строительство ряда объектов Олимпиады-2014. Эта гипотеза оказалась в целом верной: компромат на Лукоянова обнаружился именно в олимпийской столице, хотя торговый центр «МореМолл», открывшийся осенью 2012 года, и не входил в число официальных объектов Игр.
Однако следует напомнить, что за группой «ТПС Недвижимость», которая, помимо «МореМолла», управляет ещё и торговым центром «Галерея» в центре Краснодара, стоят такие влиятельные лица, как бывшие совладельцы Новороссийского морского торгового порта Александр Пономаренко и депутат Госдумы Александр Скоробогатько. Эти два бизнесмена считаются фигурами, весьма близкими к Александру Ткачёву и его «правой руке» — депутату Госдумы Александру Ремезкову.

Важной деталью в деле Вадима Лукоянова является и то, что задержание чиновника проводили сотрудники ФСБ, а в настоящее время он содержится в краснодарском СИЗО № 5, подведомственном этой структуре. Это обстоятельство можно рассматривать как своеобразную демонстрацию влиятельности начальника УФСБ по Краснодарскому краю генерала Михаила Власенко, против которого уже давно ведётся информационная кампания. С весны прошлого года в СМИ не раз появлялась информация без ссылки на источники о грядущей отставке Власенко, который руководит кубанскими чекистами с августа 2010 года, но свой пост он по-прежнему сохраняет.

Не тот человек

Неожиданности в арест Вадима Лукоянова добавляло и то, что его имя совершенно не ассоциировалось с коррупционными скандалами и слухами. Сама его биография не вполне типична для чиновника кубанской администрации — это редкий случай, когда такая «коллекция» курируемых отраслей оказалась под руководством человека, до 35 лет не имевшего никакого отношения ни к Краснодарскому краю, ни к госслужбе. На Кубани Лукоянов начал работать в июне 2008 года в должности и.о. руководителя филиала «Кубанская генерация» ОАО «Южная генерирующая компания — ТГК-8», но уже через три месяца он стал заместителем руководителя департамента ТЭК Краснодарского края, а в конце 2010 года был назначен вице-губернатором.

Поговаривали, что продвижению Лукоянова по карьерной лестнице способствовали дагестанские бизнесмены братья Ахмед и Магомед Билаловы, контролировавшие тогда в Краснодарском крае ряд крупных энергоактивов, включая крупнейшего гарантирующего поставщика электроэнергии — ОАО «НЭСК». В пользу этой гипотезы говорит, например, то, что Вадим Лукоянов, будучи главой департамента ТЭК, входил в состав совета директоров НЭСК и покинул его после того, как Билаловы продали этот актив. Однако одиозные братья уже два года как покинули Россию, а на карьере Лукоянова это никак не сказалось.

Похоже, что быстрый взлёт молодого вице-губернатора объяснялся проще — его высокой профессиональной репутацией. От многих своих коллег-чиновников Вадим Лукоянов выгодно отличался умением говорить по существу проблем и глубоко вникать в детали, часто общался с журналистами, предпочитая живые, а не написанные пресс-службой интервью. И уж во всяком случае его практически никогда за глаза не называли коррупционером. «Всё, что я делал, происходило публично. Я не имею намерения скрываться и препятствовать следствию. Прошу дать мне возможность вернуться на работу», — обратился Вадим Лукоянов к судье на заседании 17 февраля, но получил отказ.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1