С ноября 2016 года в ДГТУ функционирует принципиально новая для региона образовательная площадка — Детский университет. В дополнение к нему открыт Родительский университет. Цель этих проектов — обеспечить поддержку детей и родителей посредством создания возможностей построения успешной образовательной траектории на разных возрастных этапах.

"> Влюбить в профессию | Эксперт ЮГ

Влюбить в профессию

579
8 минут

С ноября 2016 года в ДГТУ функционирует принципиально новая для региона образовательная площадка — Детский университет. В дополнение к нему открыт Родительский университет. Цель этих проектов — обеспечить поддержку детей и родителей посредством создания возможностей построения успешной образовательной траектории на разных возрастных этапах.

Влюбить в профессию

Поделиться

О сути и значении этих проектов рассказывает Светлана Пономарёва, начальник управления профессиональной ориентации и поддержки талантливой молодёжи ДГТУ.


— В чём суть проекта «Детский университет»? Как он появился?

— Современные дети — это новое поколение, которое проявляет свои интересы во многом иначе, чем их предшественники. Они отдают предпочтение технологическим продуктам и современным средствам коммуникации, которые обеспечивают широкие возможности для активности и самовыражения, у них формируются другие социальные приоритеты и жизненные ориентиры. Создание Детского университета стало откликом на существующие реалии и запросы родителей. Суть проекта заключается в создании условий для всестороннего развития детей разных возрастных групп с учётом их интересов и способностей с дальнейшим проектированием их образовательной траектории, профессионального продвижения.

По поручению губернатора Ростовской области ДГТУ как опорный вуз стал площадкой для создания Детского и Родительского университетов. Они вошли в региональный проект «Воспитан-на-Дону», который реализуется в рамках федеральной стратегии воспитания в Российской Федерации до 2025 года.

В самом деле, кто, как не мы, опорный университет, в состоянии влюбить детей в будущую профессию, в частности в инженерные специальности? Тем более что у нас имеется определённый опыт работы в направлении ранней профориентации. Это стало отправной точкой в определении современных образовательных идей и реализации инновационного подхода в организации взаимодействия вуза с родительским сообществом и детьми как нашими будущими потенциальными студентами.

— А какова основная функция Родительского университета?

— У современных родителей возникает множество вопросов, связанных с воспитанием и развитием детей. К нам, преподавателям ДГТУ, регулярно с различными вопросами обращаются родители абитуриентов и студентов — после каждого дня открытых дверей мы проводим анкетирование, так что статистика накоплена обширная.

Не у всех родителей есть какие-либо основы педагогических знаний и навыков, хотя на самом деле им приходится быть педагогами ежедневно. Мы совместно со специалистами ряда вузов Ростовской области — РостГМУ, ЮФУ и других — постарались организовать пилотную образовательную площадку, которая могла бы дать родителям, а также тем, кто только собирается ими стать, представление о том, как правильно взаимодействовать с детьми. Основная функция Родительского университета, на мой взгляд, заключается в помощи и поддержке родителей в выполнении их воспитательной миссии.

— Почему ДГТУ считает важной реализацию проекта «Детский университет»? Ведь детская аудитория традиционно является целевой для различных организаций дополнительного, дошкольного, общего (начального) образования?

— Ранняя профессиональная ориентация, о которой в последние десятилетия позабыли, на самом деле важна. Сейчас дети в учебных аудиториях зачастую не понимают, зачем они после школы поступили в то или иное учебное заведение. В 90 процентах случаев, если студента спросить, почему он поступил именно сюда, он ответит, что так решили родители. В результате возникают такие ситуации, когда ещё в процессе обучения студент осознаёт, что та профессия, которой он обучается, ему неинтересна, и либо отчисляется, либо завершает образование, но потом становится не слишком хорошим специалистом или вообще не работает по специальности. Ведь это фактически загубленная жизнь — заниматься тем, к чему не лежит душа. Чтобы избежать таких случаев, вопросами профессиональной ориентации нужно задаваться с раннего возраста. Мы работаем с детьми в возрасте от пяти лет. В зависимости от того, что ребёнку больше нравится, например, рисование или игра с конструктором LEGO, или что-то ещё, можно сделать выводы о преобладающих наклонностях. Исходя из интересов и способностей детей, мы подбираем программу для их развития.

Кроме того, ДГТУ — образовательное учреждение с огромным опытом работы и развитой инфраструктурой. Здесь формируется кампус европейского типа: все учебные корпуса, общежития, объекты спортивной инфраструктуры располагаются локально, в одном месте. Комфортная стоянка, удобное территориальное расположение — также важные факторы для родителей, которые возят к нам детей со всего Ростова и из близлежащих пригородов. У нас есть соответствующим образом оборудованные помещения, а самое главное — тщательно подобранный преподавательский состав. Мы смогли создать такие условия, что дети, которые приходят к нам по воскресеньям, выходят к своим родителям с горящими глазами.

— Работая над концепцией Детского университета, вы ориентировались на какие-то примеры? Существуют ли в России аналогичные учреждения?

— Конечно, мы знакомились с существующими практиками, в России они есть — например, Университет детей при Политехническом музее. Однако у нас всё-таки другой подход, мы не копировали чужие концепции. Особенно это касается создания системы непрерывного образования, начиная с уровня детского сада и заканчивая трудоустройством после выпуска из университета.

— Но ведь и в детском саду, и в школе, и в вузах есть свои программы обучения. Зачем нужна дополнительная?

— Программы обучения, конечно, и в детском саду, и в школе, и в вузах есть. Проблема в том, что они крайне плохо стыкуются друг с другом. Выпускники детского сада оказываются не готовы к школьному обучению, по завершении начальной школы не готовы к средней, выпускники школ — к вузовским образовательным подходам. Мы же ориентируемся на создание своего рода «сквозной нити», которая помогает определить вектор развития ребёнка, повысить возможности успешного раскрытия его индивидуальных особенностей. При этом наша образовательная программа ни в коем случае не повторяет детсадовскую или школьную. Мы взаимодействуем с ребёнком как с личностью и стараемся по мере возможности раскрыть его потенциал, причём отдаём предпочтение игровым формам организации работы. Современные дети лучше всего развиваются в условиях интерактивного взаимодействия.

— Какова целевая аудитория проекта?

— Каких-то ограничений или цензов у нас нет, так что можно сказать, что целевая аудитория — все дети в возрасте от 5 до 14 лет. Мы не вели какой-то масштабной целенаправленной работы по продвижению проекта, по расширению набора — работает, скорее, «сарафанное радио». Проекты ведь только-только запущены: Родительский университет начал работу 18 ноября, Детский — 29 октября, на нашем всероссийском фестивале науки «Включай ЭКОлогику». Однако, несмотря на то, что проект едва начался, набор в Детский университет уже составил 656 детей и будет вестись до конца января 2017 года. Поскольку с учебной инфраструктурой у нас никаких проблем нет, мы можем позволить себе по-настоящему масштабный набор. Регистрация открыта на сайте ДГТУ, она доступна для всех желающих.

Первые занятия уже прошли, было проведено тестирование, дети распределены по группам. Максимальное количество обучающихся в одной группе — 7 человек (кроме самых старших детей, которые готовятся перейти в Академию абитуриента — там группы могут быть по 10–12 человек).

— Как вы набираете преподавателей? Есть ли сложности с кадрами?

— Мы проводим тщательное собеседование с желающими участвовать в реализации нашего проекта. Категорически не сотрудничаем с теми, кто просто хочет заработать денег, — нам важна заинтересованность преподавателя в проекте, интерес к его развитию. Подбираем открытых людей, которые любят детей и умеют с ними работать. Кстати, в процессе собеседования мы и сами обогащаемся идеями по поводу развития проекта.

— Как организован учебный процесс?

— В Детском университете программа для детей составляет 96 часов, в Родительском университете — 48 часов. Продолжительность «урока» для малышей — полчаса (больше не позволяют санитарные нормы), у более старших детей — 45 минут. В день с детьми проводится 4 урока. Таким образом, в целом учебный день длится от двух часов. Занятия проходят каждое воскресенье. Это касается основной программы — то, что нужно пройти, чтобы получить соответствующий сертификат. Однако доступны также и дополнительные программы, список их для Детского университета уже сформирован. Ребёнок может пойти поплавать в бассейне, позаниматься различными видами спорта. Также есть интенсивные курсы основ программирования для детей, курсы авиамоделирования, юных техников.

Занятия в Родительском университете проходят также по воскресеньям, что позволяет рационально распределять время членов семьи с учётом их интересов и возможностей. Для родителей мы тоже сформировали перечень дополнительных услуг с учётом их запросов. К примеру, некоторые родители, особенно папы, изъявляют желание посещать занятия по отдельным секциям (например, по авиамоделированию или робототехнике) вместе со своим ребёнком. Это для них хороший способ компенсировать недостаток совместного семейного досуга из-за постоянной занятости. Также есть курсы по основам медицинских знаний, по психологии и многое другое.

— Какова финансовая основа проекта? Сколько стоит обучение?

— Обучение в рамках основной программы Детского университета стоит 2 тысячи рублей в месяц, сотрудникам ДГТУ предоставляются скидки. Данная сумма — это компенсация наших затрат на зарплату преподавателям и вспомогательному персоналу. В остальном же все затраты, от закупки канцелярских принадлежностей и тетрадей до конструкторов, ложатся на наш вуз. В Родительском университете стоимость занятий — 1 500 рублей в месяц.

— Насколько можно судить, вопрос окупаемости проекта для университета не стоит. За счёт чего он финансируется?

— Абсолютно верно, мы не ставим задач по окупаемости. Финансирование идёт в основном из внебюджетных фондов ДГТУ. Определённый объем средств поступает по программе развития университета, но это лишь небольшая часть бюджета проекта. По сути, мы занимаемся инвестированием в будущие поколения, в уровень подготовки и талант наших завтрашних выпускников. Квалифицированные и мотивированные выпускники, получающие удовольствие от занятия любимым делом, — это благодатная почва для развития экономики региона и в конечном счёте страны в целом. Это наша главная задача как опорного университета.

На правах рекламы

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1